ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ

Борис Пастернак «Определение поэзии», «По стене сбегали стрелки...», «Зимняя ночь»

 

Борис Пастернак (1890-1960) - российский поэт, прозаик, переводчик, лауреат Нобелевской премии 1958 года. Мастер философской и пейзажной лирики, Пастернак сделал значительный вклад в развитие поэзии XX века.

Родился 10 февраля 1890 года в Москве. Его отец - известный художник, академик Петербургской академии художеств Леонид Осипович Пастернак и мать - пианистка Розалия Ізидорівна Пастернак - 1889 года переехали в Петербург из Одессы.

Детские годы прошли в атмосфере искусства и литературы, встреч с выдающимися творческими личностями. В помещении Пастернаків устраивались домашние концерты, в которых принимали участие музыканты, писатели и художники, среди которых бывали Александр Скрябин, Лев Толстой, Сергей Рахманинов, Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов.

В 1903-1909 годах занимался музыкой, под руководством выдающихся авторитетов изучал теорию композиции.

в 1909 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. в 1912 году изучал философию в Марбургском университете (Германия).

1913 года Пастернак оставил занятия философией и сосредоточился на литературной работе. Присоединился к футуристического группировка «Центрифуга». В это время вышли в свет первые его поэтические сборники: «Близнец в тучах» (1914), «Поверх барьеров» (1917).

Родители Пастернака 1921 года по личному ходатайству Анатолия Луначарского покидают советскую Россию. В 1920-е годы у Бориса Пастернака начался период зрелого творчества. Тогда он опубликовал сборник «Сестра моя - жизнь» (1922), принесшую ему широкую популярность, работал над историко-революционными поэмами «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», роман в стихах «Спекторский». Примкнул к деятельности творческого объединения «ЛЄФ».

На рубеже 1920-х - 1930-х годов были созданные сборник стихов «Второе рождение» и прозаические произведения «Охранная грамота» и «Повесть». На это время приходится короткий период официального признания творчества Пастернака в СССР. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР, выступает на ее первом съезде.

в 1935 году Пастернак заступается за мужа и сына Анны Ахматовой, которые были освобождены из тюрьмы только после писем Сталину. В январе 1936 года он публикует два стихотворения со словами восхищения Сталиным, но уже в середине 1936 года отношение властей к нему меняется - ему упрекают мировоззрением, что не соответствует эпохе, требуют безусловной тематической и идейной перестройки. 1937 года Пастернак проявляет незаурядную гражданское мужество и отказывается подписать письмо с одобрением расстрела маршала Тухачевского и других, не таясь посещает дом репрессированного писателя Бориса Пильняка. Это приводит к длительному периоду отстранения от официальной литературы. Стихи приобретают более личного и трагического оттенка.

В конце 1930-х годов Пастернак обращается к прозе и переводам, которые в 1940-х годах становятся основным источником его заработка. Именно в этот период созданы переводы, которые стали классикой: Шекспировские трагедии «Фауст» Гете, «Мария Стюарт» Шиллера, произведения Рильке, Верлена, Кляйста, грузинских поэтов и других авторов.

в 1943 году вышла его поэтическая сборник «На ранних поездах».

В течение десяти лет (с 1946 до 1955 года) Борис Пастернак работал над романом «Доктор Живаго». По оценке самого автора роман является вершиной его творчества как прозаика. В нем отражено широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начале ХХ-го столетия до гражданской войны. Роман очень поэтический, сюжет сопровождается стихами главного героя - Юрия Андреевича Живаго. В нем освещаются основные вопросы человеческого существования - жизнь и смерть, взгляд на историю, христианство, иудаизм. Неоднозначным было отношение автора (в лице главного героя) до октябрьского переворота и последующих изменений в жизни страны.

Официальные советские литературные деятели встретили роман очень негативно, в печати было отказано.

Публикация романа состоялась на Западе: сначала в Италии (1957), затем - в Великобритании. Это привело к настоящей травле Пастернака в советских изданиях его исключили из рядов Союза писателей СССР, на страницах советских газет печатали откровенные образы.

1958 года Нобелевский лауреат Альбер Камю выдвинул кандидатуру Пастернака для награждения литературной Нобелевской премией, и Пастернак стал вторым русским писателем (после Бунина), которому была вручена эта почетная награда.

Несмотря на то, что премия была присуждена «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продление традиций великого русского эпического романа», усилиями официальной советской властей она должна была надолго запомниться связанной с романом «Доктор Живаго», антисоветская сущность которого постоянно освещалась. Для советской пропаганды это стало лишь поводом, чтобы усилить травлю Пастернака.

Московская организация Союза писателей СССР требовала выслать писателя из СССР и лишить его советского гражданства.

Под давлением общественного травли Пастернак был вынужден отказаться от награды. Джавахарлал Неру и Альбер Камю ходатайствовали за Нобелевского лауреата перед Никитой Сергеевичем Хрущевым, но все было напрасно. Хотя писателя не были расстреляны или осуждены, как это происходило в сталинские времена.

Борис Пастернак умер 30 мая 1960 года в Переделкино под Москвой от рака легких. Сотни людей пришли на его похороны, несмотря на опалу.

Начальный период творчества Пастернака был отмечен перекрестным влиянием символизма и футуризма.

Основными особенностями поэзии Пастеранка являются:

плотное переплетение тем природы, любви, искусства и их философское осмысление

• настроения удивления бытием, радостного восприятия мира, духовной открытости природе, выражение состояния эмоционального потрясения, «захват», «экстаза»

• воспроизведение непрерывного движения, динамики жизни, стремление охватить мир в целом.

В произведениях Бориса Пастернака всегда бросается в глаза внешняя случайность побуждений к написанию стихов. Вид с окна дачи, где рядом поле и кладбище, через что возникают мысли о недолговечность жизни, то свеча, которая горит на столе... Изображая чисто лирическую ситуацию или даже природу, Пастернак постепенно переходит к мыслям философского плана. Чрезвычайно точные зрительные образы картин, на которые поэт вроде бы заставляет своими глазами смотреть читателей, порой дополняют ассоциации, которые поражают неожиданностью. Но бывает и наоборот: абстрактная идея или понятие связанные с образами крайне будничными. Наверное, только Пастернак мог увидеть, что «время подобный таракана» («По стене стекали стрелки»). Это не только оригинальность собственного стиля, но и своеобразие мировосприятия самого поэта, которая не могла не отразиться в его произведениях.

«Определение поэзии». Первые стихи Пастернака датировано 1912 года. Литературная жизнь десятых годов XX в. поражало раВНОобразием. Юный поэт присоединился к футуристического группировки «Центрифуга». В сборниках этой группировки печатал свои стихи и статьи, не придерживаясь строгих рамок и требований, поставленных футуристами. Чуть позже Пастернак познакомился с В. Маяковским, творчество и личность которого произвели неизгладимое впечатление. Футуристы привлекали поэта прежде всего установкой на восстановление поэтического языка, на художественный эксперимент. Впрочем, в дальнейшем в своем развитии он отошел от юношеских вкусов, прокладывая в поэзии собственный путь.

Одним из стихотворений, отмеченных чертами увлечение Пастернака футуризмом, является «Определение поэзии», входящей в цикл «Занятия философией» из сборника «Сестра моя - жизнь».

Стихотворение было написано в 1917 году. В нем поднимается тема поэзии, представлена попытка определить ее природу. Тема поэзии, те или иные аспекты поэтического творчества постоянно привлекали внимание чуть ли не всех поэтов. В русской литературе эту тему поднимали такие поэты, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Маяковский, Есенин, Ахматова, Цветаева и много других. Свой вклад в разработку темы природы поэтического творчества вложил и Пастернак. Пытаясь дать определение поэзии, лирический герой охватывает взглядом, слухом и осязанием все вокруг.

Это - загуслий заливистый свист,

Это - при берегу шелчок льодинок.

Это - умерзлий в темноту письмо,

Это - нескольких соловьев поединок.

Протягивая цепочку таких метафорических определений поэзии от начала до конца стихотворения, автор создает удивительную картину, в которой «сладкий притихший горох» сосуществует рядом с Вселенной. В такой поэтической картине исчезают границы не только между природой и искусством, но и между прозой жизни и поэзией духа, между бытом и бытием, между внешним миром и лирическим «я».

Как и мир природы, лирический герой Пастернака находится в состоянии потрясения. Ему присущи настроения экспрессивно обостренного восприятия жизненной стихии, экстатического удивления миром, яркое переживание удивительного родства с природой.

Автор всем своим существом чувствует поэзию в окружающем мире. Она звучит для него в вещах: птичьем свисте, ночных заморозках, в стручке гороха, в капле росы. Природа и искусство в воображении поэта сочетаются в одно целое. В грохоте летней грозы поэт чує. радостную музыку Моцарта. Картину грома Пастернак изображает с помощью аллитерации по: накопление звука «р» («Фигаро низвергается градом на грядки») передает грохот грозы. Образ ливня создает ощущение перетекания музыки в поэзии, поэзии - в музыку. Поставив рядом обыденные вещи (грядки гороха) и возвышенные (музыку), автор достигает впечатления единства земного и небесного. Используя распространенную метафору, поэт изображает таинственную, полную поэзии ночь, окутавшая землю. Стих насыщен необычными метафорами, сравнениями: «двух соловьев поединок», «слезы вселенной», «к звездам лица хохотать». Строки стихотворения вроде набегают один на один, образуя стремительный поток образов, красок, звуков, света. Начиная «определение» поэзии из мелких деталей, автор постепенно наращивает их и расширяет картину до космических масштабов: свист - ледышки - соловьиный пение - грядка гороха - капля воды - грозовой дождь - звездная ночь - Вселенная. Необычной является и синтаксическое строение стиха. В нем преобладают именительные, безличные, неполные предложения. Поэт отзывается, будто чем-то пораженный человек, у которого слова вырываются вроде бы стихийно, сами по себе.

«Определение» поэзии Пастернак не случайно связывает с весной и летом, потому что именно эти времена года символизируют пробуждения и цветения природы. А поэзия призвана пробуждать в человеке лучшие чувства, давая возможность расцветать ее души.

Таким образом, в пастернаківскому стихи поэзия предстает воплощением всего сущего в его единстве и бесконечности. Чтобы выразить сущность искусства, автор не находит ничего более емкого и точного, чем перечень явлений окружающего мира. В центре его поэтического вселенной прекрасно «уживаются» высокое и низкое.

Поэзия «По стене стекали стрелки...» входит в сборник «Сестра моя - жизнь» (1917). Стихи этой книги писались летом 1917 года, основной корпус ее был создан за несколько месяцев. Первые месяцы после свержение царизма - период больших надежд, веры в близкое торжество разума и социальной справедливости. Все, кто вспоминал поэта в эти дни, отмечали его счастливый, довольный и радостный вид.

Лирический герой книги - это освобожденная революцией гармоничная человек, естественная и целостная, внутренне слита с природой и всей вселенной и вместе с тем человек, которая вобрала в себя всю предыдущую культуру, весь предыдущий человеческий опыт, человек, для которого характерны глубокие интимные переживания и предчувствия больших перемен, которые несет новая эпоха. В книге отразились две реальные поездки Пастернака к Елене Александровны Виноград на ст. оманівка и м. Балашов (Саратовская губерния).

Свесил лес свинцовые пряди,

Синие репейники в томлении,

Он - в слезах, а ты - прекрасна,

Вся, как день, как нетерпение!

Почему он плачет, здитинілий?

Может, видел день счастливых?

Может, подсолнухи созрели

И - солнца погасли в ливнях?

Мысль о глубоком родстве природы и искусства занимает центральное место в художественной философии поэта. Искусство, по убеждению Пастернака, - это не «вторая реальность», которая отображает природу или соперничает с ней, а органическая часть природного мира. Оно зарождается в недрах природы и освещает ее законы и тайны. Оно призвано не «изобретать» что-то свое, а «находить» скрытые сокровища в внешнем мире.

«Зимняя ночь». Этот стих входит в поэтический цикл, завершает роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Он посвященный Ольге Івінській - женщине, которая сыграла важную роль в жизни Пастернака и стала прототипом Лары в романе „Доктор Живаго”.

Это произведение - фрагмент любовного романа, лирический рассказ о страстной любви, освященное скрещением ангельских крыльев. За стенами комнаты - снежная метель, метель самой жизни с его трудностями и тревогами. В комнате на столе горит свеча, свет которой согревает две уставших от жизни души.

Стихотворение написано под впечатлением свидание поэта с ней на даче в Переделкино. Уже тогда они поняли, что не могут жить друг без друга.

Следовательно, произведение написано под впечатлением конкретного факта из жизни Пастернака. Но, безусловно, он выходит за рамки автобиографического. Ни О. Івінської, любимого выдающегося поэта, ни самого Б. Пастернака уже нет. Но свеча, зажженная силой любви поэта, горит всем февральским заметілям на зло.

Этот стих странный. Возможно, даже с первого чтения не постигаешь его колдовства. Но постепенно как будто попадаешь под магия его слов, завораживает его волшебная музыка... И настроение чудесным образом меняется, душа словно очищается, осветляется, возвышается.

Тягучий ритм, поразительные асонанс (создан звуками И, Е) и аллитерация (прием, основанный в данном случае на повторении звуков М и Л) первых двух строк в начале стихотворения заставляют нас представить ночную безмолвие, безжизненность пространства, где царит мрак и холод, злобу метели, что бросает снежные хлопья в освещенное окно.

Жизнь природы и человеческих чувств здесь синхронизируется: метель любовной страсти длится столько, сколько метет по земле метель. Плетение снежинок за окном превращается в узоры теней в усеянной свечой комнате. А сквозь эти узоры, навеянные всепоглощающей стихией любви-метели, проступает контур главного рисунка - креста. Он прочитывается в объятиях влюбленных, обозначая одновременно силу чувственной страсти, которая приковывает их друг к другу, и перекресток их жизненных путей:

Схрестились руки и уста,

Схрестились судьбы.

Через две строфы контур креста возникает еще раз - как эмблема „высокого соблазна”:

На свечу дышала мгла,

И соблазна сила КрестообраВНО подняла,

Как ангел, крылья.

Гармония чувств, гармония желаний, гармония надежды...И неугасимая свеча становится символом вечной и всепобеждающей любви, над которым не властны ни время, ни пространство, ни короли.

Итак, уже в первой строфе зашифровано все, что будет раскрыто в последующих строках. В стихотворении есть два основных символы - метель и свеча. Символы эти многозначны, они приобретают философского характера, достигают вселенского масштаба. Стихотворение построено на антитезе: противодействуют и взаимодействуют (единство и борьба противоположностей) два символа, два мира, две стихии.

Метель - это не просто явление природы, свеча - воск, что не просто тает от огня. Пастернак подчеркивает всеохватность метели, которая «метет по всей земле», застилает свет, сбивает с жизненных ориентиров, угрожает, окутывает холодом душу. Она враждебна уюта и теплую, стремится погасить огонь, мешает единению родных душ.

И даже в человеческом жилище, защищенном от стужи февральской метели, нет покоя: «на озаренную потолок ложились тени», на свечу «дует из угла», капает слезами «воск ... с ночника».

Что может противопоставить человек враждебном миру и ощущению потерянности в холодном пространстве? Только любовь, огонь души.

Когда встречаются он и она - отступают тьма и холод, мир становится надежным, знакомым, узнаваемым. Тогда поэт использует другую лексику. Автор включает в философские стихи простые и привычные слова: платье, туфельки, ночник, слезы, воск. Бытие и быт здесь сосуществуют, дополняя друг друга. Предельно конкретные вещи, те, что окружают человека ежеминутно, ходя в стихотворение, получают обраВНОе воплощение и становятся олицетворением вечных истин. Повседневная обнажает значительное и вечное...

Сцена свидания описана предельно откровенно, но и чрезвычайно целомудренно и возвышенно. Мы видим брошенное на стул платье, туфельки, упали на пол, тени мелькают, сливаются воедино.

В нескольких строках - любовный порыв двух близких людей, ищущих опоры друг в друге во враждебном мире. их словно осеняет ангел. Чувства двух освященные поэтом. Он утверждает: метель бессильна. Она не может затушить горящую свечу. Всемирная метель и хрупкий огонек свечи вступают в противодействие, и побеждает свет! Горящая свеча также перерастает в символ: это маяк для одиноких путников, магнит для любящих сердец, ориентир для тех, кто жаждет света, гавань для тех, кто сбился с дороги, пристань для тех, кто отчаялся, устал и заблудился. Свеча горит вопреки злым силам.

В финале стиха, который имеет кольцевую композицию, лед побежден огнем, мрак потеснен светом. Метель - лишь февральская метель, которая обязательно отступит под напором весны. Отсутствие повтора «мело, мело» в последней строфе снимает ощущение безысходности.

Очень хочется точку в конце заменить восклицательным знаком, потому что уверенность и сила исходят от последних строк, в них утверждается идея беспредельности высоких чувств и силы любви, которая не повинуется обстоятельствам. Автор рассуждает о проблеме онтологического характера, склоняясь к философским обобщениям. Художественной установкой Пастернака есть анализ соотношения человека и внешнего мира. Поэт устремлен вглубь, в суть явления, что постигается. Этот стих относится к медитативной лирики. Строки « Зимней ночи» - это своеобразный поток сознания, который охватывает явления бытия и быта, внешнее и внутреннее, абстрактное и конкретное. Это своеобразный философский этюд с життєстверджувальним финалом, в котором сочетаются элегические размышления со своеобразными пейзажными зарисовками, что образуют параллель с внутренним миром человека.

Стихотворение «Зимняя ночь» метафорический. Обычный поэт видит мир сквозь «магический кристалл». Сам Пастернак определял метафоризм как «естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач. При этом несоответствия она вынуждена смотреть на вещи по-орлиному зорко и объяснять мгновенными и сразу понятными озарениями. Это и есть поэзия. Метафоризм - стенография выдающейся личности, скоропись ее духа». Многозначная метафора для Пастернака - единственно возможный способ запомнить многозначный мир вокруг и внутри человека.

Стих написан чотиристопним ямбом, удачно передает эмоциональную насыщенность и взволнованность текста. Но второй и четвертый строки в строфах укороченные и имеют только две стопы. Возможно, это перебивки ритма и придает энергии строкам, делает стихотворение динамичным, экспрессивным.

Итак, перед нами сплав философской и любовной лирики. К какому методу и направлению можно отнести этот стихотворный шедевр? Безусловно, изящное воспроизведение личностных чувств и переживаний, метафоричность текста, что создает настроение, музыкальность позволяют говорить о принадлежность стихотворения к импрессионизму. Но мы можем также утверждать, что стихотворению присущи и признаки символизма: пастернаковський мир синкретический, он не познается с помощью рациональных приемов, она доступна лишь интуиции, раскрывается с помощью намека, цветового решения, музыки (романсовість формы подсказывает современным композиторам мелодии, есть даже несколько удачных попыток положить стихотворение на музыку). Однако мы видим и романтичность чувство, и реалии жизни. Поэтому бессмысленно пытаться однозначно классифицировать стихотворение. Поэзия Пастернака больше, шире, глубже за любое окончательное определение. Он сам в книге лирики «Сестра моя - жизнь» писал: «Мне совершенно безразлично, как называется сила, давшая книгу, потому что она безмерно больше меня и поэтических концепции...»

Свеча поэзии Пастернака горит вопреки всем запретам и табу. И каждый может увидеть этот свет, и греться возле этого тепла, если в нем нет «той смертной безкрилості», которую ненавидел в людях сам поэт и его герой Юрий Живаго.