ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

4 КЛАСС

 

СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ

 

Урок 10

Тема. Литературная сказка. Элинор Фарджон «Два брата»

 

Цель: ознакомить учащихся со сказкой Е. Фарджон; развивать умение определить тему и основную мысль произведения, понимать основной смысл описанных фактов, событий, высказывать соображения по поводу прочитанного, составлять связные устные аннотации о содержании произведения; воспитывать любознательность, бережное отношение к родным людям.

Оборудование: карта мира; карточки для контроля техники чтения; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звонок всем нам дал приказ:

«К работе! Скорее в класс!

Попрацюймо все старательно,

Чтобы урок прошел не напрасно!»

 

II. Актуализация опорных знаний

- Дети, вспомните, какие жанры устного народного творчества вам известны. {Сказки, легенды, загадки, пословицы, поговорки, песни, игры, скороговорки)

- Какие из названных произведений относятся к малым жанрам? (Загадки, пословицы, поговорки, песни, считалки, игры, скороговорки)

- Что вы можете сказать о сказки, легенды? Что между ними общего? Чем они отличаются? (Ответы детей.)

 

III. Проверка домашнего задания

- Чему научила Алешу приключение с Чернушкой?

- Чего бы вы пожелали, побывав на месте Алеши?

>> Игра «Почемучки и Всезнайки»

До предложения «Министр поднял обе руки вверх, и Алеша увидел, что они были одеты в золотую цепь» Почемучки задают как можно больше вопросов, а Всезнайки отвечают.

- Что сделал министр?

- Что увидел Алеша?

- Во что были одеты обе руки министра?

- Каким был цепь?

 

IV. Объявление темы и цели урока

1. Сообщение учителя о писательнице

- Сложно найти в Англии мальчика или девочку, которые бы не знали сказок Элинор Фанджон.

Это признанная, любимая и отмечен высокими наградами писательница.

Элинор Фанджон стала первым лауреатом Международной премии Г. К. Андерсена, которую присуждают раз в два года за лучшие детские книги.

Золотую медаль с профилем легендарного сказочника писательница получила тогда, когда ей было 75 лет. Она была любимой писательницей детей, поэтому не удивительно, что именно Элинор присудили первую премию.

Лондонский дом ее отца, популярного романиста Бенджамина Фарджона, в котором выросла Элинор со своими тремя братьями, всегда был наполнен весельем и музыкой. А еще в нем царило безграничное поклонение Книге: «Не читать было так же странно, как не быть одетым, - вспоминала писательница. - Нам казалось, что жить без одежды было бы естественнее, чем без книг».

Элинор (в детстве ее называли Нелли) очень рано начала сочинять стихи, сказки, переводила библейские сюжеты и древнегреческие мифы.

Когда ей было 22 года, умер отец, а вместе с его смертью появились и финансовые проблемы. Литература из сплошного удовольствия превратилась для Фарджон на возможность зарабатывать на жизнь. Первая ее книга, сборник стихов «Детские песенки старого Лондона», вышла в 1916 году. Стихи известная сказочница писала всю жизнь.

В течение полувека было написано столько сказок, 1955 года писательница, собрав лучшие из них, выпустила сборник «Маленькая библиотека», сразу отмеченную тремя литературными наградами: Международной премией за лучшую детскую книгу имени Г. К. Андерсена, медалью Карнеги за лучшую британскую книгу года и американской премией «Полочка Льюиса Кэролла».

Невысокая, в очках, Элинор Фарджон любила готовить, ухаживать за цветами, а еще ей удалось вырастить 127 котят - именно такой доброй волшебницей ее представляют нынешние дети. И каждому из них она дарит свое сердце, потому что считала, что для всех «каждый ребенок с невинными глазами может показаться Божественным Ребенком».

2. Проверка первичного восприятия

- Что вы запомнили из только что услышанного?

 

V. Обработка сказки Элинор Фарджон «Два брата»

1. Словарная работа

Герцог

отречется

полошились

увидел

змилосердься

оробел

осилю

изрек

замріється

2. Подбор слов противоположного значения

Богатый - бедный

младший - старший

щедрый - жадный

добросердечный - злой

3. Чтение сказки «Два брата» комбинированным способом (учителем и учениками)

- Понравилась ли вам сказка? Чем?

4. Анализ содержания с элементами выборочного чтения

- Почему дети любили сказки Старушки Няни?

- От чего зависела ее сказка (по объему)? Подтвердите свое мнение эпизодом сказки.

- Как звали дочь герцога Афинского, за которой присматривала Няня?

- Почему Симон и Дамон ревновали сестру друг к другу?

- Как братья проявляли свою ревность? Подтвердите это эпизодом из сказки.

- О чем рассказал дедушка братьям? Зачитайте это.

- Как братья соревновались между собой в любви к сестре в тяжелейших в минуту?

- Как братья догадались, что Фалію Гермес украл?

- Какое условие поставил перед Симоном и Дамоном Гермес? Прочитайте.

5. Ролевая игра

- Докажите, что даже разлука с сестрой не потушила в сердцах братьев ревности.

Дети зачитывают эпизоды сказки, распределив роли (Симон, Дамон, автор).

- Какие волшебные превращения происходят в сказке? Зачитайте.

6. Игра «Продолжи предложение»

• « Симон и Дамон встретились глазами,...»

 

VI. Итог урока

- Какое обещание братьев оказалась для Гермеса дорогой?

- Подумайте, каким должно быть геройство.

- Что такое честолюбие, тщеславие?

>> Работа над пословицами

• Себелюби - никому не дорогие. (Немецкое)

• Хвастовство позорят человека. (Таджикское)

• Гордость редко до добра доводит. (Французское)

- Как вы думаете, какая из пословиц выражает главную мысль сказки?

- Наш урок закончен, но никогда не заканчивается сказка. Прочитайте сказку Элинор Фанджон «Корзину Старушки Няни» - и вы убедитесь, что здесь перемешались и выдумки, и факты, и фантазия, и правда.