XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ
Литература второй половины XX в.
Литература второй половины XX в.
почувствовала на себе влияние двух только что завершенных мировых войн. Полмира лежало в
руинах, количество человеческих жертв измерялось миллионами. Человечество не могло оправиться
от шока преступлений германского нацизма и советского сталинизма...
Вторая мировая война расколола мир
на два «полюса»: социалистический лагерь, возглавляемый СССР, и капиталистический
лагерь, лидером которого стали США. Конечно, такая политическая, экономическая и культурная
«двухполюсности» мира не могла не сказаться на развитии культурного и
литературного процесса. Если в СССР и странах социализма усиленно насаждался
социалистический реализм, то на Западе преобладало раВНОобразие векторов
культурно-литературного развития.
Конечно, начало второй половины XX
в. ознаменован осмыслением горького опыта мировых войн (особенно Второй
мировой войны и движения Сопротивления фашизму). В Германии (стране, откуда гитлеризм
начал свой кровавый поход) таким осмыслением занималась литература расчета с
прошлым. Ярким явлением этой литературы является творчество уже знакомого вам
немецкого писателя Генриха Белля. Вспомните тяжелые размышления анонимного героя
рассказ «Путник, когда ты придешь в Спа...» над тем, а за что же, собственно,
он воевал и за какие идеалы его искалечена? Такие размышления не ограничиваются
одним-единственным персонажем - над ними размышляли миллионы бывших солдат
вермахта и других немцев, которые увидели позорное поражение гитлеровских амбиций
и претензий на мировое господство. Еще одним из немецких писателей, которые
разрабатывали подобную тематику, был выдающийся драматург Бертольт Брехт. В своей
драме «Жизнь Галилея» он поднимает острую проблему ответственности ученого за
свои открытия. Должен ли ученый служить любой власти, тем более той, которая
может использовать его открытие на зло другим людям? Ведь не забывайте, что эта
драма писалась во времена, когда перед человечеством встали новые, неслыханные ранее
угрозы. Стоит вспомнить хотя бы ужасы ядерного пожара, мгновенно унесла жизни
десятков тысяч жителей Хиросимы и Нагасаки, а ядерное оружие разрабатывали не какие-то
полуграмотные невежды, а интеллектуалы, ученые, высокообразованные специалисты. И разве
от этого легче матерям, дети которых сгорели в ядерном пламени? К
Чернобыльской трагедии 1986 г. было еще почти полвека, но писатель
поставил «диагноз», и нельзя не отдать должное дару этого провидца, который еще
в те годы предупреждал: «Атомная бомба и как техническое, и как общественное явление - это
конечный результат научных достижений и социальной несостоятельности»...
Размышления над тем, что такое человек и
мир в ситуации, когда все традиционные фундаментальные идеалы западной цивилизации
(гуманизм, вера в человека («Венец творения - человек»), ее ум, в
научно-технический и общественный прогресс и т. д.) были если не полностью разрушены,
то поставлены под сомнение, возникает такое явление, как философия экзистенциализма.
Показательным является то, что самые выдающиеся
философы-экзистенциалисты XX в. были одновременно выдающимися писателями. Такая
ситуация напоминала времена Просвещения, когда литературные гении - Вольтер, Д.
Дидро, Ж. Ж. Руссо и др. - в то же время были выдающимися философами:
художественной литературы они пропагандировали и распространяли свои идеи. В середине XX века.
такое сочетание тоже, конечно, было неслучайным, ведь именно в это время на первый
план выходит аллегоричность, інакомовність, параболічність литературных произведений.
И вообще, применение параболы,
аллегории, притчи - излюбленный прием писателей второй половины XX ст. Так,
французский писатель-экзистенциалист Альбер Камю в своем известном романе
«Чума» вроде бы изобразил эпидемии этой страшной болезни в городе Оране.
На самом деле, есть десятки ассоциаций («фашизм - коричневая чума»), намеков (черный
дым, словно дым крематориев концлагерей), предосторожностей (бацилла чумы никогда не
исчезает, как не исчезает и опасность повторения фашизма) свидетельствуют о глубинном
інакомовний пласт, подтекст этого литературного шедевра.
Один из французских
философов-экзистенциалистов и одновременно известный писатель Жан Поль Сартр
заявил: «Экзистенциализм - это гуманизм». Даже в аллегорическом романе А. Камю
«Чума» есть прямое авторское признание: «Люди больше заслуживают восхищения, чем
на пренебрежение». И в то же время у автора оказывается мужественная позиция сопротивления злу,
поскольку, по авторскому свидетельству, смысл романа заключается и в освещении
«борьбе европейского Сопротивления против фашизма» (очень важно, что и сами
писатели-экзистенциалисты принимали участие в движении Сопротивления фашистам).
Інакомовлення, притчеподібність
присущи и творчеству известного американского писателя Эрнеста
Хемингуэя. Именно глубокий философский подтекст (знаменитый принцип «айсберга»)
присущий многим его произведениям, в том числе и повести «Старик и море». По
внешним простым рисунком (старый Сантьяго поймал, но не смог уберечь рыбу)
скрытый такой ассоциативный ряд, что количество комментариев этого произведения несколько
раз превзошла его объем.
Со второй половины XX в. в мировой
культурное пространство активно входит художественная литература Японии. Благодаря
переводам западные читатели читают произведения японских авторов. Начиная с 1945 г.
Япония твердо стала на курс либерально-демократических реформ, которые способствовали ее
стремительному политическому, экономическому и культурному возрождению и росту
(«японское чудо»), продолжаются и сегодня. Сразу после окончания
войны были сняты все идеологические запреты и диктати и уже в конце 1945 г.
было организовано новые литературно-периодические издания, началась публикация
произведений, написанных «в стол» во время войны такими выдающимися мастерами слова,
как Танидзаки Дзюнъитиро, Наоя Сига.
На вторую половину 1940-х - 1950-е
годы приходится деятельность двух значительных литературных группировок «Сенгоха»
(«послевоенное» - аналог французского литературного группировки «после войны»),
возникло в январе 1946 г. вокруг журнала «Кіндай бунгаку» («Литература новой
эпохи»). Писатели этой группировки выступали за возрождение и
демократизацию литературы, пытались отделить литературу от политики и
сориентировать ее на традиции отечественной и современной западной модернистской
литературы. Ведущими темами творчества писателей «послевоенной группы» стало
осуждение войны, показ страданий, которые она приносит, судьба «маленького человека»,
обманутой ложными идеалами прошлого. С деятельностью этой группировки связан
вступление к литературе одного из виднейших представителей послевоенного японского
литературы Кобо Абэ. В конце 1950-х - 1970-е годы в японской литературе
появляется большое количество автобиографических, бытовых, детективных, исторических
произведений, а также произведений, которые характеризуются углубленным изучением психологии
человека (Ясунари Кавабата, Юкио Мисима, Кэндзабуро Оэ и др.). Художественный арсенал
писателей этого времени составляют в основном приемы авангардистской
литературы.
В 1968 г. японский писатель
Ясунари Кавабата (1899-1972) становится первым Нобелевским лауреатом в области
литературы за успехи в области литературного творчества. Кавабата широко известен за
рубежом многочисленными переводами своих произведений, таких как «Страна снега», «Тысяча
журавлей», «Древняя столица», «Стон горы» и др. Его стиль пронизан
стремлением к красоте, необыкновенным лиризмом и обостренной чувствительностью. Он сумел
филигранно совместить лучшее из литературной техники Востока и Запада.
Успех японской литературы был
неслучайным. Об этом свидетельствует то, что в 1994 г. Нобелевская премия по литературе
была присуждена еще одному японскому писателю - Кэндзабуро Оэ. А нынешняя
популярность японского писателя Харуки Мураками - еще одно свидетельство
необычного интереса, который японская культура и литература имеют в мире.
Еще одним примечательным явлением
литературного процесса второй половины XX в. является активизация литератур стран
«третьего мира», в частности выход на авансцену мировой литературы 1950 - 1960-х
лет романа и поэзии Латинской Америки. В 1960-е годы небывалого расцвета
потерпел латиноамериканский роман. Вскоре он получил на самом деле мировое
признание. Среди его самых ярких представителей можно назвать Г. Гарсиа
Маркеса (Колумбия), Г. Астуріаса (Гватемала), А. Карпентьєра (Куба), К.
Фуэнтеса (Мексика), X. Кортасара (Аргентина), М. Варгаса Льосу (Перу) и др.
Обновление латиноамериканского
романа происходит в двух главных направлениях. Во-первых, модернизировался
повествовательный стиль: в арсенале современных латиноамериканских писателей имеющиеся
сложная техника композиции и повествования, временные смещения, монтаж, поток
сознания, полифоничность, элементы фантастики, обобщенно-символические формы,
сложные неоміфологічні модели, раВНОобразные реминисценции и аллюзии.
Во-вторых, была существенно модернизирована
тематика латиноамериканского романа. Он активно впитывает высокие интеллектуальные
достижения мировой культуры. В то же время новая фаза развития латиноамериканского
романа характеризуется углублением интереса к национальной культуре. Однако
в отличие от предыдущих попыток, которые в своем большинстве касались внешних,
в основном этнографических реалий латиноамериканской действительности, представители
нового романа с социально-бытовыми приметами пытаются постичь глубинные,
корневые основы национального бытия. Именно отсюда тот углубленный интерес к
мифологических истоков современной культуры, которые, по мнению многих художников, предопределяют
оригинальность и самобытность национального типа мышления и мировосприятия,
выступают в роли его скрытых движущих сил и придают ему глубинного,
философско-символического смысла.
Отсюда возникает яркая
характерный признак нового латиноамериканского романа, получившая название
магический реализм, то есть такого метода изображения действительности, в котором
рационально-логическая картина мира причудливо сочетается с алогичными,
мифологическими формами ее смыслового измерения и интерпретации. Истоки магического
реализма прослеживают с 1949 г., когда появляются первые произведения,
начинают его, как романы А. Карпентьєра «Царство от мира сего» и М.
Астуріаса «Маисовые люди».
Характерными героями произведений магического
реализма выступают индейцы, которые являются носителями кардинально отличного от
европейского типа мышления и мировосприятия. Вершинных достижений магический реализм
достиг в творчестве одного из виднейших представителей латиноамериканской и
вместе с тем мировой литературы Габриэля Гарсиа Маркеса Так, в его известном
романе «Сто лет одиночества» особенности мифологического мировоззрения
(например, возможность «возвращения» героев после смерти) соединены с
наиболее реальными приметами общественно-политической жизни Латинской Америки
середины XX века. В то же время художественные завоевания нового латиноамериканского романа
не исчерпываются использованием элементов магически-мифологического типа
мировосприятие и активно впитывают весь арсенал художественных приемов от
сюрреализма до постмодернизма. Таким же широким является и спектр тематики, что его
разрабатывает современный латиноамериканский роман.
Все сказанное дает основания вести речь
об активизации во второй половине XX в. ведущих жанров интеллектуальной прозы
-романа-параболы и романа-мифа. Недаром один из самых известных модернистов XX
ст. Т. С Элиот отмечал: «Вместо повествовательного метода мы можем использовать
теперь мифический метод».
Нужно отметить, что отличительной
особенностью литературного процесса последней трети XX в. стало перерастания модернизма
в постмодернизм.
...Сейчас мы живем в новом XXI в.,
годы и десятилетия которого уже тоже становятся историей... Все в этом мире
повторяется, в том числе и «грань веков»...