ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ

Александр Блок «Незнакомая», «Весна, весна, без границ и без края...», «Скифы»

 

Александр Блок (1880-1921) - российский поэт, драматург, переводчик.

Родился 16 (28) ноября 1880 года. Мать Блока - дочь ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова. Вскоре после рождения Александра мать поэта ушла от мужа, варшавского юриста Александра Львовича Блока, через невыносимые отношения. В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в гренадерських казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. Тогда же Блока отдали в гимназию. В 1898 году он окончил гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года Блок перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. В университете он знакомится с Сергеем Городецким и Алексеем Ремізовим. В 16 лет Блок увлекся театром и в Петербурге Александр Блок записался в театральный кружок. Однако после первого успеха ролей в театре ему больше не давали.

Первые стихи Блок написал в возрасте пяти лет. С 1894 до 1897 года он вместе с братьями создавал рукописный журнал «Вестник». С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. За 8 км было имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева. В 1903 году Блок женился с Любовью Менделєєвою, дочерью Д. И. Менделеева, героиней его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме».

В 1909 году происходит две тяжелые события в семье Блока: умирают ребенок Любови Дмитриевны и отец Блока. Чтобы вернуть себе душевное равновесие, Блок со своей женой едут отдохнуть в Италию. За итальянские стихи Блока избрали в творческое группировка «Академия». К него входили Валерий Брюсов, Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский. Летом 1911 года Блок снова едет за границу. На этот раз - к Франции.

В 1912 году Блок написал драму «Роза и Крест». Пьеса понравилась К. Станиславскому и В. Немировичу-Данченко, но ее так и не поставили в театре.

7 июля 1916 г. Блока взяли на военную службу. Поэт служил в Беларуси.

Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года Блока было принято на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, головнокомандувачів и других высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора. В августе Блок начал трудиться над рукописью, которую он рассматривал как часть будущего отчета Чрезвычайной следственной комиссии и который будет опубликован в журнале «Прошлое», и в виде книжки под названием «Последние дни Императорской власти» (Петроград, 1921).

В январе 1921 года Блок по случаю 84-й годовщины смерти Пушкина выступил в Доме литераторов со своей знаменитой речью «О назначении поэта».

Оказавшись в тяжелом материальном положении, он серьеВНО болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти Петербургом прошел слух (об этом вспоминает Георгий Иванов в «Петербургских зимах»), будто поэт сошел с ума. Действительно, накануне смерти Блок долго грезил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако, по показаниям Владислава Ходасевича, умер поэт в полном сознании. Поэт был похоронен на Смоленском кладбище. Отпевание состоялось в церкви Воскресения Христова. Прах Блока перезахоронен на Волковском кладбище.

До времен написания стихотворения «Незнакомая» (1907) тема любви уже нашла свое отражение в творчестве выдающегося русского поэта Александра Блока (1880-1921). В своем раннем поэтическом цикле «Стихи о Прекрасной Даме» (1904), созданном в годы увлечения символизмом и философией В. Соловьева, поэт создал образ «Вечной женственности», божественной и нетленной красоты. Однако в «Незнакомой» взгляд поэта на жизнь и место любви в нем ощутимо меняется. В стихотворении тесно переплетается символическое и реальное, углубляется разрыв между романтической мечтой и действительностью.

Стихотворение «Незнакомая» вошел в цикл «Город» (1904-1908) и был опубликован в сборнике «Нечаянная радость». В этот период для О. Блока символом цивилизации стал Петр Первый и его город - Петербург, которое воплощается в образах «балагана», «шинка», «трактира», «ресторана». Олицетворением бездуховного жизни стал пригородный ресторан. Поэт противопоставляет город, цивилизацию, бездуховность, мещанскую ограниченность гармоничному миру природы, жизни, красоты. Этим обусловлено контрастность стиха, его разделение на две противоположные части.

Изображению городской духоты посвящено пейзажный вступление:

Од вечерам над ресторанами

Дикарский закоулок оглох.

И правит окриками пьяными

Весенний перетлілий дух.

А вдали, где порох уличный

Клубоче из города среди дач,

В позолоте тонет булочная

И детеныши сеют плач. (Пер. П. Перебийноса)

Исходная антитеза - весенний и губительный дух - выражает антагонизм цивилизации и природы, когда общественная жизнь подчиняется не законам единства и красоты, а действия душной атмосферы, которая делает людей глухими друг к другу. Вместо весеннего расцвета и буйства красок, что имели бы нести с собой энергию жизни, над всем царит скука. Люди не творят жизнь, а потребительски пользуются им. В мареве пошлой обыденности словно растворяются цвета и краски. И только детский плач напоминает об утраченном. Это, по сути, остановка жизни. Отделены от большого мира «шлагбаумами», среди канав зря теряют время «остряки», которые стремятся самоутверждения и превосходства над другими. Мелочный практицизм вторжение в природу в сочетании с животным самоудовлетворением дисгармонией врываются в «мировой оркестр», посягая и на его законы.

Но какой бы страшной не была цивилизация, природа как источник здоровой жизни сильнее. И пусть миром пока что правит «перетлілий дух», есть те, кто внутренним слухом, духовным напряжением слышат «мировой оркестр». Это чувство внутреннего прислушивания к мировому жизни предстает в стихотворении как состояние опьянения лирического героя. Он совсем другой, чем в иронично описанных «пьяниц с глазами кроликов», которые дальше своего бокала ничего не видят. Девиз мудрецов «истина в вине» для них - лишь оправдание своего падение, для лирического героя - это выход за рамки грубой действительности, приобщение к миру красоты. Поэтому не пьяницам, а именно ему доверяют тайны мира. В его сердце горит яркое солнце - символ жизни, духовного света, природы. Именно ему открывается видение Незнакомки.

В душную атмосферу повседневности, в обстановку «пьяниц с глазами кроликов» торжественно входит Незнакомка, которая несет в себе другой мир, где все живет в единстве, по законам вселенской широты бытия.

И в вечернее время, нерастраченный

(Или только снится мне?),

Девичий стан,

Шелками значений,

Всплывает в синем окне.

И проплывая между пьяными,

Сама, без рыцарей вина,

Там за духами и туманами

Она садится на край окна.

С ее появлением в ресторане резко меняется ритм стиха: и в содержании, и в форме начинает звучать музыка. Мир новых звуков входит с шелестом, шепотом шелка, создается иллюзия движения - звук звезды, что падает.

Образ Незнакомого, в отличие от Прекрасной Дамы, более конкретизирован, это образ реальной красоты.

И снят поверьям причудливыми

Ее прелести в шелках,

И шляпка с траурными перьями,

И в перстнях точеная рука.

Перья страуса в помине

Несу - и они клонятся,

И глаза синие, зачарованные

Цветут на берегу весны.

Но эта конкретность настолько широкой, что теряется ощущение реальности. Контрастное сочетание ближнего и дальнего создает перспективу развития. Незнакомка несет в себе большой мир прекрасного космической широты, единство человека и природы, связь поколений, исторический опыт человечества. Ее образ в стихотворении окутан дымкой, каким-то загадочным туманом, сквозь который проступают видения других, недосягаемых миров. Интимная тональность исповеди лирического героя, музыкальный ритм стиха придают этому образу необычайной красоты и очарования.

С появлением Незнакомого поэт будто попадает в другой мир. Он забывает о том, что угнетало его, ежедневно унижало его ощущение красоты. Ему кажется, что все вокруг чудесным образом изменилось: осуществились высокие мечты и надежды, а действительность превратилась в легенда или поверье, что олицетворяет вечные ценности и способно пережить все мелочное и мимолетное.

По мнению поэта, настоящая красота и мечта всегда остаются нетронутыми, неподверженные никакому грязи. И даже если образ Незнакомого - это просто сон, плод воображения или видение, порожденное состоянию опьянения, все равно лирический герой не хочет лишиться его. Пусть будет «истина в вине», ведь именно в эти мгновения перед ним раскрывается истинное сокровище жизни, который заключается в торжестве Чистоты, Красоты и Любви.

Образ Незнакомой был очень дорогой О. Блочные. Он олицетворял вечную красоту и духовные идеалы, без которых невозможно существование человечества.

Стихотворение «весна, Весна...» (1907) является одним из программных произведений в поэзии Александра Блока, поскольку он раскрывает жизненную позицию художника.

Цикл «Заклятые огнем и мраком» (сборник «Фаина»), в который вошло стихотворение «весна, Весна, без границ и без края!..», содержал одиннадцать стихов, что сначала имели заголовки, которые, соединяясь в одну фразу, давали новые контуры образа Прекрасной Дамы: «Принимаю, В огне, И в мрака, Под пытками, В снегах, И в дальних залах, И на краю бездны, Безумием заклинаю, В диком танце, И снова покорный, Тебе отдаюсь».

Осознавая противоречия жизни, Блок вместе с тем не придавал им безусловного и неподоланного значения, наоборот - пытался соединить их в целостной поэтической картине, показать, что жизнь прекрасна во всех его проявлениях, что оно не может быть разделенным на высокое и низкое, идеальное и безобраВНОе.

В стихотворении сосуществуют космический и реальный планы. Лирический герой силой своего духа соединяет мир в одну целостную картину, выражая свое отношение к жизни:

Весна, весна, без границ и без края, -

Владо мечтаний, что без края увеличилось!

О жизнь! Познаю и принимаю!

Шлю привет тебе звоном щита! (Пер. Г. Кочура)

В этих поэтических строках чувствуется неслыханная страстность, напряженность, возвышенность ритма. Пробужденная весной бурность чувств, стремительность полета мечты завладели всей душой поэта. Весна разбудила в нем восхищение окружающим миром, вызвала всплеск безграничной любви и страсти. Она выступает воплощением самой жизни, его вечного обновления и откровения.

Метонимия первых строк (весна, имеет конец и край, вместо действительно безграничного мира) способствует воссозданию образа жизнь как торжества красоты, музыки, гармонии в мире. Это не столько реальное, сколько идеальное, возможна жизнь приветствует поэт «звоном щита», потому что именно такая жизнь он готов принять и защищать.

И жизнь оказывается бесконечно сложным. В нем сосуществуют и тесно переплетаются «угрозы скорби» и «пожалуйста судьбы», смех и слезы, ночи и рассветы, «піднебесні просторы веселые» и «адский невольничий труд». Но даже и в таком сочетании счастья и неудач, красоты и уродства жизни кажется поэту прекрасным, достойным самых горячих и самых восторженных признаний и гимнов. Стих направлен в будущее, на превращение действительности.

Вас принимаю, страдания, угрозы,

Ласко судьбы, - привет и тебе!

В зачаклованім царстве, где слезы,

В тайне смеха - не место позоре!

Вас, за бессонные ночи спірками

И рассвета в занавесках окна, -

Все принимаю, чтобы только глаза

Раздражала пьяная весна!

Поэт ни от чего не может, да и не хочет отрекаться. Он все согревает пламенем своей любви и освещает таким ослепительно радостным Сиянием, что в целом мире не остается ничего темного, бедного, убогого и жалкого. Поэт находится в плену своих новых и чрезвычайно важных переживаний и ощущений: они такие значимые, что преобладают любой боль, обиду, беду и придают жизни высшего смысла.

Современное как порог будущего, сложность движения к нему - это также входит в блоківське понимание жизни. Искреннее стремление вперед, труд для будущего встретят на своем пути успехи и неудачи, но не в этом дело. В сложной чаши чувств борца, среди которых может быть и горе, и плач, и торжество, - все закономерно, естественно. Главное - ощущение радости жизни, влечение к будущему, страстность его ожидания. Лирический герой, живя в идеальном мире, хочет изменить все вокруг. Хотя ему тоже известны не только светлые чувства, но и ненависть и проклятия, все же в стихи каждый раз со все большей воодушевлением звучит мотив всеобщего принятия жизни во всех его проявлениях.

Стих полон внутренней энергии борьбы. По мнению автора, все противоречия жизни разрешаются в душе человека, которая должна определить свой идеал и позицию в мире:

И смотрю, и вражду измеряю,

Все - ненависть, проклятия, любовь:

За пытки и погибель - я знаю -

Все принимаю!.. И снова! И вновь!..

Смысл жизни - в самой жизни, каким бы оно не было, - такова главная идея произведения, и воплощается она, прежде всего, в образе Весны - символе красоты, романтического подъема души, изменений, охватывающих не только природу, но и весь мир.

«Скифы» - стихотворение Александра Блока, который вместе с поэмой «Двенадцать» принадлежит к числу последних произведений поэта.

Этот стих является одним из самых интересных и необычных в творчестве Александра Блока. Трудно представить, что поэт, который написал цикл «Стихов о Прекрасной Даме», каждая строка которых проникнуто возвышенностью, аристократизмом, лиричностью, мог создать «Скифы». Сам Блок не слишком любил этот стих. Такое отношение поэта лишний раз подтверждает то, что это произведение является необычным, не характерным для его поэзии и для него самого, как поэта.

Стихотворение было написано в течение двух дней - 29 и 30 января 1918 года. К его написанию Блока побудили переговоры, которые проводила российская делегация в Брест-Литовске и которые были направлены на выход России из войны и подписание сепаратного договора. О. Блок, который всю жизнь был патриотом своей страны, очень болезненно воспринял результат этих переговоров и считал его неудачей и позором для России. Этот гнев и проявился в полной мере при написании «Скифов».

Произведения предшествует эпиграф из стихотворения религиоВНОго философа и поэта Владимира Соловьева, введенный автором при 2-й публикации. В своих поздних произведениях Соловьев рисовал апокалиптическую картину нового наступления монгольских орд, несущих гибель христианскому Западу. Поскольку Запад погряз в грехах, предал божественной правде, Соловьев усматривал в «желтых» бессознательное «орудие божьей кары» и приветствовал будущее испытание, в котором перед Мероприятием открылся бы путь очищения и духовного возрождения. России в той «последней борьбе» предназначалась, за Соловьевым, особенно ответственная роль: она - «Восток Христа» - должна принять на себя морально обязательную миссию спасение христианского мира от «низших стихий», что идут на него из «Востока Дракона». Так - в обретенной гармонии общечеловеческих начал добра, любви, права и разума - решалась историческая задача примирения Запада и Востока. Блок, сосредоточившись на теме «страшного мира», понимал под «жовтокров'ям» нечто совсем другое, а именно - моральное и культурное одичание, мещанский нигилизм. В «Скифах», однако, он обратился к соловьевской идеи в ее, так сказать, первоначальном смысле, сделав из нее, однако, противоположные выводы.

Скифы - древние племена в Северном Причерноморье, которые жили в период от VII века до нашей эры до III века нашей эры. Эти племена занимались земледелием, скотоводством, обработкой металлов, торговлей. Были разгромлены германскими племенами, после чего растворились среди древних племен. Но дух свободы, творческого и деятельного отношения к жизни передалось от этих племен славян, которые живут и сейчас между Востоком и Западом.

В стихотворении «Скифы» А. Блок обращается ко всем людям доброй воли со страстным призывом покончить с «ужасами войны». Поэт предостерегает весь мир задуматься над феноменом России, которая возродится из пепла, но никогда не подчинится старому миру Европы.

Это почти мистический стих, поскольку на основе истории Блок предусматривает будущие великие потрясения. Он верит, что в России заложены большие силы, которые пока еще дремлют, но когда вырвутся наружу, миру будет не до шуток.

Блок является явным продолжателем традиций русской классики Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Тютчева. Обращаясь к теме исторических путей и судеб России, Блок выступает с позиции поэта-трибуна, страстного оратора и патриота. Он предостерегает и саму Россию от тех будущих жертв, на которые ее толкают «сыны отечества», прикрываясь лживыми представлениями о чести.

«Скифы» наполнены патріотичністю, каждое слово в них - весомое, а все произведение в целом звучит несколько пафосно, более напоминая собой манифест. Однако при этом этот мир не может никого оставить равнодушным. В стихотворной форме поэт показал, насколько сильна, по-варварски первоначальная, но в то же время раВНОсторонняя, прекрасная и еще не изучена Россия. «Скифы» - это определенная декларация ее силы и готовности в случае необходимости дать жестокую отпор врагам, которые забыли уроки истории и пренебрегли опытом предыдущих поколений.

Поэт в своем стихотворении недаром сравнивает Россию со Сфинксом, наиболее загадочной и мудрой мифическим существом. И призывает Европу и старый мир остановиться, вложить старый меч в ножны» и прийти «в мирные объятия», которые им предлагает эта «варварская страна». Очень символичны последние строки стихотворения, звучащие за своим ритмом как музыка, как набат. Это последнее приглашение, которым не следует пренебрегать.

«Скифы» - сильный, зрелый произведение Александра Блока. По глубине мысли, по художественностью слова, стилем изложения, структурой он стоит в одной линии с лучшими произведениями мировой гражданской и патриотической лирики. Стихотворение в очередной раз показывает, насколько отличаются Восток и Запад: за обычаями, культурой, историей, мировоззрением, духовным развитием... «Скифы» заставляют задуматься о необходимости примирения этих двух не похожих миров, в противном случае может быть слишком поздно, и один из них прекратит свое существование.

Стихотворение Александра Блока проникнут гордостью за свой народ. Он уверяет: если Европа не откликнется на призыв «варварской лиры», которая приглашает ее «на братский пир труда и мира», тогда она будет иметь дело «с монгольской дикой ордой», которая ничего не оставит от ее многовековой культуры. Только Блок мог так искренне призывать к всемирной единства.

Но призывы поэта оказались напрасными. Западноевропейские страны провели интервенцию, но ничего не достигли. Все попытки уничтожить государство завершились провалом.

Сегодня XXI века. Немало лет прошло со времени написания Блоком этого стихотворения. Но произведение и до наших дней сохранил свою жизнеспособность и объективность. Стихотворение Блока написано на века. Это и напоминание об истории славян, и предупреждение о том, что мир является шатким, поэтому за него нужно бороться.

Именно поэтому стихотворение «Скифы» актуален и в наши непростые дни, наполненные религиоВНОй враждой и периодическими военными конфликтами.