ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

4 КЛАСС

 

СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ

 

Урок 11

Тема. Литературная сказка. Джеймс Крюс «Мой прадедушка, герой и я»

 

Цель: ознакомить учащихся со сказкой Д. Крюса; совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, литературного анализа произведения, умение самостоятельно работать; формировать оценочные суждения; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать уважение к старшим; заинтересовать детей произведениями литературы.

Оборудование: карта мира; карточки для контроля техники чтения; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Упражнения на развитие языковой догадки

1. Работа над пословицами

- Прочитайте пословицы, вставляя пропущенные буквы.

Кто л_ск_вий к д_т_й, том_ ш_на от л_д_й.

(Кто добр к детям, поэтому почет от людей. Колумбийское пословица)

- Как вы понимаете пословицу?

Где детей любят, туда они и тянутся; где стариков уважают, там они долго живут.

2. Беседа. Проверка домашнего задания

- Чем удивляла детей Старенькая Няня?

- Что она рассказала о братьях Гримм?

- Какие сказки братьев Гримм вам известны?

3. Игра «Дополните предложения»

Как дырка маленькая, то и сказка...,

а как дырка здоровая, то и...

(коротенькая, рассказ, длинная, «Корзина Старушки Няни»)

 

III. Актуализация опорных знаний

- Дети, я знаю, что вы очень любите читать и слушать сказки.

- Вспомните, как называются сказки, сочиненные народом.

- А как называются сказки, созданные писателями-сказочниками?

- Приведите примеры народных сказок украинцев и других народов Европы.

- Сказка - это волшебная страна, где добро всегда побеждает зло.

 

IV. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с немецкой литературной сказкой «Мой прадедушка, герои и я».

 

V. Работа над новым материалом

1. Сообщение учителя о писателе

- Ее автор - известный немецкий поэт и прозаик Джеймс Крюс. Джеймс Крюс - один из самых известных сейчас в мире детских писателей. Он создал немало прозаических книг для детей и молодежи, радио - и телеп'єси, стихи для малышей и подростков, книжки с рисунками. Кроме того, Джеймс Крюс переводил произведения детской литературы с многих языков мира на немецком. И его собственные книги тоже переведены более чем на 30 языках мира. Популярность произведений Джеймса Крюса среди детей, их художественность и назидательность, гуманистическое содержание были высоко оценены. Он - лауреат авторитетной в мире награды за лучшие произведения для детей - Международной премии имени Г. К. Андерсена и золотой медали Г. К. Андерсена, обладатель других наград, например «Премии за книги для молодежи».

Джеймс Крюс родился в 1926 году на маленьком северном острове Гельголанд в семье электрика.

Среди его дедов и прадедов по отцовской и материнской линии было много рыбаков. Будущий писатель с детства полюбил суровую и романтическую природу своей родной Северной Германии, море запомнилось ему как праздник и труд. Простая жизнь семьи, многочисленных родственников и соседей, их будни, ежедневный труд, торжественные события, смешные и грустные случаи, сказки, легенды, песни - все это запечатлелось в душе парня, о чем он впоследствии и рассказал от имени своего любимого литературного героя - прадедушки, бывшего капитана и рыбалки.

Джеймс Крюс мечтал о карьере учителя. Поэтому после окончания школы он учился в учительском институте, некоторое время жил и работал в Мюнхене. А со второй половины 60-х годов поселился на Канарских островах, где создал большинство своих повестей, рассказов, сказок.

Для произведений Джеймса Крюса присуще сочетание богатейшей фантазии и реалистического изображения быта обычных людей. Лирика и юмор помогали писателю воссоздать внутренний мир и психологию маленького ребенка или подростка. Его произведения содержат ненавязчивую, очень естественную назидательность.

2. Проверка восприятия прослушанного

- Где родился Джеймс Крюс?

- Покажите это на карте мира.

- Какими наградами были оценены произведения Джеймса Крюса?

3. Выразительное чтение отрывка сказки «Мой прадедушка, герои и я» комбинированным способом

4. Беседа по содержанию прочитанного

- Понравилась ли вам эта сказка?

- От имени кого идет повествование в сказке?

- Назовите действующих лиц сказки.

5. Словарная работа

- Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните их значение.

Щорана, Гельголанд, помещение, тщеславие, нижняя, кувырком, змовницькії, лежа, комод, господа.

>> Работа с толковым словарем

Помещение -

заговорщически -

тщеславие -

комод -

кувырком -

господа -

6. Выразительное чтение сказки учащимися «цепочкой» и анализ содержания с элементами выборочного чтения

- Сколько лет было прадідусеві и правнуку? Как их назвали родственники?

- Из чего видно, что Хлопчачок любил своего прадедушки? Подтвердите это словами из текста.

- Почему Малый Мальчишка перебрался к верхней бабушке?

- Расскажите, как им готовили комнату для стихосложения.

- Почему Большом и Малом Мальчишкам не понравился бабушкин порядок в комнате?

7. Чтение диалогов

- Найдите и прочитайте диалоги за лицами:

• малого и Большого мальчишек;

• разговор верхней бабушки и прадедушки.

- Подберите соответствующую интонацию.

8. Игра «Открытый микрофон»

- Давайте попробуем по очереди пересказать некоторые эпизоды сказки.

9. Упражнения на развитие скорости чтения

- Попробуем посоревноваться, кто быстрее найдет абзац, в котором есть такие слова:

• Удар не убил прадедушки (наш старый был, ничего, крепенький).

• Потому что я был, во-первых, прадедушек любимец.

• А тем временем мы, поэты, бесправно сидели в уголке комнаты.

• им устилают дорогу красными коврами.

• Прадедушка, как всегда, был прав.

 

VI. Обобщение и систематизация знаний

- Любите ли вы писать стихи? Вспомните, что вам создает лирическое настроение?

- Выберите из приведенных то пословицу, которая, по вашему мнению, передает главную мысль этой сказки.

• Перед седой головой поклонись. (Литовское)

• Лучшее воспитание - уважение к старшим. (Туркменское)

• Воспитывай и учи - хороший обычай. (Венгерское)

• И имела человек - не соломинка. (Венгерское)

• Старик между молодыми молодеет, молодой между старыми - умнеет. (Казахское)

 

VII. Итог урока

- С какой сказкой мы познакомились на уроке?

- Кто ее написал?

- Чему она учит?

 

VIII. Домашнее задание

- Прочитайте сказку дальше - и вы узнаете, как пели Малый и Большой Мальчишки.

Подготовьте вопросы к прочитанному.