XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ
Михаил Булгаков «Мастер и
Маргарита»
Михаил Булгаков (1891-1940) -
писатель, драматург, театральный режиссер. Детство и юность Михаила прошли
в Киеве, с которым связано становление художника. Он увлекался классической
литературой и архитектурой, музыкой и драматургией. Изучал древние рисунки и
надписи в церквях, посещал известный театр Соловцова. На Андреевском спуске
находилась квартира Булгаковых, что стала прообразом дома Турбиных в романе
«Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». Сейчас в этом доме - мемориальный музей
писателя.
Михаил Булгаков родился 3(15)
мая 1891 г. в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича
Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской) в Киеве.
Кроме М. Булгакова, в семье было еще шестеро детей.
В 1909 г. М. Булгаков закончил
киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского
университета. 31 октября 1916 г. - получил диплом врача с отличием.
В 1913 г. М. Булгаков женился
Татьяной Лаппа (1892-1982).
Во время Первой мировой войны М.
Булгаков в течение нескольких месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Потом
его направляли на работу в с. Никольського Смоленской губернии и до Вязьмы.
Во время гражданской войны, в
феврале 1919 г., М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию
Украинской народной республики. В конце августа 1919 г., согласно
одной из версий, М. Булгаков был мобилизован в Красную армию. 14-16 октября
писатель вместе с частями Красной армии вернулся в Киев.
М. Булгаков работал врачом в
Красном кресте, а позже -- в Вооруженных Силах Юга России. Некоторое время он
проживал в Чечне, а также во Владикавказе с казачьими войсками.
В конце сентября 1921 г. М.
Булгаков переехал в Москву и начал писать фельетоны для столичных газет
(«Гудок», «Рабочий») и журналов («Медицинский работник», «Россия»,
«Возрождение»), Одновременно он публиковал отдельные произведения в газете «Накануне»,
выходила в Берлине.
В 1923 г. М. Булгаков поступил в
Всероссийского Союза писателей.
В 1924 г. М. Булгаков берет второй
брак - с Любовью Бєлозерскою (1898-1987).
В 1929 г. М. Булгаков женился
в третий и последний раз - с Еленой Шиловской.
В 1930 г. М. Булгаков работал
режиссером в Центральном театре рабочей молодежи (ТРАМ). С 1930 по 1936 гг. - в
Мхате как режиссер-ассистент. С 1936 г. работал либреттистом и переводчиком в
Большом театре.
От 1939 г. состояние Здоровья
писателя значительно ухудшилось. Врачи диагностировали у него гипертонический
нефросклероз. М. Булгаков продолжал применять морфий, прописанный ему в
1924 г. для снятия болевых симптомов.
10 марта 1940 г. М. Булгаков
умер. Писатель был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. На его
могиле был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на
могиле М. Гоголя. А. Ахматова после смерти писателя написала стихотворение «Памяти
М. О. Булгакова» (март 1940 г.).
Творчество. Первое свое повествование
«Приключения Светланы» Г. Булгаков написал в возрасте семи лет.
В 1922-1923 гг. писатель
публиковал «Записки на манжетах».
В 1924 г. увидело свет первое
издание романа «Белая гвардия».
В 1925 г. вышел сборник М. Булгакова
«Дьяволиада». Того же года была опубликована повесть «Роковые яйца», рассказы
«Стальное горло» (первый из цикла «Записки юного врача»). Писатель работал над
повести «Собачье сердце», пьесами «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира».
С октября 1926 г. во Мхате с успехом
демонстрировалась пьеса «Дни Турбиных». Одновременно в советской прессе доминировала
резкая критика творчества М. Булгакова. По подсчетам писателя, в течение 10
лет появилось 298 враждебных рецензий и .лише 3 положительные. Того же года в Театре
им. Вахтангова успешно прошла премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира».
От 1930 г. произведения М. Булгакова в
СССР прекратили печатать, его пьесы были запрещены. В январе 1932 г. И. Сталин
(формально - А. Енукідзе) разрешил постановку «Дней Турбиных» во Мхате, и в
войны она больше не запрещалась. В то же время за рубежом пьесы М. Булгакова
успешно демонстрировались.
В 1939 г. М. Булгаков работал над
либретто «Рашель», а также над пьесой об И. Сталина - «Батум». И. Сталин
одобрил пьесу, но ее все же было запрещено для печати и постановки.
Того же года в тяжелом состоянии,
связанном с болезнью, М. Булгаков надиктовал жене последние варианты
романа «Мастер и Марґарита». Роман был впервые опубликован в журнале «Москва»
в 1966 г., через 26 лет после смерти автора. Именно это произведение принесло М.
Булгакову мировое признание.
Киев и Украина в жизни и произведениях
Булгакова. Как художник и мыслитель, М. Булгаков находился под значительным влиянием
творчества полтавчанина Николая Гоголя и философа Григория Сковороды.
Киев занимал особое место в жизни
и творчества писателя. Об этом он писал в лирическом очерке «Киев-город».
Андреевский спуск, 13, где на протяжении
длительного времени жила семья Булгакова и где происходило действие «Белой гвардии» и
«Дней Турбиных», превращен в литературно-мемориальный музей, известный в
Европе. В Дом Турбиных, «открытый» Виктором Некрасовым на Андреевском
спуске, приезжают те, кто изучает, переводит, читает Булгакова, из разных городов,
сел и стран. Родной город составило дань уважения писателю «...Киев у Булгакова не в
изображении родного города, не в названиях киевских реалий... Его модель мира
была києвоцентричною. Он, если можно так выразиться, мыслил Киевом», - скажет
в книге «Мастер и Город» Мирон Петровский.
«Ах, какие звезды на Украине. Вот почти
семь лет живу в Москве, а все же тянет меня на родину. Сердце щемит,
хочется иногда болезненно в поезд... и туда. Снова увидеть овраги, занесенные снегом,
Днепр... Нет красивее города на свете, чем Киев», - скажет в рассказе «Я
убил» доктор Яшвін, в котором легко вспомнить автора (украинское «я же он»).
Главную книгу Михаила Булгакова -
роман «Мастер и Маргарита» - было в сокращенном варианте опубликовано в
журнале «Москва» в 1966 году, более чем через 20 лет после смерти писателя.
В этой книге царят счастливая свобода
творческой фантазии и одновременно строгость композиционного, архитектурного замысла.
Там правит великий бал Сатана, и вдохновенный Мастер, современник М. Булгакова,
пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа,
а рядом суетятся, приспосабливаются, предают вполне земные граждане,
населяющие Садовые и Бронні улицы Москвы 20-30-х годов XX ст. Смех и печаль,
радость и боль перемешаны в этом произведении, как в жизни, но в той высокой степени
концентрации, которая доступна лишь сказке или поэме. «Мастер и Маргарита» и есть
своего рода лирико-философской поэмой в прозе о любви и нравственном
обязанность, о антилюдяність зла, об истинном творчестве, которое всегда является средством
преодоление антигуманности, стремлением к свету и добру.
Конечно, это была прежде всего
остросюжетный рассказ о пребывании в Москве 30-х годов маэстро Воланда.
Но при этом наиболее ярко зазвучала тема судьбе одаренной личности в
условиях тирании.
Парадокс романа «Мастер и
Маргарита» заключается в том, что его герой - писатель с гордым именем Мастер,
сочиняя свой «роман в романе» о Иешуа Га-Ноцри (Иисуса Христа) и Понтия Пилата,
фактически создал не что иное, как «евангелие от Сатаны». Сначала возникает
впечатление, что вдохновение этого творческого акта исходило от самого Сатаны -
Воланда, но потом оказывается, что тот даже не знал, что был написан
роман. Идейное содержание этого произведения, таким образом, был навеян «сатанинской»
эпохой свержения свободы, правды, духовности и справедливости, эпохой
искажение свободного процесса творчества.
Творчество в романе «Мастер и
Маргарита» толкуется как вызов всему застывшему, закостенелому и прежде всего
как противопоставление официально-тоталитарном «созданию текстов». Мы видим не только
противоборство органической и механистической сущности творчества, но и также
итог, синтез многих предыдущих философских и социальных теорий.
Важность этой темы несомненна, если не забывать, что роман написан о
творца, его судьбу, и что тема взаимоотношений художника и общества была вообще
очень важной для Булгакова.
Немало персонажей романа так или
иначе связанные с литературной деятельностью. Кроме главного героя, это непутевый
поэт Иван Бездомный, председатель писательской организации Берлиоз, многочисленные представители
московской литературной богемы - члены МАССОЛІТу, которые прекрасно себя чувствуют,
приспосабливаясь к требованиям официальной идеологии, и т.д. Каждый из них представляет
свое понимание литературного творчества и роли художника в жизни общества. И, как
это бывает в философских произведениях, идеи каждого проходят испытания в различных
жизненных обстоятельствах, демонстрируя свою жизнеспособность или несостоятельность,
неоправданность. Соответственно, каждый из героев в результате получает должное.
В связи с этой темой Булгаков
расширяет рамки представлений о посмертном жизни в своем философско-фантастическом
произведении: как видим, человека может ждать и вечное небытие, как Берлиоза - за преступление
интеллектуального растления человеческой души; и покой - вечную посмертную жизнь, как
главных героев произведения; и вечный свет, на которое заслужил Левий Матвей своей
жертвенностью, отказом от славы во имя Истины; и служения сатане, как
фиолетового рыцаря (по мнению исследователей, за этим образом также стоят представления
о поэтическую деятельность трубадуров - певцов Средневековья) - за неудачную шутку
про свет и тьму.
Покой для Мастера - это вознаграждение
не только за его страдания, а прежде всего за поиски смысла бытия. Покой для
героя означает не только возможность жить и творить независимо. Это воплощение мечты о
гармонию человека и мира, которая должна рождаться из гармонии человеческой души.
Жизнь и творчество, жизнь как
творчество - одна из основных проблем романа. Люди смертны. Бессмертны лишь идеи,
которые они приносят в этот мир. Тезис Воланда «рукописи не горят» имеет глубокий
скрытый смысл, ведь горит же знаменитый Мастеров рукопись! Но он
ушел в вечность, ибо прочитанный там, в свете, попал в казну
абсолютного духа, в краю вечных идей. С другой стороны, в «земной» жизни от
него, как от камня, брошенного в воду, разошлись круги - Мастер оставил Ученика
(Ивана Бездомного), и, хоть и в искаженном материалистами-критиками виде,
его идеи получили широкое распространение (как, впрочем, и учение Иешуа, искаженное
Левієм Матвеем). Следовательно, рано или поздно зерна истины дадут свои ростки, и
дело художника переживет его, будучи надлежащим образом воспринято последующими поколениями.
В конце концов, именно так произошло и с творческим наследием Михаила Булгакова. «Рукописи не
горят» - эта фраза становится лейтмотивом всего произведения и символизирует бессмертие
человеческого духа, добра, любви и творчества.
Мастер и Маргарита остаются
людьми. Пройдя все испытания, они сохранили в себе силу любви и добра, и
даже дьявол вынужден их отпустить. Можно сказать, что образ Мастера символизирует
«свободное творчество», а образ Маргарита - «свободная любовь». Однако в описываемый
Булгаковым время не может осуществиться ни право художника открыто писать о том, что
он считает целесообразным, ни право человека любить того, кого желает сердце.
Мастер - персонаж, вокруг
прототипа которого до сих пор ведутся дискуссии. Высказываются предположения, что среди
возможных прототипов образа - личности самого М. Булгакова, М. Гоголя, Г. Сковороды.
Особое место в романе занимает
образ Маргариты. У Булгакова он выступает как монада - единица, символ
совершенства, основы жизни. Это булгаковская интерпретация христианской
теологеми Софии - премудрости Божией, вечной женственности, о которой говорили
философы Г. Сковорода и В. Соловьев.
Своеобразным символом является имя героини.
Во времена Сковороды существовало два варианта слова: маргарит - заимствовано из греческого
«перл» и маргарита - с латинского «жемчужина». В произведениях философа это слово
применяется к женскому началу мира, к Богородице.
Вечно-женское начало лежит в основе
характера Маргариты и проявляется оно и в безграничном любви-самопожертвовании к
Мастера, которого она всегда поддерживает, вдохновляет и в конце концов спасает, идя
даже на сговор с самим дьяволом, и в бескорыстном милосердии к Фриды и
Пилата, для которых она вымолила прощение. Именно за это возлюбленная Мастера и получает
вместе с ним желанный покой». Она избавляет Мастера от страданий и
конечном счете побеждает смерть, ибо в смерти идет со своим возлюбленным в
новой, вечной жизни.
Философские проблемы романа. Роман
«Мастер и Маргарита» впервые был опубликован в 1966 г. в журнале «Москва» и
сразу ошеломил читателей своей необычностью, загадочностью, художественной экспрессией,
философичностью.
В этом произведении затрагивается немало
важных нравственных и философских проблем: свобода и насилие, художник и
власть, смысл бытия человека, духовная сущность мира, ценность любви, назначения
личности, выбор жизненной позиции и т.д. Писатель болезненно переживает потерю
человечеством духовности, забвение вечных ценностей, что неизбежно ведет к трагедии. На
его мнению, противопоставить любому насилию можно только одно - силу духа
человека, его творчество, внутреннюю свободу. Поэтому в романе утверждаются идеалы
добра, справедливости, свободы и любви.
Композиционно роман построен по
принципу контрапункта - сочетание различных, относительно независимых сюжетных линий,
которые развиваются с раВНОй скоростью и перекликаются между собой. Такой тип
построения характерен для сложных музыкальных произведений, и в романе М. Булгакова он
предопределяет полифонию (многозвучие) произведения, придает книге обобщающего
характера. Характерной чертой композиции является также то, что эпическое повествование
сочетается с лирическими отступлениями, в которых проявляется авторская позиция.
Это произведение называют бытовым
романом, ведь в нем широко развернута картина московского быта 30-х годов.
Но есть не меньше причин считать его романом и фантастическим, и философским, и
любовно-лирическим, и, конечно, сатирическим. В художественной структуре романа
сочетаются реальность и фантастика, комическое и трагическое, история и современность.
Роман поднимает увлеченного читателя
над действительностью, открывая новые горизонты в представлении о свободе, о любви,
о смерти и бессмертии, о силе и бессилие единоличной власти над людьми, о
реальное и ирреальное...span>
Чтобы наиболее полно понять сущность
романа «Мастер и Маргарита», необходимо знать источники, которые использовал автор
во время работы над произведением. Известно, что М. Булгаков опирался на литературные
традиции Иоганна Вольфганга Гете («Фауст»), Эрнста Теодора Гофмана («Золотой
горшок»), Николая Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души»),
Генрика Сенкевича («Куда идешь?»), Эрне Ренана («Жизнь Иисуса»), Анатоля Франса
(«Прокуратор Иудеи»), Федора Достоевского («Братья Карамазовы», «Бесы» и др.),
Александра Пушкина, Льва Толстого и т.д. В основу произведения были положены философские
теории Владимира Соловьева и Григория Сковороды. Автор также демонстрирует
глубокую осведомленность в области мировой мифологии, активно используя
элементы древнеславянских, немецких, библейских (евангельских) и других
мифов. Благодаря этому «Мастера и Маргариту» можно считать одним из первых в
русской и мировой литературе XX века философских романов-мифов.
Так, согласно философской
концепцией Г. Сковороды о существовании трех миров: земного, космического и
библейского, каждый из которых имеет внешнюю и внутреннюю (скрытую, невидимую) сторону,-
в романе М. Булгакова земной мир олицетворяют персонажи из московской жизни
30-х годов (Берлиоз, Римский, Варенуха и т.д.), до космического принадлежат Воланд и
его свита (Азазелло, кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Гелла и Абадонна), а
библейский мир предстает в историях о Сшуа Га-Ноцри, Понтии Пилата, Левия
Матфея, Иуды и т.д.
Три мира выступают уже на первых
страницах романа, когда под липами на скамье представители земного мира Берлиоз и
Иван Бездомный ведут речь об Иисусе Христе (библейский образ), а перед ними
появляются посланцы космического мира - сначала странного вида прозрачный
гражданин (Коровьев - Фагот), а потом и сам маэстро Воланд.
Столкновение реального и фантастического
- это типичная ситуация для многих романтично-гротескных произведений, которая
применяется с целью исследования нравственно-этического потенциала человека и
общества. В романе «Мастер и Маргарита» происходит испытание человека
дьяволом. Сталкивая своих персонажей с Сатаной (Воландом), Булгаков
пытался выявить прежде всего внутреннюю, нравственную сущность каждого человека.
Булгаковский дьявол наделен некоторыми качествами божества: он властно решает
судьбы людей.
Дьяволиада - один из любимых
булгаковских мотивов - здесь играет роль вполне реалистическую и может быть
блистательным примером гротескно-фантастического, сатирического разоблачения противоречий
живой действительности. Воланд проносится над Москвой, карая произвола и
непорядочность. Фантастический поворот событий позволяет писателю развернуть
перед нами целую галерею очень непривлекательных персонажей и критически показать алогичное,
этично ирреальное в самой жизни. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает
наизнанку сущность всех этих берліозів, латунських, майгелів, алоїзіїв
могаричів, никанорів Ивановичей и др. Сеанс черной магии, который Воланд со
своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном
смысле «раздевает» некоторых граждан из зала.
В его окружении - демонические
персонажи мифологий различных народов мира. Азазелло и Бегемот -
древнееврейского, Гелла - германо-скандинавской, Коровьев-Фагот - западноевропейской
т.д. Все они оказываются способными к перевертництва и других фантасмагорических
преобразований, удивляя и одновременно пугая обывателей.
Воланд, как и его свита, выступает в
разных обличьях, он непрерывно меняется: «неизвестный», «чужеземец»,
«историк», «профессор черной магии», «дьявол», «мессір», «маг», «сатана»,
«великий Воланд». Эта бесконечная трансформация - художественное средство для передачи
идеи раВНОобразия проявлений зла.
Однако Воланд в романе выступает как
добрая сила, точнее, как вершитель справедливости. Сатане уже не надо даже
соблазнять людей, земной ад страшнее и чернее по потустороннее. Воланд презирает
земные страсти и земных жителей, показывая их истинное лицо и
раздавая всем по заслугам. Но спасение земли и человечества, по мнению писателя,
должно прийти не от дьявола или любой другой потусторонней силы. Его должна
осуществить сам человек.
Библейские мотивы в романе. Роман
«Мастер и Маргарита» часто называют «романом в романе». Разделы о жизни
Москвы 30-х годов перемежаются в нем с рассказами на библейские темы (роман, который
пишет Мастер, интерпретирует известную евангельскую историю столкновения Иисуса и Понтия
Пилата, а также жертвенной гибели Христа). Это дает возможность писателю
говорить о современности с позиций вечности и одновременно напоминать о потерянных
духовные ценности.
Єршалаїмські главы романа исследователи
часто называют «Евангелием от Воланда», «Евангелие от Мастера», «Евангелием
от Булгакова». Но Булгаков не стремился стать евангелистом своего времени.
Писатель по-своему интерпретирует определенные евангельские мотивы и образы.
Ставя в центр своей версии
евангельского материала римского прокуратора, автор таким образом кардинально
изменяет традиционную точку зрения на этот канонический сюжет, переосмысливает его.
Булгаков снимает всяческий религиозный
аспект в изображении событий в Єршалаїмі, писатель не пытается придать образу
Иешуа таинственного сияния божества, трагизма жертвенности ради искупления грехов
человечества. Автор максимально приближает библейский мир до мира земного. Персонаж,
который в романе называется Иешуа Га-Ноцри (это настоящее имя Христа - Иисус из Назарета
по-арамійськи), в отличие от евангельского Иисуса, наделен совсем другой
нравом. Иешуа у Булгакова - это не Бог, а человек, который сталкивается в идейном
диалоге с пятым прокуратором Иудеи Понтием Пилатом, который также изображается как
обычный человек, который страдает от головной боли. В Библии Понтий Пилат не
мучается сомнениями и угрызениями совести, а булгаковский герой постоянно балансирует
между добром и злом и, приказав убить Иешуа, потом будет страдать, пока
Мастер не простит его.
Булгаковский Иешуа не является новозавітним
Христом (он отличается от канонического Христа и по возрасту, и по фактам
биографии), в романе этот персонаж нужен прежде всего как оппонент Пилата,
который может противопоставить официальной позиции и личным убеждениям последнего
общечеловеческие ценности. «Обычность» Иешуа состоит в том, что все его
рассуждения базируются на природном уме и образованности, наблюдательности и
способности сопоставлять различные факты и ситуации. В то же время писатель сохраняет и
постоянно подчеркивает тот исключительный морально-мировоззренческое влияние, которое совершил
Иешуа на людей, которые с ним общались. Антагонист Пилата подчеркнуто лишен
божественного, сверхъестественного начала, он показан как сверхъестественная личность,
вынуждена в экзистенциональной ситуации решать проблему выбора.
Особенно ярко противопоставление этих
двух образов оказывается в момент их непосредственного общения. Иешуа Га-Ноцри
не проиВНОсит в романе пламенных речей о спасении человечества и Царство Божие.
Его истина по-человечески проста: мир состоит из добрых людей, и нужно
все сделать, чтобы помочь человеку проявить свою человеческую сущность, тогда вся
земля превратится. Все, кто встречается с Иешуа, внутренне превращаются.
Жестокий сборщик налогов, наслушавшись добрых слов Иешуа, бросил деньги на дорогу
и пошел за ним. СоболеВНОвания Иешуа лечит головную боль Понтия Пилата. Иешуа несет
людям свет и веру, которые в конечном счете побеждают смерть.
Иешуа выступает тонким знатоком
человеческой натуры и философом, что способен мыслить высокими категориями. Пилат же
представляет собой человека с низким уровнем интеллекта, несостоятельную понять и
воспринять истинный смысл мыслей своего собеседника. Глубокий скрытый
содержание и метафорический подтекст фразы о том, что «рухнет храм старой веры и
образуется новый храм новой истины», так и не раскрылись для прокуратора.
Но свободная вера Иешуа Га-Ноцри, его
воля и стремление к добру и правде оказываются преступными с точки зрения
єршалаїмських законов,потому что верить в что угодно, кроме незыблемости власти
кесаря, запрещалось. Любая другая вера, пусть даже утопическая мысль о том,
что все люди являются добрыми, подрывает основы государства, основанной на страхе и
насилии.
Кто же несет ответственность за
существующее в мире насилие? Булгаков отказывается от идеи коллективной
вины. Если в Библии Христа распяли по решению синедриона и требованиями толпы,
что кричала Пилату: «Распни его!..», то у Булгакова вся ответственность
возлагается на прокуратора. Именно он, и никто другой, несмотря на все сомнения, виноват
в гибели Иешуа. Создавая образ Понтия Пилата, Булгаков утверждает, что не может
быть общей вины, как не может быть и общего раскаяния, потому что мир
состоит из конкретных людей, которые делают те или иные поступки, и именно они
лично несут ответственность за то, что совершили.
Иешуа погибает из-за трусости Понтия
Пилата, который не захотел помочь ему, взять на себя ответственность за
принято решение, чтобы не испортить карьеру. Однако моральная победа на стороне
Иешуа: добро, по мнению автора, является физически слабее, но морально оно сильнее, и
поэтому в борьбе Добра со Злом победа всегда на стороне Добра. Мысль о добре,
о неограниченных возможностях человека утверждает в своих высказываниях Иешуа
Га-Ноцри. За эту истину он, как Христос, идет на смерть, но не может отказаться
от своих идеалов. В отличие от евангельского сюжета, казнь Иешуа в романе
вынесено за пределы сюжетной действия (Пилат узнает о нем из рассказов других
персонажей), однако именно она становится катализатором духовного перерождения прокуратора.
Римском государстве, власти кесаря и
могущества прокуратора противопоставлен «храм истины», о котором говорит Иешуа
Га-Ноцри. Это храм истины, добра и милосердия. Храм, возведенный усилиями строителей,
а построенный в душе человека. Булгаков называет высказывания Иешуа об истине
«утопическими речами». Мечта о лучшем будущем, утопия в романе тесно
связана с идеей катарсиса - очищения души человека и мира. Трудно изменить
существующий в обществе порядок, невозможно противостоять силе государства (потому и погибает
Ешуа), но единственное, что может сделать человек в этом безумном мире - это
остаться человеком, не дать проникнуть в душу злу и насилию, сохранить в
сердце духовные идеалы. Мнение о человеке, вера в безграничные возможности ее творческого
духа является главной идеей романа «Мастер и Маргарита», она определяет высокий
гуманистический пафос произведения.
Казнь Иешуа символична, ведь именно
через смертную казнь Иисус пришел к бессмертию, а человечество получило Христа и
христианство. А Понтий Пилат (обобщенный образ всех жестоких вельмож,
известных истории) обречен на страдания из-за предательства того, кого успел
полюбить. Однако в то же время именно эти страдания дают ему право на прощение:
лунной тропой в финале произведения он идет к Иисусу, который принимает его к себе. На
такой оптимистической ноте завершается история взаимоотношений двух антиподов - Иешуа и
Понтия Пилата, история про свет и тьму, любовь и ненависть, предательство и
прощение, трусости и раскаяния.