ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

4 КЛАСС

 

СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ

 

Урок 9

Тема. Литературная сказка. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

 

Цель: познакомить с литературной сказкой А. Погорельского; развивать умение высказывать соображения по поводу прочитанного, проявлять толерантность, уважение к сверстникам во время диалога; воспитывать желание быть трудолюбивым, честным, ответственным, верным своему слову человеком.

Оборудование: карта мира; карточки для контроля техники чтения; учебник; рабочая тетрадь; аудио-запись песни.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний

1. Мотивация учебной деятельности

Звучит аудио-запись «В гостях у сказки» (муз. В. Данкевича).

Говорю, говорю сказку

За баранок связку.

Один бублик - на зубок,

Второй бублик - в козубок,

Третий - в карман,

А четвертый - в горсть,

А внучка пятым

Буду угощать.

Пусть он бублика смакует,

Пусть над сказкой рассуждает.

- Дети, задумывались ли вы над тем, почему рождаются, живут и не умирают сказки?

Рождаются сказки потому, что их придумывает народ. А бессмертные они потому, что в них живет и не умирает сам народ. На протяжении тысячи лет сказки были и остаются волшебными проводниками доброты, правды, милосердия. Листая страницы любимых сказок, вы понимаете, что сказки - то наши великие учителя, которые, прежде всего, воспитывают, учат, а уже потом развлекают. В центре сказки всегда стоит человек. Какая она - добрая или злая, правдивая или коварная? Что несет другим людям ее существования?

2. Беседа

- Какие бывают сказки? (Народные и литературные или авторские)

- Назовите три группы сказок. (О животных, волшебные, социально-бытовые)

- Какие сказки называют народными?

- Какие сказки называют авторскими (литературными)?

3. Упражнение «Интервью»

Ученики по очереди отвечают на вопросы, которые ставит учитель.

- Какая твоя самая любимая сказка?

- Кто твой любимый сказочный герой? Почему?

- Кто тебе читает или рассказывает сказки?

 

III. Сообщение темы занятия

- Сегодня мы познакомимся с одним мальчиком, который попал в необычное приключение. Описал ее известный российский писатель Антоний Погорельский.

 

IV. Работа над новым материалом

1. Рассказ о жизни и творчестве Антония Погорельского

- Он был правнуком последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского. Получил прекрасное домашнее образование и воспитание. Окончил Московский университет со званием доктора философии и словесных наук. Как писатель Антоний Погорельский стал известным после выхода повести «Лафертівська маківниця». Заслуженную славу принесли ему произведения: «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», «Монастырка».

Незадолго до смерти писатель ушел в отставку и поселился в своем родовом имении Погорельцы (теперь Черниговская область). Именно отсюда пошел его псевдоним. В Погорільцях Антоний занимался воспитанием своего племянника Алексея Толстого, будущего русского писателя.

Замечательную повесть для детей «Черная курица, или Подземные жители» Антоний Погорельский тоже написал в 1829 году в Погорільцях и посвятил Алексею Толстому.

Ваши родители наверняка помнят кинофильм «Черная курица, или Подземные жители», снятый по этому произведению четверть века назад на Киевской студии имени А. Довженко.

2. Первичное ознакомление с текстом

- Какого мнения были о Леше в пансионе?

- За что мальчика уважали?

3. Словарная работа

Пансион

сообразить

неожиданно

сначала

простынь

забор

червоногарячим

драчуны

расцацкованом

придворным

анічогісінькі

плата

походжало

говорили

помещение

шкряботить

4. Анализ содержания сказки

- Каким вы представляете Алешу?

- Чем, помимо учебы увлекался мальчик?

- За что Алеша полюбил чубарочку? Подтвердите это, зачитав отрывок сказки.

- Найдите в сказке примеры волшебных превращений. Зачитайте их.

- Куда повела Чернушка мальчика? Перескажите.

- Кем на самом деле была Чернушка в подземном царстве?

- Прочитайте в тексте описание министра.

- Почему короля удивило желание Алеши?

- Какие условия короля должен был выполнять мальчик?

- Какова главная мысль сказки?

5. Составление литературного портрета героя (работа в тетради)

6. Работа над пословицами

- Какая из пословиц наиболее удачно выражает главную мысль сказки?

• Умеешь ошибаться - умей и исправляться. (Испания)

• С привычками не рождаются, их приобретают. (Тамільське)

• Кто слова не держит, то чести не имеет. (Чешское)

• Не взяв книги в руки, не освоишь науки. (Колумбийское)

 

V. Итог урока

- Представьте себя на месте Алеши. Каким бы было ваше желание?

 

VI. Домашнее задание

- Прочитайте продолжение сказки. Подготовьте рассказ на тему «Чему научила Алешу приключение с Чернушкой?»