ВСТУПЛЕНИЕ
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ЭПОХА РЕАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Художественное время и пространство литературы реализма
Одним из любимых в художественной системе романтизма был мотив бегства героя от серой обыденности. Куда же этот герой «бежал»? Прежде всего, это могли быть какие-то далекие экзотические края. Например, у Джорджа Байрона - это места «паломничества» Чайльд-Гарольда или вымышленные восточные края, где происходят события его «восточных» поэм. Для Адама Мицкевича таким экзотическим краем стал Крым - «Восток в миниатюре» («Крымские сонеты») или история его родной Литвы («Гражина», «Конрад Валленрод»). Отметим, что в последнем случае история тоже выполняет роль своеобраВНОго убежища романтической души. Поэтому романтики отдавали предпочтение изображению исторических эпох, прежде всего Средневековья (вспомним расцвет жанра исторического романа в эпоху романтизма). Вместе с тем следует заметить, что хотя реалисты также не чураются исторического романа («Саламбо» Г. Флобера), все-таки художественное время реалистических произведений - это преимущественно современное им жизнь общества. И показательным в этом плане является подзаголовок к роману Стендаля «Красное и черное» - «Хроника XIX века».
Кроме того, местом бегства романтического героя от обыденности могла быть и какая-то вымышленная страна, виртуальный мир, как, например, Керепес или Джинністан в повести-сказке «Крошка Цахес, на прізвисько Цинобер» Е. Т. А. Гофмана. Зато действие большинства реалистичных произведений происходит в реально существующем, конкретном и хорошо известном месте. Оно часто описанное так наглядно и достоверно, что некоторые из исследователей даже проверяет номера домов и квартир, упомянутых в произведениях реалистов. И часто те номера и даже количество окон или балконов совпадают. Так, одним из ярких примеров реалистичного художественного пространства является Петербург Ф. Достоевского, где замыслил и совершил свое ужасное преступление Родион Раскольников - герой романа «Преступление и наказание». Некоторые исследователи даже ходили маршрутами Раскольникова и убедились, что Достоевский нигде не ошибся в названии улицы, моста через Неву или в нумерации домов.
Нужно отметить, что время в реализме исторический и воспроизводится он с возможной конкретностью, ведь одним из основополагающих принципов этого литературного направления стал историзм. Если романтизм был эпохой господства поэзии, то реализм - эпоха доминирования прозы.