ВСТУПЛЕНИЕ
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ЭПОХА РЕАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Романтизм и реализм: отличительные черты
Однако между романтизмом и реализмом существовали и принципиальные раВНОгласия. И это закономерно, ведь без отрицания старого нет утверждения нового, иначе невозможны были бы обновление и развитие литературного процесса.
Если романтизм абсолютизировал творческое воображение писателя, то реализм делал акцент на наблюдении за жизнью и исследовании его явлений. Художественное творчество в определенной степени начинала соотноситься с научной деятельностью. На первый план, как и в эпоху Просвещения, выходят не эстетическая и гедонистическая (получение удовольствия от литературного произведения, как и произведения любого другого вида искусства), а когнитивная (познавательная) и дидактическая (воспитательная) функции искусства. Так, О. де Бальзак в повести «Гобсек» опередил собственно научный анализ капитализма, нового на то время общественного строя.
Романтиков интересовал «необычный герой в необычных обстоятельствах»: непокорный бунтарь, одиночка, изгнанник, «лишний человек», отторгнута обществом, которая часто имеет загадочное прошлое или вообще «человек без прошлого» (вспомним «байронического героя»). Стоит заметить, что на переходном этапе от романтизма к реализму эта черта была присуща и персонажам реалистических произведений. Так, Евгений Онегин и Григорий Печорин, в определенной степени, тоже одиночки, отверженные обществом. Недаром Татьяна Ларина делает открытие, разоблачение, которое шокировало влюбленную девушку: не пародия Онегин? не «байронический герой» - «в плаще Гарольдовім москвин»? А Максим Максимович постоянно употребляет в отношении Печорина эпитет «странный». Однако настоящий романтический герой всегда в определенной мере «странный». Зато реалисты часто изображали жизненный путь персонажей очень подробно: от детства к зрелости (в «Приключениях Оливера Твиста» Ч. Диккенса - становления главного героя; в «Карьере Ругонов» Е. Золя - судьбы Ругон-Маккарів, особенно подробно описана судьба Сильвера). Если романтики бежали от реальности, задыхались в «серой обыденности», то реалисты отдавали предпочтение изображению конкретных людей, совсем не «героических» профессий: крестьян, рабочих, прачек, мелких служащих, ростовщиков, да еще и во время их повседневной работы. И эта черта свойственна не только литературе, но и другим видам искусства. Так, художник-реалист Г. Курбе буквально шокировал тогдашний парижский бомонд. Подумать только, на что он упустил холст и краски - на изображение обычных крестьян и каменотесов! Как это некрасиво и неромантично! А писатель Ч. Диккенс описал нищих жителей английских работных домов, их быт и ужасные условия жизни.
Ad Fontes
На протяжении XIX века художники... возводили эстетику до минимума и стремились строить художественные произведения почти целиком на воспроизведении реальности. В этом смысле все классическое искусство века было реалистичным.
Х. Ортега-и-Гассет
Г. Курбе. Каменщики
Г. Курбе. Крестьяне с Флажі, которые возвращаются с ярмарки
Ван Гог. Ужин картофелем
Ван Гог. Углекопы
Реалисты не боялись также изображать уродливых в своей тупости и низости людей разных общественных сословий. Были такие персонажи и у романтиков, достаточно вспомнить Крошку Цахеса из одноименной повістіказки Е. Т. А. Гофмана. Однако реалисты не злоупотребляли преувеличениями гротесково-фантастическими красками, находя самый настоящий гротеск в реальной жизни. Их герои настолько убедительны, что в них можно узнать черты реальных людей, которых читатель видел лично. Это, например, подлый и злобный, беспощадный к слабым и ретивый перед сильнее него бидл (самый мелкий служащий) Бамбл («Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса) или пьянчужка Мармеладов, который обкрадывает свою семью ради того, чтобы пропить деньги в ближайшем кабаке («Преступление и наказание» Ф. Достоевского). Вот это и было самым настоящим «эстетическим переворотом» реалистов - для них практически не существовало «нехудожественных», низких, запретных тем и героев.
Кроме того, в произведениях романтиков (как и класицистів, вспомним хотя бы господина Журдена) широко представлены герои как носители одной доминирующей страсти. Нужно заметить, что реалисты также использовали этот классицистический и романтический прием. Так, в повести М. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Баш - мачкін как раз и является носителем одной страсти - желание пошить новую шинель. И что с того, что некоторым это может казаться мелочью - пошив одной вещи как цель, как стремление всей жизни? Ведь Башмачкину - этому «маленькому человеку», маленькая и даже мелочная цель может показаться большим и судьбоносной.
Зато в реалистических произведениях герой изображался по-другому. Соблюдение принципа життєподібності требовало от художника - реалиста глубокого психологизма в обрисовке личности, раскрытии ее многогранности и неоднозначности. Кроме того, часто герой не мог быть носителем одной-единственной неизменной страсти хотя бы потому, что его характер был подан в развитии, постоянном движении, изменениях, в том числе и в трансформации этих самых страстей («диалектика души» героев Л. Толстого).
Особое внимание реалисты уделяли изображению человека в обществе - литература стала социальной. Среда «лепит характер человека», будто скульптор свое творение из глины или гипса. Однако здесь существует и обратная связь - «создана» обществом человек, в свою очередь, сама создает это общество, поскольку способна принимать сознательное участие в его изменении.
Ad Fontes
Прежде чем писать, писателю нужно проанализировать все характеры, проникнуться всеми обычаями, обойти всю землю, почувствовать все страсти, ведь все страсти, страны, обычаи, характеры, явления природные и моральные - все это должно пройти через его анализ.
О. де Бальзак
Так, Жюльен Сорель («Красное и черное» Стендаля) смело бросает своим судьям обвинения в том, что они судят его вовсе не за выстрелы в бывшую любовницу, а за то, что он, плебей-вискочень, решился «вылезти наверх», проникнуть к кастового высшего мира: «Я не имею чести принадлежать к вашей касте, господа, в моем лице перед вами крестьянин, который восстал против низости своего состояния... Но, хотя бы я и меньше провинился, я вижу здесь людей, которые, не задумываясь над тем, что молодость моя заслуживает сострадания, пожелают наказать в моем лице и раз навсегда сломать тех юношей незнатного происхождения, подавленных нищетой, коим посчастливилось получить хорошее образование, вследствие чего они осмелились проникнуть в среду, которое на языке чванливых богачей называется высшим миром».
Изображения персонажей реалистической литературы требует от писателя хорошего знания жизни, ведь определенный тип людей чаще всего ведет себя именно так, а не иначе. Иногда персонажи даже «не слушаются» своего автора. Так, А. Пушкин как-то высказал парадоксальную мысль: мол, его Татьяна Ларина, героиня романа в стихах «Евгений Онегин», «взяла да и выскочила замуж». Казалось бы, кто может помешать автору писать о своем, часто вымышленного героя то, что он сам захочет? Однако все не так просто, ведь для того, чтобы быть реалистом, надо не нарушить логику развития образа. Именно поэтому российский писатель-реалист Лев Толстой и призвал своих коллег: «Живите жизнью изображаемых персонажей, показывайте в образах их внутренние ощущения, и они сами сделают то, что им нужно по их характерам сделать». Недаром же существовала такая мысль: чтобы написать роман, надо прожить жизнь.
В заключение следует отметить, что любимым романтиками «исключительным личностям в исключительных обстоятельствах» реалисты противопоставили изображения «типичных характеров в типичных обстоятельствах».