ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

4 КЛАСС

 

СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ

 

Урок 13

Тема. Литературная сказка. Бернар Дадьє «Паук и зеркало»

 

Цель: ознакомить учащихся с родиной Бернара Дадьє - республикой Кот-д'ивуар, что находится в Западной Африке, с оригинальной и самобытной культурой негритянского племени банту; учить высказывать соображения по поводу прочитанного; развивать творческое воображение; формировать личность.

Оборудование: карта мира; таблицы; карточки для контроля техники чтения; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Посміхнімося хорошенько.

За парты сядем тихонько.

Настрой на урок взяли

И работать начали.

 

II. Актуализация опорных знаний

1. Пересказ сказки учащимися по составленным планом дома

2. Работа над пословицами

- Какая из пословиц наиболее удачно воспроизводит главную мысль сказки Мурада ас-Сибае «Умная лягушка»?

• Немного ума лучше, чем много силы. (Арабское)

• Сила - хорошо, ум - лучше. (Итальянское)

• Учиться мудрости на чужой глупости. (Английский)

3. Проверь себя!

- Проверь правильность своих ответов.

- Прочитайте, воспользовавшись таблицей, определение понятия «литературная сказка».

- Обратите внимание на отличие литературной сказки от народной.

Литературная сказка - это художественное произведение определенного автора, в котором:

• совмещенные вымышленные и реальные события;

• герои - реальные и фантастические, злые и добрые.

4. Работа над рисунками

- Рассмотрите иллюстрации к сказкам.

Напишите фамилии сказочников и названия сказок под соответствующей иллюстрацией.

 

III. Объявление темы и цели урока

- Сегодня мы познакомимся с творчеством известного африканского сказочника Бернара Дадьє.

 

IV. Работа над новым материалом

1. Сообщение учителя

- Республика Берег Слоновой Кости (республика Кот-д'ивуар) - страна, которая находится в Западной Африке. На гербе этого государства изображен слона. Догадайтесь почему? В этой стране самой холодной поры года бывает 23-25 °С. На юге ее омывает Атлантический океан. (Демонстрация на карте.)

Ранее Берег Слоновой Кости был французской колонией. С 1960 года страна стала независимой, а о ее историческое прошлое рассказывают писатели. Немало произведений о борьбе племен Берега Слоновой Кости за волю написал Бернар Дадьє. Бернар Буа Дадьє (это его настоящее имя) родился в 1916 году в городе Асіні. Образование будущий писатель получил в Сенегале - одном из лучших городов Африки.

Бернар писал на французском языке (именно она является официальным языком его страны). Как политический деятель боролся против колонизаторов, был заключен.

В тюрьме создал сборник стихов «Африка в полный рост».

Писатель собирал и записывал народные сказки и легенды. Эти произведения вошли в сборники «Африканские легенды», «Черная повязка». Его перу принадлежат романы «Негр в Париже», «Город, где ничто не умирает».

Б. Дадьє любил детей и писал для них сказки. Весомое место в его творчестве занимают сказки, созданные на основе фольклорных произведений африканских племен, в основном негров племени банту, которые сохранили свою оригинальную и самобытную культуру. Одним из героев сказок Дадьє есть хитрый и коварный Паук Ананзе, с которым звери соревнуются в ловкости. О его увлекательные приключения африканцы рассказывают много историй. Именно на них и опирался в своих сказках самобытный негритянский писатель.

2. Словарная работа

- Прочитайте выразительно слова, записанные на карточках.

Невыносимой

поплавок

ужаснее

ощущались

соблазнительный

подталкивая

превращались

посмеяться

3. Выразительное чтение сказки учащимися «цепочкой» и анализ содержания с элементами выборочного чтения

4. Беседа по содержанию прочитанного

- Почему в селе, где жил Ананзе, наступил голод? Подтвердите это, прочитав отрывок текста.

- Что чувствовал Ананзе?

- Как пытался выжить Паук?

- Прочитайте диалог между Пауком и Сомиком, показывая интонацией характер действующих лиц.

- Как Сомику удалось убедить хитрого Паука?

- Расскажите, как жилось Ананзе в новом городе?

- Почему единственный запрет так смущала Ананзе?

- Заслуживает Паук Ананзе на наказание, которое получил? Почему?

5. Выборочное чтение

- Зачитайте, как Паук во второй раз вылезал на двенадцатую ветку баобаба.

- Зачитайте отрывок текста, где говорится, как Ананзе попал в большой и волшебный город.

6. Игра «Бросок-прическа»

Ученики начинают читать произведение по команде учителя «Бросок!» и читают ее в течение 30 секунд. После команды «Прическа» прекращают чтение и карандашом в конце обозначают слово, которое они прочитали последним. Всего ученики делают три попытки по 30 секунд. После последнего раза школьники анализируют, на сколько больше слов они прочитали во время второй и третьей попыток по сравнению с первой.

7. Формирование творческих умений и навыков

>> Работа по рисунку

- Какой эпизод сказки изобразил художник?

- Обратите внимание на выражение лица Паука.

- Что он, по вашему мнению чувствует?

- Как вы относитесь к людям, которые проявляют излишнее любопытство?

8. Работа над пословицами

- Какая из пословиц наиболее удачно подходит для определения главной мысли сказки?

• Счастье никогда не бывает полным. (Испанское)

• Любопытство - хороший учитель. (Норвежское)

• Много ищешь - ничего не найдешь. (Татарское)

• Прежде чем делать что - то-подумай. (Итальянское)

• Чтобы почувствовать вкус сладкого, горького надо съесть. (Азербайджанское)

 

V. Итог урока

- Составьте литературный портрет главного героя.

 

VI. Домашнее задание

- Прочитайте следующую историю про хитрого Паука Ананзе «Хитрый Паук Ананзе и умная Черепаха».

>> Интересно знать!

Пауки - это насекомые. Хотя бы потому, что у них не три пары ног, а четыре, тело не насічене и состоит не из трех заметных частей, а из двух - головогруди и брюшка.

Разные пауки отличаются друг от друга по размеру и окраске. Но все они имеют одинаковое строение, несмотря на различные условия существования и образ жизни.

Сейчас в классе паукообразных ученые насчитывают около сорока тысяч видов. И изучает их наука, которая называется арахнологія.