4 КЛАСС
ВЕСЕЛЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ И УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ СО СКАЗОЧНЫМИ ГЕРОЯМИ
Урок 18
Тема. Повесть-сказка. Джоэль Чендлер Харрис «Братец Лис и братец Кролик»
Цель: сформировать у учащихся первоначальные представления о личности выдающегося американского писателя; расширять словарный запас; развивать умение характеризовать действующих лиц, кратко воспроизводить последовательность событий, формулировать главную мысль произведения; развивать чувство юмора.
Оборудование: карта мира; портрет Джоэля Чендлера Харриса; иллюстрации к сказке; сценические маски; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
- Как называется раздел, который мы изучаем?
- Какую повесть-сказку мы уже прочитали?
- Сегодня мы познакомимся с произведением известного американского писателя Джоэля Чендлера Харриса «Братец Лис и Братец Кролик». Это одна из сказочных историй, из которых состоит книга «Сказки дядюшки Римуса».
У каждого из нас есть любимые с детства книги сопровождают нас всю жизнь. В таких незаурядных книг принадлежат и произведения
Джоэля Чендлера Харриса «Вечера с дядюшкой Римусом», «Мистер кролик дома», «Дядюшка Римус и Братец Кролик» и другие. Они полны доброго юмора, неиссякаемой фантазии и народной мудрости.
III. Работа над новым материалом
1. Сведения об авторе
1) Самостоятельная проработка учащимися статьи учебника «Джоэль Чендлер Харрис».
2) Обсуждение прочитанной статьи.
- Где и когда родился Д. Ч. Харрис?
- О чем он писал в своих стихах?
- Какие самые известные книги поэта?
2. Подготовка к чтению
>> Словарная работа
Помурують
гонялся
обещался
скверный
порки
на рассвете
- Что означают слова: пошурують, скверный?
3. Чтение учителем сказки «Братец Лис и Братец Кролик»
Ученики внимательно слушают и определяют действующих лиц.
4. Анализ произведения
- Понравилась ли вам сказка?
- Назовите действующих лиц сказки.
- Почему Братец Кролик был вынужден пригласить Лиса в гости?
- Как ему удалось избежать опасности? О чем это свидетельствует?
- Что понял Кролик, когда пришел к Лису в гости? Как он перехитрил хозяина?
5. Выборочное чтение
- Докажите, что Кролик был умным, сообразительным и находчивым. Рассуждая, используйте текст сказки.
6. Чтение по лицам
7. Работа по рисунку учебника
- Найдите и прочитайте, как об этом сказано в сказке.
- Чему учит нас эта сказка?
8. Упражнения на совершенствование техники чтения
1) Игра «Дополни предложение».
• А Кролик так и сяк умудрялся, чтобы его Лис...
• Он мне такой раВНОс...
• Ждут они, ждут ...
• Если миска упадет - ...
• Если видишь рыжий хвост - ...
2) Игра «Кто быстрее?».
- Дочитайте слова: при...(мудрявся), (ходь), (гостить); по... (любки), (зирнув), (важав); по... (болтать), (сажал), (прыгал).
9. Творческая работа
- Разделите сказку на части и к каждой нарисуйте иллюстрацию.
10. Краткий пересказ сказки
IV. Итог урока
- Чему учит сказка?
- Что бы вы посоветовали Братцю Лысую?
- Определите хорошие и плохие поступки действующих лиц сказки.
V. Домашнее задание.
- Подготовьте спектакль по сказке.