ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ВСТУПЛЕНИЕ

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ЭПОХА РЕАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Романтизм и реализм: подобные черты

 

Нужно еще раз подчеркнуть, что хотя романтизм и реализм составляют две стадии эволюции художественного процесса XIX в., их нельзя рассматривать сугубо последовательно и утверждать, что когда закончился романтизм, тогда начался реализм. Ведь романтизм и реализм рожденные в XIX в. новой исторической и эстетической ситуацией. Иногда они шли последовательно, иногда - параллельно, а иногда и переплетались. То есть реализм XIX в. не отвергал (или не полностью отвергал) открытие романтизма. Скажем, реалисты не смогли бы быть такими убедительно точными в описаннях времени и места действия, если бы не находки романтизма - историзм и местный колорит. Вместе с тем историзм и местный колорит реалистов отличались от романтического: если романтики обожали непохожесть, уникальность, эксклюзивность, то реалисты во всем несхожому, уникальном, эксклюзивном искали схоже, общее, типичное.

Для реалистов (как в свое время для романтиков) принципиально важной была как правдоподобие и точность деталей, так и вероятность «лицо эпохи» в целом. Вот здесь и понадобился реалистам художественный опыт романтиков. Ведь характер, поступки и, в конце концов, судьба персонажей в реалистической литературе должны быть четко мотивированы, детерминированы, обусловлены реальной исторической ситуацией, условиями жизни, происхождением героя и т.д. Именно поэтому художников-реалистов и интересовали научные открытия в естественных науках, в частности - влияние условий жизни на определенные виды растений, о чем уже говорилось выше. Одно дело, когда растение развивается на солнце, совсем другое - когда она растет в тени. Так же и люди: одно дело, когда ребенок вырастает в благополучных условиях, совершенно другое - детство сироты Оливера Твиста, который буквально выживает, постоянно ходя по краю уголовного пропасти.

Кроме того, писателей-реалистов интересовало воспроизведение внутреннего мира персонажа. Изобразить внешность героя, его портрет - одежда, лицо, телосложение (что и делали романтики, вспомним пышные портреты Ровены и Ребекки в историческом романе В. Скотта «Айвенго») - было значительно легче, однако внешность человека часто бывает обманчивой. Французский писатель-реалист Стендаль высказал парадоксальную мысль: «Неизмеримо легче живописно изобразить одежду какого-то персонажа, чем рассказать о том, что он чувствует, и заставить его разговаривать». Казалось бы, разве писатель, беря в руки чистый лист, не является полноправным хозяином как всего художественного произведения, так и судьбе конкретного героя? Разве он не может вложить в уста своих персонажей все, что хочет сказать сам? Оказывается, что не может. Ему надо именно «заставить» их говорить, потому что в реалистическом произведении конкретное лицо может разговаривать только так, а не иначе. Вольтера, например, не волновало то, что и дикарь Простак, и цивилизованные французы разговаривают одинаково. А уже Ф. Достоевский индивидуализирует речи героев романа «Преступление и наказание» очень четко. По их высказываниям сразу понятно, кто перед нами - образованный дворянин или напівграмотний мещанин.

С одной стороны, в душу, во внутренний мир человека вроде и не заглянешь, а с другой - без знания сокровенных глубин и уголков этой души не вмотивуєш ее поступки, характер, судьбу. Что же должны были делать реалисты? Нужно было искать новые художественные средства, перевоплощаться в своего персонажа, что они с успехом и делали. Дар их проникновение в психологию героев иногда граничит с ясновидением. Недаром же говорят про особый психологизм литературы реализма. Иван Франко отмечал, что это стремление реалистов (впоследствии его продлили и модернисты) напоминает попытку осветить тайну души персонажей изнутри будто волшебной лампой.

Nota bene

Реализм (лат. realis - вещественный, действительный) - направление в литературе и искусстве, получил развития в 1830-х годах сначала во Франции, а в XIX в. распространился по всей Европе и Америке. Основополагающим для реализма стал принцип соответствия искусства реальной действительности. Ключевой его проблемой является взаимовлияние человека и среды, а также влияние конкретной социально-исторической ситуации на формирование личности.

Писатели-реалисты уделяли большое внимание изображению души персонажа, его характера, мотивации поступков, потому что иначе потеряли бы внутреннюю логику развития образов. Вот тут-то им и пригодились открытия и находки романтизма в сфере изображения души персонажа, в частности ее суперечливостей, которые так привлекали романтиков с их стремлением воспроизведения «поэтики контрастов».

Итак, можно сделать общий вывод, что реализм зародился в недрах романтизма и на определенном этапе они довольно «мирно сосуществовали», обмениваясь открытиями и достижениями. При этом многие писатели (А. Пушкин, М. Лермонтов, М. Гоголь, Т. Шевченко и др.), которые впоследствии стали тяготеть к реализму, начинали свой творческий путь именно как романтики, получив в нем добрый «художественный выучку».