ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ

«Серебряный век» русской поэзии

 

Пушкинская эпоха традиционно считается «золотым веком» русской поэзии, а «серебряным веком» называют русскую поэзию на стыке ХІХ-ХХ веков. Во время социальных перемен и революций возникает раВНОобразие модернистских и авангардистских течений, главными из которых были символизм, акмеизм и футуризм. Кроме того, в это время творили поэты, которые не входили в литературных группировок (Иван Бунин, Владимир Ходасевич, Максимилиан Волошин), заявила о себе и «новая крестьянская» поэзия (Николай Клюев, Сергей Есенин и другие), возникло ответвление сатирической поэзии (Саша Черный, поэты «Сатирикона»).

Особенностью поэзии «серебряного возраста» было понимание высокого назначения искусства, чрезвычайное внимание к свободной личности, ее внутреннего мира, эксперименты с художественными формами, увлечения философией, которая пыталась объяснить тайны бытия, наличие мистических и эротических мотивов, объявления зримого, реального мира иллюзией, зато мечты - высшей реальностью.

Символизм, одна из модернистских течений в русской поэзии 1890-1910 гг., стал первым литературным направлением этой эпохи. Русский символизм развивался под влиянием творчества западноевропейских поэтов (Шарля Бодлера, Поля Верлена и т.д.). Черты символизма, что имеют ощутимое декадентское окраску, определяются в статьях и стихах Дмитрия Мережковского еще в начале 1880-х годов. В символистских манифестах указывается на особое значение художественного символа, на то, что «действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами». «Солнце», «Заря», «Прекрасная Дама» для поэтов-символистов не слова, а символы другого мира, воплощенного в переживания лирического героя.

В середине 1890-х годов выходят в свет три выпуска сборника «Русские символисты» под редакцией Валерия Брюсова, который становится главным теоретиком течения. В старших символистов, кроме него, принадлежат Константин Бальмонт, Федор Сологуб и другие.

Символизм, за Брюсовым, - это «поэзия оттенков, в отличие от старой поэзии цветов»; он направлен на интуитивное постижение внутреннего мира человека, тайн бытия. Первые сборники Брюсова - «Шедевры», «Это - я» проникнуты именно таким мироощущением поэта. Сборник 1900 года «Третья стража» расширяет горизонты его творчества. Брюсов в ней сочетает современность, историю и мифологию. В дальнейших сборниках современность уже получается на первый план. С середины 1900-х годов он выступает также как драматург, прозаик, литературный критик.

Константин Бальмонт в начале творчества испытывает зависимость от поэтики романтизма, декадентских и ницшеанских теорий. Его ранние стихи закарбовують в символах едва заметные движения души. В начале 1900-х годов упаднические мотивы в его творчестве исчезают, стихи становятся жизнеутверждающим гимном бытия. В своих стихах он обращается к космогонии язычества, путешествует по островам Океании.

Александр Блок относится к младшим символистов (или младосимволістів), до которых еще причисляют Вячеслава Иванова, Андрея Белого, Юргіса Балтрушайтиса. Поэтика этой плеяды существенно отличается от поэтики старших символистов. Блок и его соратники под влиянием философии Владимира Соловьева ищут скрытую «Красоту мира». Символ для них предстал как определенная идея материального объекта. В центре их поэзии - тайна личности в ее связях с вечностью, со вселенским космическим процессом. Личность отражает чудовищность мира, обреченного на гибель.

У Блока следы философии Соловьева проявляются в образе Прекрасной Дамы, поэтических мыслях о преобразовании мира Красотой. В цикле стихов «Снежная маска» (1907) символизируется прекрасная, но злая и холодная человеческая страсть. В цикле 1909 года «На поле Куликовім» поэт обращается к теме Родины, якобы перекидывая мостик между историей и современностью. В последующих циклах он разворачивает тему страшного мира, его символизм все более приближается к реальности. Стихи Блока отличает мелодичность и задушевность.

В младших символистов принадлежит Иннокентий Анненский. Его творчество синтезировала опыт французских символистов, русских романтиков, традиционность и новаторство. Акмеїсти, которые непосредственно выросли из символизма, считали Анненского своим учителем. Однако акмеїсти отказались от мистицизма символистов, предоставляя особого внимания предметности образов, обращаясь к изображению реального мира во всей его раВНОобразия и конкретности.

Лидером акмеисты был Николай Гумилев. За год до окончания гимназии он издает сборник «Путь конкистадора», которая была одновременно пробой пера, маской лирического героя и заявкой на новое слово в поэзии. Сборка была несовершенной, но именно она обозначила будущие темы поэта, его образы и героев. Они связаны с экзотикой (отголосок путешествия Африкой), с поисками Красоты. Его герои - сильные духом люди, приобщены к Красоте мира. Это - капитаны парусников, исторические деятели и художники, библейские апостолы т.д. Как и поэзия символистов, поэзия Гумилева вызывает определенные всемирные, космические ассоциации, но в целом она предметная, не осложненная символами.

В рамках акмеизма начинается творчество выдающихся русских поэтов Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама.

Среди футуристов наиболее самобытной была творчество Велиміра Хлебникова. В его произведениях можно найти эхо поэтики символизма, но он, даже изображая исторические события, связывает их с современностью и направляет в будущее. Самая характерная черта поэзии Хлебникова-утопичность, которая иногда переходит в антиутопию. Например, в поэме «Журавль» вещи восстали против людей и привели индустриальную цивилизацию к хаосу.

Диапазон художественного мира В. Хлебникова - от древней истории Востока до современной российской истории. Языческий міфологізм направлен на переосмысление современности. Хлебников делает попытку создания нового поэтического языка, используя для словообразования архаичные славянские корни. Поэт ищет «звездный язык», экспериментирует со звуками и сменой ритмов.

Несомненным лидером российского футуризма был Владимир Маяковский. Лирический герой его поэзии трагический, потому ранние стихи Маяковского отличаются подчеркнутой эмоциональностью, парадоксальным сопоставлением образов, глубоким лиризмом («Ночь», «Послушайте!», «А вы смогли бы?» т.д.) Его стихи насыщены метафорами, уже в это время закладываются основы чеканного тонического стиха.

Близкой к футуризма была ранняя творчество Бориса Пастернака, однако в его стихах чувствуется также влияние акмеизма.

Литературная жизнь «серебряного возраста» было бурным. Каждое течение, каждое поэтическое группировки пытались убедить читателей, что их поэзия - лучшая. Столкновение разных творческих принципов приводило к разрушению традиционных канонов, утверждение новаторских тенденций в стихосложении. Все это обогащало как российскую, так и мировую поэзию.