4 КЛАСС
СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ
Урок 12
Тема. Литературная сказка. Мурад ас-Сибае «Сверчок и труд»
Цель: ознакомить учащихся со сказкой сирийского писателя; учить ценить такие общечеловеческие качества, как духовность, благородство, индивидуальность; утверждать мнения о ценности творческого труда; составлять устные аннотации о содержании того или иного произведения; воспитывать лучшие человеческие добродетели.
Оборудование: карта мира; карточки для контроля техники чтения; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Чтобы урок прошел не напрасно,
Нужно сесть ровно, красиво,
На уроке не зевай,
Быстро поднимай руку.
II. Актуализация опорных знаний
>> Проверка домашнего задания
1) Работа в парах.
Ученики задают друг другу вопросы, которые составили дома.
2) Выборочное чтение.
- Чем, по вашему мнению, растрогал бабушку стих Мальчишек? Зачитайте.
- Какова главная мысль басни «Медведь и муравьи»?
- Представьте себя рядом с прадедушкой.
- По какой теме вы бы хотели с ним поговорить?
3) Викторина «знаешь Ли ты литературные жанры?».
Дидактическая цель.: проверить умение распознавать жанры произведения по существенным признакам.
Учитель задает вопросы, ученики отвечают.
Например:
1) К какому жанру относится произведение аллегорического содержания, в котором человеческая жизнь воспроизводится в образе животных, растений, вещей?
2) В каком жанре ритмически организованная речь с целью усиления ее выразительности и эмоциональности?
3) Популярный жанр народного творчества, для которого присуще метафорическое или иносказательное изображение предмета или явления, остроумное вопросы с целью выявления сообразительности того, кто отвечает.
4) Фольклорный повествовательный произведение о вымышленных, а часто и фантастические события.
5) Предание о каких-то событиях или людях, но окутанный сказочностью или фантастичностью.
6) В каком литературном жанре идет речь о одну или несколько событий в жизни?
7) Шутливое выражение, специально скомпонован из сложных для быстрого произнесения слов, которым часто развлекаются дети.
8) Какие по жанру произведения начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве...», «Жили-были...»?
9) В каких по жанру произведениях могут повторяться события?
III. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Сегодня мы снова отправимся в волшебный мир сказки. Сказка, которую вы услышите сегодня, добра и света. В ней торжествует справедливость и добро. Слушайте, и вы убедитесь в этом.
IV. Работа над новым материалом
1. Сообщение о писателе
- Автор сказки «Сверчок и труд» - известный писатель Сирии Мурад ас-Сибае. Перу Мурада ас-Сибае принадлежат прозаические произведения и пьесы для театров, в которых он талантливо рассказывал о тех проблемах, которые волнуют сирийских арабов. Писатель написал для детей немало литературных сказок.
2. Чтение сказки подготовленным учеником
- Кто главный герой сказки?
3. Словарная работа
Клянчить
скрашивает
нищий
успеть
заботливый
подданных
делегация
веселил
оправдываться
- Подберите синонимы к словам канючить, нищий, скрашивает.
4. Анализ содержания сказки. Выборочное чтение
- Как провел зиму Сверчок?
- Прочитайте описание природы, которой залюбовался Сверчок.
- О чем вспомнил Сверчок, увидев муравьев?
- Зачитайте, что сказали Мурашки Цвіркуну, прогнав его.
- Рассмотрите рисунок. Какой эпизод сказки воспроизведено на нем?
- Почему Сверчок решил изменить жизнь?
- Как ему это удалось?
- Как изменилась жизнь вокруг, когда поэт перестал петь?
- Согласны ли вы с мыслью «у кого весело на сердце, тот лучше работает?» Почему?
- Как вы считаете, почему муравьи выделили Цвіркунові пайку в девять раз большую, чем пайка муравьи?
5. Чтение сказки учащимися вслух
6. Чтение «эстафетой» с последующей взаимопроверкой, понимание прочитанного
7. Чтение по лицам
- Прочитайте разговор муравьи с их королевой.
- Прочитайте за лицами разговор муравья и Кузнечика.
- Подумайте, почему Сверчок так легко согласился на условие муравьев.
V. Итог урока
- Со сказкой какого автора мы познакомились сегодня?
- Подумайте, в чем заключается ценность искусства пения. Какие еще виды искусства вы знаете?
- Подумайте над смыслом пословиц.
• Поэту нужны три вещи: слово, голос, музыка. (Узбекское)
• И тысячи звезд не заменят одного месяца. (Вьетнамское)
VI. Домашнее задание
- Составьте план сказки. Научитесь за ним переводить. Прочитайте сказку Мурада ас-Сибае «Умная лягушка».