XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ
Райнер Мария Рильке «Орфей,
Эвридика, Гермес», «Вот дерево свелось...»
4 декабря 1875 года в Праге, которая
тогда была в составе Австро-Венгерской империи, в семье желеВНОдорожного чиновника
ведомства Йозефа Рильке и Софи Рильке родился единственный сын Рене (Райнер) Карл
Вильгельм Иоганн Йозеф Мария Рильке. В Праге Рильке посещает начальную школу.
После развода родителей остается с матерью. В это время пишет свои первые
детские стихи.
Детство и юность поэта были
омрачены пребыванием в австрийской военной школе (1886 - 1891), о которой
он всю жизнь вспоминал со страхом и отвращением. Позднее Рильке изучает литературу,
историю искусства, философию в Пражском, Мюнхенском и Берлинском
университетах.
В 1894 г. выходит в свет первая
поэтический сборник Рильке «Жизнь и песни», после чего произведения Рильке выходят в свет
ежегодно. В конце XIX века появляются такие книги поэта: «Венчан снами»
(1896), «Сочельник» (1898) и «Мне на праздник» (1900). Ранний Рильке - преимущественно
неоромантик и импрессионист. В его стихах воспроизводятся основные мотивы
романтической поэзии первой половины XIX века - одиночества, природы и
любовь.
Ранние стихотворения Рильке - это, как правило,
сумливі короткие импрессионистические зарисовки с внезапной сменой образов, игрой
света и тени. Воплощением непонятной, но вопиющей несправедливости жизни
чаще всего является город - зловеще-мрачное, почти мертвое. Для Рильке современный город с
его засильем «мертвых вещей», резкими контрастами богатства и бедности -
непонятное нагромождение абсурда и страдания, преступление против гармонии и красоты.
Свободу дыхания стихотворение Рильке находил вне городской суеты, в тихом покое
пригород с его садами, ручьями, лугами, лесами и перелесками.
Становление Рильке-поэта
завершается на рубеже XX века, его творческую зрелость свидетельствуют две
знаменитые сборника - «Книга часов» (1901 - 1905) и «Книга картин» (1902, 1906).
Знаменательную роль в появлении этих книг сыграли путешествия писателя Россией, что
состоявшиеся в 1899 и 1900 годах.
Во время первой недолгого путешествия
(апрель - май 1899 года) он побывал в Москве и Петербурге, где преимущественно
знакомился с русской культурой. Наиболее волнующим событием в Москве стали для
Рильке посещение Льва Толстого. Вторая, более длительное путешествие, охватывала весну и
лето 1900 года. Поэт продолжает изучение русской культуры и снова, на этот раз
в Ясной Поляне, посещает Толстого. Из Ясной Поляны Рильке едет в Украину и на
начале июня 1900 года прибывает в Киев, где живет около двух недель.
После Киева началось почти
двухмесячное паломничество Рильке по Украине и по Волге - знакомство с народной,
«глубинной Русью», ее особым мироощущением, которое влекло поэта обещанием
преодолеть «механичность жизни» и отчуждение человека.
Путешествия 1899 и 1900 годов стали
для Рильке важным шагом в познании славянского мира, в освоении его
духовных и культурных ценностей. Именно встреча с Россией и Украиной стала для
Рильке тем толчком, который пробудил в нем новое ощущение природы, реального
мира. Он почувствовал себя причастным к глубинным истокам бытия, могучих истоков
стихийных творческих сил природы. Новое мироощущение Рильке, которое он считал
«даром Руси», нашло свое поэтическое выражение в «Книге часов» (1901 -1905),
которая состоит из трех циклов - «Книги монашеской жизни», «Книги паломничеств» и
«Книги нищеты и смерти». Она написана от имени «киевского монаха» как его
молитвенное обращение к Богу.
Еще на рубеже XX века в Рильке
возникает напряженный интерес к художественному познанию и воспроизведению реального
мира. Его «жажда реального» нашла сдержанное и концентрированное выражение в
книге «Новые стихотворения» (1907-1908), которая отличается одухотворенным предметностью
образов, изящной и динамичной пластичностью языка.
С 1900 по 1902 Рильке жил неподалеку
от колонии художников Ворпсведе близ Бремена, в 1901 вступил в брак с Кларой
Вестхоф. Материальная нужда и художественные искания привели его в Париж, который на
двенадцать лет становится для поэта географическим центром его затворнической жизни.
Первостепенную роль в этом сыграло
сближение Рильке с французским скульптором Огюстом Роденом, которое состоялось 1902
года в Париже. Рильке некоторое время даже был секретарем этого выдающегося художника.
Роден для поэта был образцом пластического обнаружения жизни в материальных объектах
и формах. Жить - это значит видеть мир в художественных образах. Эту идею поэт
обосновал в монографии о Огюста Родена. Не случайно для Рильке, лирика,
певца «меняющихся» душевных настроений, идеалом пластической совершенства был именно
Роден - скульптор, который стремился преодолеть изначальную статичность этого
искусства. Скульптурные произведения Родена - почти всегда образы борьбы с
недвижимостью, они на наших глазах словно высвобождаются из каменных пут.
Большое значение приобрел для поэта и
живопись П. Сезанна, который он открыл для себя чуть позже. Сезанн стремился
рисовать не только ту природу, которую мы видим, но и ту, которую мы познаем умом,
создавать синтетический образ предмета и всей природы, которые непосредственно не
открывается нашему глазу. Интенсивное ощущение живой силы мира вещей пронимает
полотна Сезанна, и этим они особенно привлекали Рильке.
Накануне и во время Первой
мировой войны Рильке пережил длительную кризис, которая лишь иногда прерывалась
вспышками творческой активности. Он много, почти непрерывно путешествовал -
Испанией, Северной Африкой, странами Центральной Европы, нигде надолго не
задерживаясь, за исключением замка Дуїно на Адриатике, где в 1912 году начал
создавать цикл «Дуїнянських элегий», завершение которого со временем стало делом
всей его жизни. Сам поэт придавал этим произведениям (всего их двенадцать) особого
значение и никогда не публиковал их в одиночку вплоть до 1922 года.
Рильке очень болезненно воспринял начало
Первой мировой войны. Война, как писал он в одном из писем 1915 года, - это
«гора страданий, на которую мы продолжаем собираться». Он видел только «непомерное
рану, в которую превратилась вся Европа», думал о «массовую смерть людей,
происходит ежедневно и ежеминутно». Сходит на нет его творчество, жестоким
испытаниям подвергаются его гуманистические убеждения.
Первая мировая война заставила Рильке
покинуть Францию. С 1919 г. и до самой смерти поэт живет в Швейцарии в
старинном домике, купленном ему друзьями. В послевоенный период Рильке
стремится писать стихи, которые вобрали бы все его предыдущие поиски и достижения; как
никогда, большое значение приобретает для художника традиция немецкой философской
лирики. Вместе с тем в его поэзии обостряется восприятие современности как мира, что
окончательно теряет свой настоящий, «человеческий смысл». Наиболее полное выражение
мотивы, присущие позднем творчестве Рильке, вступили в поэтическом цикле «Сонеты к
Орфея» (1922).
В конце жизни Рильке не работал
так много (тяжелая болезнь напоминала о себе все более продолжительными приступами), но
на удивление легко, почти без черновиков. Незадолго до смерти он написал книгу стихов
французском языке.
Умер Райнер Мария Рильке в 1926 году
в Швейцарии.
Творчество Рильке насыщена большим
духовной силой, философскими размышлениями и поэтическими открытиями. Поэзия
Рильке полна любви к людям и миру. Он стремился к единству и одухотворенности
в окружающей действительности. По его мнению, поэт - это Божий посланник, что наполняет
моральным смыслом все вокруг, это «голос» окружающего мира. Его
бескорыстное служение поэзии было проникнуто духом высокого гуманизма. Свое
призвание Рильке видел в том, чтобы как можно глубже познать материальный и
духовный мир, что окружает человека, присоединиться к природе во всех ее проявлениях,
приблизиться к народному бытию, к жизни больших городов с их достопримечательностями
искусства, к тайн любви, человеческого бытия и смерти.
Уже ранние сборники его стихов
(«Жертвы ларам», «Венчан снами», «Мне на праздник» и др.) показали незаурядную
одаренность молодого поэта, продемонстрировали такое сочетание музыкальности и
конкретности изображения, которое стало впоследствии характерной чертой поэзии Рильке. Как
правило, каждый стих посвященный четко очерченной теме или конкретному предмету,
и каждое слово, каждый образ полностью подчиняются замыслу.
По мнению писателя, главная
причина всемирной дисгармонии - это нарушение единства между материальным и
нравственным началами. Вещи, созданные человеком, нередко отдаляются от нее,
становятся пустыми и фальшивыми. «Забытое лицо вещей», а также возбужденное
гармонию земного и небесного должен восстановить поэт. Следовательно, назначение поэта - быть
причастным ко всему, служить «духовному оживлению» вещей и всего мира. Эти
идеи нашли отражение в цикле «Новые стихи» (1907-1908). Внутренняя жизнь здесь
воплощается в пластических образах растений, животных, мифологических и исторических
героев.
В сборнике «Новые стихи» немало таких
стихов, которые щедро черпают свои мотивы и темы в обраВНОм мире Библии и
Евангелия. Таким образом Рильке сознательно вступает в сферу извечной традиции
мирового искусства. Он словно меряется силами с мастерами Средневековья и
Возрождение, с создателями бессмертных готических скульптур, с самим Микеланджело.
Его захватывает мир Ветхого и Нового Завета, который привлекал многих художников.
Рильке создает образы легендарных воинов и пророков - Иисуса Навина, царя
Давида, Иеремии, самого Христа.
Первая мировая война, которая глубоко
поразила воображение поэта и непосредственно отразилась в цикле гимнов «Пять песен»
(1914), стала предисловием к позднему периоду творчества Рильке. Цикл «Пять песен»
- это наглядное свидетельство потрясения, которое пережил поэт. Поэт поражен появлением
гроВНОго, «невероятного бога войны». Сначала ему кажется, что война
отчистит мир от лжи, пробудит в людях дух нового сообщества. Но уже в
заключительном гимне заметно, как изменилась позиция поэта: он призывает «поднять
флаг скорби» и сбросить страшного бога войны.
Понадобилось почти десятилетие, чтобы
поэт дал ответы на вопросы, выдвинутые войной. Эти ответы были даны в двух
прославленных циклах стихов- «Дуїнезьких элегиях» (1923) и «Сонетах к Орфея»
(1922). Оба циклы свидетельствуют о необычайном богатство духовного мира и
творческой палитры выдающегося поэта, неизменно стремился к новому, никогда не
повторяя себя при этом.
Как своеобразный отклик на события войны
в творчестве поэта отчетливо выкристаллизовывается философское начало. Произволу «гроВНОго
бога», разрушительной стихии он стремился противопоставить свой поэтический ответ.
Рильке в эти годы перед лицом неслыханной угрозы с новой силой вславлює земное
бытие человека, земной мир, прекрасную природу, вещи, окружающие человека, воспевает
создание, а не разрушение. Все философские вопросы возникают у Рильке в
грандиозных измерениях: человек перед лицом бытия и небытия.
В «Дуїнезьких элегиях» поэт стремится
развернуть новую картину мироздания - целостного космоса, без разделения на прошлое и
будущее, видимое и невидимое. Бытие и небытие в Рильке - это две формы одного и
того же состояния. С этой точки зрения смерть не является простым угасанием, жизнь
продолжается и в гибели. В то же время в его элегиях с особой убежденностью и
силой утверждается значение земного мира, человеческого бытия. Поэт воспевал
ключевые моменты существования человека: детство, безграничное привлечения к стихиям
природы, любви, героику и, наконец, смерть как последний рубеж, когда
испытываются все жизненные ценности.
В общей картине мироздания, которую
Рильке создавал в «Дуїнезьких элегиях», он раскрывает философский смысл,
выявляет взаимосвязь различных сфер жизни, чувств и понятий. Для поэта все они
принадлежат к миру настоящих, высших ценностей, в них содержится весь смысл и вся
красота земного бытия. Именно в это время поэт активно развивает жанры элегии и
сонета, поскольку его привлекали четко организованы поэтические формы.
Поэзия Рильке полна музыкой и
лиризмом. Глубоко философствующая и интеллектуальная, она объединяет эмоционально
страстное слово с рациональной мыслью. В его стихах сущность вещей
познается не по их внешним выражением, а по внутренним существом, ведь в
каждом явлении есть святость и греховность, добро и зло. Творчество Рильке ведет
читателя к новым эмоциональных сдвигов и интеллектуального постижения Вселенной. В его
поэзии есть все: философская мистика и изящный эмоциональное содержание; поиски Бога и
богоборчество; одиночество, уныние, разочарование и вера в жизнь.
Одна из характерных особенностей
поэзии Р.М. Рильке - увлечение античностью. Давнее прошлое становится для поэта своеобразным
мифологическим зеркалом, которое воспроизводит человека не как конкретное существо, а как
культурно-историческую личность, вобравшая в себя мысли, страсти и надежды
разных поколений. В «Сонетах к Орфея» поэт погружается в мир античности, чтобы
напомнить современникам о утраченную красоту и духовный покой. Этот цикл является полной
противоположностью мрачным «Дуїнезьким елегіям», в нем возникают надежды поэта
относительно будущего, прославление бессмертного искусства. И в то же время, как и
«Дуїнезькі элегии», эти сонеты посвящены важнейшим философским вопросом,
что волновали поэта: вопросом жизни и смерти, бытия и творчества.
Главные темы «Сонетов к Орфея»
простые и вместе с тем многозначны: это темы певца и песни, таинственного
происхождение песни и тайны ее воздействия на слушателей, прославление стихий природы,
их бессмертие, поэтическая идея метаморфоз, вечных преобразований и изменений.
Мысли о назначении поэта
волновали Рильке всю жизнь. В «Сонетах к Орфея» эти мысли нашли наиболее
мощное и полноценное художественное воплощение. Певец Орфей - это живой символ поэтического
начала, учитель всех певцов и одновременно это вечный прообраз поэта, наиболее
близок самому Рильке, вся жизнь которого прошла в борьбе за осуществление своей
поэтической миссии.
Античный миф об Орфее дает автору
возможность вести философскую беседу о сущности искусства, назначения поэта,
силу его творчества. В «Сонетах к Орфея» Рильке со всей страстностью
утверждал бессмертие поэтического дела. Образ поэта-певца Орфея определяет
эстетическую позицию автора: поэт - это тот, кто странствует в царствах Жизни и Смерти,
он неподвластен никому, кроме своего призвания. В цикле в символической форме
показаны жизненный путь человека: уныние, смирение, а потом снова тяга к высокому
идеала и гармонии. Через весь цикл проходит конфликт темного и светлого,
земного и небесного, обыденного и вечного. Причем эти противоречия охватывают не
только мифический мир, но и душу лирического героя, и вся Вселенная. Между
противоположностями идет долгая борьба, но она завершается победой добра,
любви и искусства.
Однако Рильке были чужими крайности
эстетизма, абсолютное противопоставление временного мира вечному искусству, которое мы
находим, например, в некоторых поэтов XIX ст., сторонников «чистого искусства».
Его Орфей - певец земного, глубочайшим образом связан со стихиями земли и
воды, со всем цветущим и плодовитым миром, с миром труда и творческого вдохновения.
Рильке Орфей «рожденный для хвалы», и это хвала земному миру, хвала всем
земной - садам, цветам, юности, дыханию и танца. Где бы не появился
чудо-певец, начинают сиять звезды, оживать деревья, раздаваться звонкие мелодии.
Песня Орфея проникает глубоко в сердца тех, кто его слышит, и вместо жестокости в
них просыпаются вера и любовь. И даже сама смерть воспринимается как возвращение
к прекрасному миру природы. Причем автор считает, что смерть и забвение можно
преодолеть силой творчества и любви. В воскресении художника Рильке видит залог
обновление Вселенной, то есть жизнь и искусство способны победить время и пространство.
Высокие художественные достижения в области
поэзии, любовь Рильке к людям и верность искусству завоевали уважение и симпатии
многих людей, в частности выдающихся художников мира (Стефан Цвейг, Борис Пастернак,
Марина Цветаева и др.).
Образ Орфея является одним из «вечных»
образов мировой культуры. В различные времена к нему обращались представители различных
видов искусства: скульптуры (Канова, Роден), живописи (Тьєподо, Рубенс,
Корінта), музыки (Монтеверди, Глюк, Гайдн, Стравинский, Оффенбах) и т.п. В
литературе этот образ приобрел особую популярность на рубеже ХІХ-ХХ вв. Образ
легендарного певца, а также сюжетные мотивы мифа об Орфее использовали в
своих произведениях Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Ян Кокошка, Жан Кокто, Леся
Украинка, Андре Жид, Жан Ануй, Теннесси Уильямс, Гийом Аполлинер. Среди художников,
в своем литературном творчестве обращались к образу Орфея, одно из главных
мест занимает выдающийся австрийский поэт Р. М. Рильке (1875-1926).
Древнегреческий миф о певца Орфея
всегда волновал Г. М. Рильке. Уже в ранний период творчества он обращается к
древней истории путешествия Орфея в подземное царство.
По древнегреческой легенде, Орфей,
певец и музыкант, был наделен такой магической силой искусства, что ему
подчинялись не только люди, но и дикие звери и боги. Когда умерла его любимая
жена Эвридика, он спустился к Аиду, чтобы вызволить ее из царства смерти. Очарован
игрой Орфея, властелин мира умерших Аид пообещал вернуть его возлюбленную на землю,
но при одном условии: певец не должен смотреть на Эвридику, которая будет идти за ним,
оглядываться на нее, пока они не выйдут из подземного царства. Однако Орфей не
выдержал и оглянулся, через что потерял жену навсегда. Гермес -
бог-посланец, который сопровождал Орфея и Эвридику во время выхода из царства
мертвых.
Сборник «Сонеты к Орфея» открывает
сонет «Вот дерево свелось...». Эта сборка появилась неожиданно, как будто само Небо
послало ее поэту перед смертью... 55 сонетов он написал всего за месяц,
когда жил в Швейцарии, в замке Мюзот, в феврале 1922 г. В этой сборке Рильке
славит природу, Творца и, несмотря на все, жизнь, хотя он в это время был в плену
смертельной болезни. Сборник он посвятил Вере Оукама-Кнооп (1900-1919), юной
талантливой танцовщицы, которая умерла от лейкемии, болезни, унесшей впоследствии и
самого поэта. Он видел ее лишь дважды на домашних концертах в Мюнхене, но ее
трагическая судьба не оставила его равнодушным и, очевидно, вдохновила на создание
этого цикла. Между сборками «Новые стихотворения» и «Сонеты к Орфея» - семь лет, которые
кардинально изменили Европу и привели к глубокому духовному кризису в Рильке.
Однако именно в этом цикле воображение поэта будто заново возрождает мир, разрушенный
Первой мировой войной, возвращая ему первозданную гармонию. Поэт И. Бродский
заметил, что миф нуждается поэта, и мифа об Орфее чрезвычайно повезло, потому
он нашел Рильке. Орфей у Рильке - олицетворение силы искусства, что превращает
хаос в космос, объединяет «видимый» (конечный) мир и «невидимый» (бесконечный),
способен преодолеть отчужденность человека.
В первом сонете поэт сосредоточивается
на передаче силы, которую пробуждает пение Орфея. Поэт поет, и весь мир вокруг
меняется: начинают расти деревья, а из леса выходят умиротворенные звери
послушать певца... И именно с этого пения рождается новый мир:
И смолкло все, и течет сквозь
молчание
новое начало, новый знак и движение.
(Пер. М. Желательна)
Однако поэта интересует не пение Орфея,
а то, что происходит внутри тех, кто прислушивается к его пению, ведь только
это может изменить душу и окружающий мир:
Выходят звери из лесной тишины,
покинув гнездышко или берлогу;
они, небось, сделались тише
не из страха, не из хитростей своих,
а с прислушивания. (Пер. М. Желательна)
И именно это прислушивание притлумило
«рев, скуление, гам» и превратило «маленькую хищную» сердца, «где крылась
жадливість их хижина» на храм - единственное, к чему должен стремиться человек во время
своего духовного прогресса.
Сонет наполнен символами и
аллегориями, которые довольно часто используются писателями и другими художниками.
Рост дерева, с которого начинается движение преобразования, явно ассоциируется с мифологическим
мировым деревом, которое объединяет все три мира, и своим ростом, ветвями тянется
до неба, мира духовного. Темный лес с хищными зверями, еще от времен
средневековья и Дайте выступает аллегорией человечества, которое заблудилось среди мрака и
потеряло свое духовное естество. Храм -- олицетворение возвышенной души, открытой
Богу. Однако эти символы у Рильке не противопоставлены друг другу и даже не контрастируют
между собой. Они - суть одного и того же, объединенные в совместной единства: хищные,
«где при входе аж шатался крыльцо», можно воздвигнуть храм, пение Орфея,
искусство одухотворяют и вещь, и человека, и даже зверя.
Стихотворение «Орфей, Эвридика, Гермес»
(1908) является первым подходом Рильке к образу Орфея, который стал для него символом
высокой поэзии'. Но здесь, в отличие от его «Сонетов к Орфея», ударение
перенесен на образ Эвридики, «отчужденной смертью».
Задумываясь над назначением художника
в мире, Г. М. Рильке главная задача поэта видит в том, чтобы нести людям
добро, красоту и любовь, «одухотворять» действительность, побеждать зло и смерть силой
своего творчества. Но всегда ли это удается? Или может певец изменить окружающую
реальность?
Произведение имеет элементы эпичности -
наличие действующих персонажей, внешний сюжет, конфликт между героями. Отсутствие
рим и строфического деления (белый стих), ріВНОстопність строк приближают его к
прозы. Однако эпичность сочетается с глубоким лирико-философским подтекстом,
который заставляет задуматься над проблемой значения искусства в мире.
Стихотворение начинается с
символического изображения царства смерти, где находятся души умерших:
Была это душ рудник
удивительная, -
в ней, как жили тихих
серебряных руд,
тянулись они сквозь
тьму. Между корнями
струміла кровь, что к
людей плыла;
тяжелым порфирием в
тьме она казалась.
Вот и весь румянец.
Там были
Обрывистые скалы, и леса безлюдные,
И сведены над пустотой мосты... (Пер.
М. Желательна)
Этот печальный пейзаж, где нет ни одного
движения жизни, вызывает чувство неописуемого трагизма и безграничного горя. Перед
читателем предстает лицо смерти, он чувствует ее холодное дыхание.
Имена героев на протяжении произведения не
называются - они остались на земле, в иной реальности, куда нет возврата.
Те, кто направляется в страшного царства, лишенные человеческих черт, они скорее напоминают
слабые тени, среди которых выделяется одна живая фигура - Орфей, «стройный
мужчина в плащи голубой». Голубой цвет плащи, в которую одет певец,
символизирует собой земную жизнь, любовь, надежду на светлое будущее. Он выступает
контрастом к художественной реальности царства мертвых, где «струміла кровь, что к
людей плыла, тяжелым порфирием во тьме она казалась».
Полон любви, Орфей спешит к
выхода, но не может думать о тех, кто идет позади: «обоняние и слух позади
оставались». Боги не позволили ему оглядываться, однако он чутко прислушивается к
тихих шагов Гермеса - бога странствий, который сопровождает Эвридику.
Постепенно на первый план выходит
именно эта женщина:
Теперь она ступает рядом бога,
Хоть длинный саван мешает идти,
Неуверенная, и нежная, и терпеливая.
Однако смерть накладывает на нее свое
страшное клеймо - отбирает чувства и память:
...она впитала в себя смерть
большую,
такую новую, что и не понять ей.
Итак, Эвридика в стихе находится на
грани двух миров - этого и потустороннего. Она уже находится под властью смерти
- как в физических (неслышимая поступь тени из потустороннего мира, «длинный саван, что мешает
идти», отречение «брачных обычаев», «дівочість новейшая, нетронутая»), так и в
духовных измерениях («Она в себе вся скопившаяся, посмертям наполнена до краев»,
«Как плод впитывает сладости и тьму, она впитала в себя смерть большую»).
Отчужденность Эвридики от земного существования, ее связь с подземным миром
Рильке передает с помощью символического образа корня («она - уже корень»),
какой Орфей тщетно пытается вытащить из холода и позабуття подземного царства,
чтобы вернуть к исполненной земных радостей жизни.
Даже когда Орфей, нарушив
запрет богов, оглядывается, она ничего не понимает и на слова Е - рмеса: «А он
таки оглянувсь», - бестолково спрашивает: «Кто?..»
Как видим, автор по-новому
переосмысливает старую легенду. Он подчеркивает поражение певца, а не силу его
любовь и верность. Чувство Орфея убедили богов, но не оживили Эвридику, в
которой не осталось чувств и желание вернуться на землю.
Таким образом поэт создает
символическую картину трагической эпохи. Он считает, что люди привыкают к духовной
тьмы, не осознавая, что направляются в царство смерти, и остро чувствует боль
за всю вселенную. Однако, хоть и нередко наталкиваясь на стену непонимания, автор
неутомимо призывает человечество к жизни, красоты, возрождения нравственных ценностей.
Орфей может потерпеть поражение, но если он не будет «петь свою песню», то
перестанет быть Орфеем. Свою миссию поэта - Орфея XX вв. - Р. М. Рильке видел
в том, чтобы вывести человечество из состояния духовного оцепенения, омертвения,
позабуття, помочь ему пробудиться и прозреть.