ШАРЛЬ БОДЛЕР (1821-1867)
СБОРНИК «ЦВЕТЫ ЗЛА»
«Смерть»
Логичным окончанием путешествия духа в поисках земного рая в сборнике «Цветы зла» есть цикл Смерть», особенно его последний стих. На протяжении всей сборки лирический герой (как и каждый нормальный человек) испытывает неподдельный ужас перед смертью. В этом цикле смерть изображена как конец человеческой жизни, которое кажется таким длительным в начале и таким коротким конце:
Ребенку, вдивленій в карты и эстампы,
Все явленные миры - огром вожделенных мечтаний.
Какой большой мир в мигании лампы!
В зрачках памяти - какой же он маленький!
«Путешествие». Перевод М. Москаленко
Казалось бы, последнее стихотворение этого цикла должен быть насквозь пропитан если не абсолютным пессимизмом, то по крайней мере легкой меланхолией. Зато мы чувствуем динамику, удивительную энергию, которая не имеет ничего общего, скажем, с оптимизмом или энтузиазмом. Этот стих возвеличивает человека, превращаясь в странный гимн путешественникам, чья душа - «корабль в край Икара несется», то есть вверх, к Солнцу, человека, которого не сломали ни «извечного греха зрелище скучное», ни «оазисы ужасов среди пустынь скуки», человека, который смело идет навстречу неизвестному. Возможно, именно поэтому в этом стихе так много восклицательных предложений.
Итак, можно назвать Бодлера поэтом зла? Вот как он сам об этом говорит: «Только достигая самых глубоких пропастей падения, воображение по закону противоположности зажигает светоч самых высоких идеалов. Цветы добродетелей в фантазии поэта не могут расцветать без цветов зла, так же, как свет тем ярче, чем более резкие тени».