4 КЛАСС
СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ
Урок 9
Тема. Литературная сказка. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
Цель: познакомить с литературной сказкой А. Погорельского; развивать умение высказывать соображения по поводу прочитанного, проявлять толерантность, уважение к сверстникам во время диалога; воспитывать желание быть трудолюбивым, честным, ответственным, верным своему слову человеком.
Оборудование: карта мира; карточки для контроля техники чтения; учебник; рабочая тетрадь; аудио-запись песни.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Мотивация учебной деятельности
Звучит аудио-запись «В гостях у сказки» (муз. В. Данкевича).
Говорю, говорю сказку
За баранок связку.
Один бублик - на зубок,
Второй бублик - в козубок,
Третий - в карман,
А четвертый - в горсть,
А внучка пятым
Буду угощать.
Пусть он бублика смакует,
Пусть над сказкой рассуждает.
- Дети, задумывались ли вы над тем, почему рождаются, живут и не умирают сказки?
Рождаются сказки потому, что их придумывает народ. А бессмертные они потому, что в них живет и не умирает сам народ. На протяжении тысячи лет сказки были и остаются волшебными проводниками доброты, правды, милосердия. Листая страницы любимых сказок, вы понимаете, что сказки - то наши великие учителя, которые, прежде всего, воспитывают, учат, а уже потом развлекают. В центре сказки всегда стоит человек. Какая она - добрая или злая, правдивая или коварная? Что несет другим людям ее существования?
2. Беседа
- Какие бывают сказки? (Народные и литературные или авторские)
- Назовите три группы сказок. (О животных, волшебные, социально-бытовые)
- Какие сказки называют народными?
- Какие сказки называют авторскими (литературными)?
3. Упражнение «Интервью»
Ученики по очереди отвечают на вопросы, которые ставит учитель.
- Какая твоя самая любимая сказка?
- Кто твой любимый сказочный герой? Почему?
- Кто тебе читает или рассказывает сказки?
III. Сообщение темы занятия
- Сегодня мы познакомимся с одним мальчиком, который попал в необычное приключение. Описал ее известный российский писатель Антоний Погорельский.
IV. Работа над новым материалом
1. Рассказ о жизни и творчестве Антония Погорельского
- Он был правнуком последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского. Получил прекрасное домашнее образование и воспитание. Окончил Московский университет со званием доктора философии и словесных наук. Как писатель Антоний Погорельский стал известным после выхода повести «Лафертівська маківниця». Заслуженную славу принесли ему произведения: «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», «Монастырка».
Незадолго до смерти писатель ушел в отставку и поселился в своем родовом имении Погорельцы (теперь Черниговская область). Именно отсюда пошел его псевдоним. В Погорільцях Антоний занимался воспитанием своего племянника Алексея Толстого, будущего русского писателя.
Замечательную повесть для детей «Черная курица, или Подземные жители» Антоний Погорельский тоже написал в 1829 году в Погорільцях и посвятил Алексею Толстому.
Ваши родители наверняка помнят кинофильм «Черная курица, или Подземные жители», снятый по этому произведению четверть века назад на Киевской студии имени А. Довженко.
2. Первичное ознакомление с текстом
- Какого мнения были о Леше в пансионе?
- За что мальчика уважали?
3. Словарная работа
Пансион
сообразить
неожиданно
сначала
простынь
забор
червоногарячим
драчуны
расцацкованом
придворным
анічогісінькі
плата
походжало
говорили
помещение
шкряботить
4. Анализ содержания сказки
- Каким вы представляете Алешу?
- Чем, помимо учебы увлекался мальчик?
- За что Алеша полюбил чубарочку? Подтвердите это, зачитав отрывок сказки.
- Найдите в сказке примеры волшебных превращений. Зачитайте их.
- Куда повела Чернушка мальчика? Перескажите.
- Кем на самом деле была Чернушка в подземном царстве?
- Прочитайте в тексте описание министра.
- Почему короля удивило желание Алеши?
- Какие условия короля должен был выполнять мальчик?
- Какова главная мысль сказки?
5. Составление литературного портрета героя (работа в тетради)
6. Работа над пословицами
- Какая из пословиц наиболее удачно выражает главную мысль сказки?
• Умеешь ошибаться - умей и исправляться. (Испания)
• С привычками не рождаются, их приобретают. (Тамільське)
• Кто слова не держит, то чести не имеет. (Чешское)
• Не взяв книги в руки, не освоишь науки. (Колумбийское)
V. Итог урока
- Представьте себя на месте Алеши. Каким бы было ваше желание?
VI. Домашнее задание
- Прочитайте продолжение сказки. Подготовьте рассказ на тему «Чему научила Алешу приключение с Чернушкой?»