4 КЛАСС
СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ
Урок 11
Тема. Литературная сказка. Джеймс Крюс «Мой прадедушка, герой и я»
Цель: ознакомить учащихся со сказкой Д. Крюса; совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, литературного анализа произведения, умение самостоятельно работать; формировать оценочные суждения; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать уважение к старшим; заинтересовать детей произведениями литературы.
Оборудование: карта мира; карточки для контроля техники чтения; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Упражнения на развитие языковой догадки
1. Работа над пословицами
- Прочитайте пословицы, вставляя пропущенные буквы.
Кто л_ск_вий к д_т_й, том_ ш_на от л_д_й.
(Кто добр к детям, поэтому почет от людей. Колумбийское пословица)
- Как вы понимаете пословицу?
Где детей любят, туда они и тянутся; где стариков уважают, там они долго живут.
2. Беседа. Проверка домашнего задания
- Чем удивляла детей Старенькая Няня?
- Что она рассказала о братьях Гримм?
- Какие сказки братьев Гримм вам известны?
3. Игра «Дополните предложения»
Как дырка маленькая, то и сказка...,
а как дырка здоровая, то и...
(коротенькая, рассказ, длинная, «Корзина Старушки Няни»)
III. Актуализация опорных знаний
- Дети, я знаю, что вы очень любите читать и слушать сказки.
- Вспомните, как называются сказки, сочиненные народом.
- А как называются сказки, созданные писателями-сказочниками?
- Приведите примеры народных сказок украинцев и других народов Европы.
- Сказка - это волшебная страна, где добро всегда побеждает зло.
IV. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с немецкой литературной сказкой «Мой прадедушка, герои и я».
V. Работа над новым материалом
1. Сообщение учителя о писателе
- Ее автор - известный немецкий поэт и прозаик Джеймс Крюс. Джеймс Крюс - один из самых известных сейчас в мире детских писателей. Он создал немало прозаических книг для детей и молодежи, радио - и телеп'єси, стихи для малышей и подростков, книжки с рисунками. Кроме того, Джеймс Крюс переводил произведения детской литературы с многих языков мира на немецком. И его собственные книги тоже переведены более чем на 30 языках мира. Популярность произведений Джеймса Крюса среди детей, их художественность и назидательность, гуманистическое содержание были высоко оценены. Он - лауреат авторитетной в мире награды за лучшие произведения для детей - Международной премии имени Г. К. Андерсена и золотой медали Г. К. Андерсена, обладатель других наград, например «Премии за книги для молодежи».
Джеймс Крюс родился в 1926 году на маленьком северном острове Гельголанд в семье электрика.
Среди его дедов и прадедов по отцовской и материнской линии было много рыбаков. Будущий писатель с детства полюбил суровую и романтическую природу своей родной Северной Германии, море запомнилось ему как праздник и труд. Простая жизнь семьи, многочисленных родственников и соседей, их будни, ежедневный труд, торжественные события, смешные и грустные случаи, сказки, легенды, песни - все это запечатлелось в душе парня, о чем он впоследствии и рассказал от имени своего любимого литературного героя - прадедушки, бывшего капитана и рыбалки.
Джеймс Крюс мечтал о карьере учителя. Поэтому после окончания школы он учился в учительском институте, некоторое время жил и работал в Мюнхене. А со второй половины 60-х годов поселился на Канарских островах, где создал большинство своих повестей, рассказов, сказок.
Для произведений Джеймса Крюса присуще сочетание богатейшей фантазии и реалистического изображения быта обычных людей. Лирика и юмор помогали писателю воссоздать внутренний мир и психологию маленького ребенка или подростка. Его произведения содержат ненавязчивую, очень естественную назидательность.
2. Проверка восприятия прослушанного
- Где родился Джеймс Крюс?
- Покажите это на карте мира.
- Какими наградами были оценены произведения Джеймса Крюса?
3. Выразительное чтение отрывка сказки «Мой прадедушка, герои и я» комбинированным способом
4. Беседа по содержанию прочитанного
- Понравилась ли вам эта сказка?
- От имени кого идет повествование в сказке?
- Назовите действующих лиц сказки.
5. Словарная работа
- Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните их значение.
Щорана, Гельголанд, помещение, тщеславие, нижняя, кувырком, змовницькії, лежа, комод, господа.
>> Работа с толковым словарем
Помещение -
заговорщически -
тщеславие -
комод -
кувырком -
господа -
6. Выразительное чтение сказки учащимися «цепочкой» и анализ содержания с элементами выборочного чтения
- Сколько лет было прадідусеві и правнуку? Как их назвали родственники?
- Из чего видно, что Хлопчачок любил своего прадедушки? Подтвердите это словами из текста.
- Почему Малый Мальчишка перебрался к верхней бабушке?
- Расскажите, как им готовили комнату для стихосложения.
- Почему Большом и Малом Мальчишкам не понравился бабушкин порядок в комнате?
7. Чтение диалогов
- Найдите и прочитайте диалоги за лицами:
• малого и Большого мальчишек;
• разговор верхней бабушки и прадедушки.
- Подберите соответствующую интонацию.
8. Игра «Открытый микрофон»
- Давайте попробуем по очереди пересказать некоторые эпизоды сказки.
9. Упражнения на развитие скорости чтения
- Попробуем посоревноваться, кто быстрее найдет абзац, в котором есть такие слова:
• Удар не убил прадедушки (наш старый был, ничего, крепенький).
• Потому что я был, во-первых, прадедушек любимец.
• А тем временем мы, поэты, бесправно сидели в уголке комнаты.
• им устилают дорогу красными коврами.
• Прадедушка, как всегда, был прав.
VI. Обобщение и систематизация знаний
- Любите ли вы писать стихи? Вспомните, что вам создает лирическое настроение?
- Выберите из приведенных то пословицу, которая, по вашему мнению, передает главную мысль этой сказки.
• Перед седой головой поклонись. (Литовское)
• Лучшее воспитание - уважение к старшим. (Туркменское)
• Воспитывай и учи - хороший обычай. (Венгерское)
• И имела человек - не соломинка. (Венгерское)
• Старик между молодыми молодеет, молодой между старыми - умнеет. (Казахское)
VII. Итог урока
- С какой сказкой мы познакомились на уроке?
- Кто ее написал?
- Чему она учит?
VIII. Домашнее задание
- Прочитайте сказку дальше - и вы узнаете, как пели Малый и Большой Мальчишки.
Подготовьте вопросы к прочитанному.