4 КЛАСС
СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ
Урок 13
Тема. Литературная сказка. Бернар Дадьє «Паук и зеркало»
Цель: ознакомить учащихся с родиной Бернара Дадьє - республикой Кот-д'ивуар, что находится в Западной Африке, с оригинальной и самобытной культурой негритянского племени банту; учить высказывать соображения по поводу прочитанного; развивать творческое воображение; формировать личность.
Оборудование: карта мира; таблицы; карточки для контроля техники чтения; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Посміхнімося хорошенько.
За парты сядем тихонько.
Настрой на урок взяли
И работать начали.
II. Актуализация опорных знаний
1. Пересказ сказки учащимися по составленным планом дома
2. Работа над пословицами
- Какая из пословиц наиболее удачно воспроизводит главную мысль сказки Мурада ас-Сибае «Умная лягушка»?
• Немного ума лучше, чем много силы. (Арабское)
• Сила - хорошо, ум - лучше. (Итальянское)
• Учиться мудрости на чужой глупости. (Английский)
3. Проверь себя!
- Проверь правильность своих ответов.
- Прочитайте, воспользовавшись таблицей, определение понятия «литературная сказка».
- Обратите внимание на отличие литературной сказки от народной.
Литературная сказка - это художественное произведение определенного автора, в котором:
• совмещенные вымышленные и реальные события;
• герои - реальные и фантастические, злые и добрые.
4. Работа над рисунками
- Рассмотрите иллюстрации к сказкам.
Напишите фамилии сказочников и названия сказок под соответствующей иллюстрацией.
III. Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы познакомимся с творчеством известного африканского сказочника Бернара Дадьє.
IV. Работа над новым материалом
1. Сообщение учителя
- Республика Берег Слоновой Кости (республика Кот-д'ивуар) - страна, которая находится в Западной Африке. На гербе этого государства изображен слона. Догадайтесь почему? В этой стране самой холодной поры года бывает 23-25 °С. На юге ее омывает Атлантический океан. (Демонстрация на карте.)
Ранее Берег Слоновой Кости был французской колонией. С 1960 года страна стала независимой, а о ее историческое прошлое рассказывают писатели. Немало произведений о борьбе племен Берега Слоновой Кости за волю написал Бернар Дадьє. Бернар Буа Дадьє (это его настоящее имя) родился в 1916 году в городе Асіні. Образование будущий писатель получил в Сенегале - одном из лучших городов Африки.
Бернар писал на французском языке (именно она является официальным языком его страны). Как политический деятель боролся против колонизаторов, был заключен.
В тюрьме создал сборник стихов «Африка в полный рост».
Писатель собирал и записывал народные сказки и легенды. Эти произведения вошли в сборники «Африканские легенды», «Черная повязка». Его перу принадлежат романы «Негр в Париже», «Город, где ничто не умирает».
Б. Дадьє любил детей и писал для них сказки. Весомое место в его творчестве занимают сказки, созданные на основе фольклорных произведений африканских племен, в основном негров племени банту, которые сохранили свою оригинальную и самобытную культуру. Одним из героев сказок Дадьє есть хитрый и коварный Паук Ананзе, с которым звери соревнуются в ловкости. О его увлекательные приключения африканцы рассказывают много историй. Именно на них и опирался в своих сказках самобытный негритянский писатель.
2. Словарная работа
- Прочитайте выразительно слова, записанные на карточках.
Невыносимой
поплавок
ужаснее
ощущались
соблазнительный
подталкивая
превращались
посмеяться
3. Выразительное чтение сказки учащимися «цепочкой» и анализ содержания с элементами выборочного чтения
4. Беседа по содержанию прочитанного
- Почему в селе, где жил Ананзе, наступил голод? Подтвердите это, прочитав отрывок текста.
- Что чувствовал Ананзе?
- Как пытался выжить Паук?
- Прочитайте диалог между Пауком и Сомиком, показывая интонацией характер действующих лиц.
- Как Сомику удалось убедить хитрого Паука?
- Расскажите, как жилось Ананзе в новом городе?
- Почему единственный запрет так смущала Ананзе?
- Заслуживает Паук Ананзе на наказание, которое получил? Почему?
5. Выборочное чтение
- Зачитайте, как Паук во второй раз вылезал на двенадцатую ветку баобаба.
- Зачитайте отрывок текста, где говорится, как Ананзе попал в большой и волшебный город.
6. Игра «Бросок-прическа»
Ученики начинают читать произведение по команде учителя «Бросок!» и читают ее в течение 30 секунд. После команды «Прическа» прекращают чтение и карандашом в конце обозначают слово, которое они прочитали последним. Всего ученики делают три попытки по 30 секунд. После последнего раза школьники анализируют, на сколько больше слов они прочитали во время второй и третьей попыток по сравнению с первой.
7. Формирование творческих умений и навыков
>> Работа по рисунку
- Какой эпизод сказки изобразил художник?
- Обратите внимание на выражение лица Паука.
- Что он, по вашему мнению чувствует?
- Как вы относитесь к людям, которые проявляют излишнее любопытство?
8. Работа над пословицами
- Какая из пословиц наиболее удачно подходит для определения главной мысли сказки?
• Счастье никогда не бывает полным. (Испанское)
• Любопытство - хороший учитель. (Норвежское)
• Много ищешь - ничего не найдешь. (Татарское)
• Прежде чем делать что - то-подумай. (Итальянское)
• Чтобы почувствовать вкус сладкого, горького надо съесть. (Азербайджанское)
V. Итог урока
- Составьте литературный портрет главного героя.
VI. Домашнее задание
- Прочитайте следующую историю про хитрого Паука Ананзе «Хитрый Паук Ананзе и умная Черепаха».
>> Интересно знать!
Пауки - это насекомые. Хотя бы потому, что у них не три пары ног, а четыре, тело не насічене и состоит не из трех заметных частей, а из двух - головогруди и брюшка.
Разные пауки отличаются друг от друга по размеру и окраске. Но все они имеют одинаковое строение, несмотря на различные условия существования и образ жизни.
Сейчас в классе паукообразных ученые насчитывают около сорока тысяч видов. И изучает их наука, которая называется арахнологія.