ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ШАРЛЬ БОДЛЕР (1821-1867)

 

ТРАГИЧЕСКАЯ СЛОЖНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ШАРЛЯ БОДЛЕРА

 

«Критика борки»

 

Чему могут научить такие стихи и кому нужна такая поэзия? На эти вопросы )20 августа 1857 г. ответил в Парижском суде хорошо известный по процессу над романом Г. Флобера «Госпожа Бовари» прокурор Пинар. В конце концов, для Франции этой эпохи суды над писателями были привычным явлением: Флобер, Бодлер, братья Гонкур, Мопассан... Тогда в Парижской национальной библиотеке появился специальный отдел, в котором хранились запрещенные для чтения и переиздание книги. Это «книгохранилище» метко называли «Адом», а изъятые произведения - «адскими».

Однако если суд только угрожал Мопассану, а Флобера и братьев Гонкур в конце концов было оправдано, то Бодлеру зачитали обвинительный приговор. Кроме штрафа, который должны были оплатить Бодлер и издатель Пуле-Малассі, из сборника было изъято шесть стихотворений: «Драгоценности», «Лета», «Слишком веселой», «Метаморфозы вампира», «Лесбос» и «Проклятые женщины». Впоследствии эти осужденные стихи появились в «Книге обломков», которую напечатал тот же Пуле-Малассі в Брюсселе в 1866 г. В случае с Бодлером французская Фемида была последовательной: трибунал г. Лилля 6 мая 1868 г. не только заочно оштрафовал его на 500 франков, но и осудил на месяц заключения.

Суд над Бодлером был странным, потому что начался он не в коридорах юстиции, а на страницах газет. В 1855 г. сразу после публикации в «Ла Ревю де Де Монд» восемнадцати стихотворений под названием «Цветы зла» в ведущей французской газете «Фигаро» (кажется и сейчас) была напечатана чрезвычайно негативная статья. Затем в течение двух лет в этой газете постоянно печатались материалы, в которых не было и намека на литературную критику, и напоминали они скорее полицейские доносы.

Именно так отнесся Бодлер в статье какого Бурдена, где отмечалось: «Порой сомневаешься в психическом состоянии господина Бодлера, а иногда сомнений не остается: это в большинстве случаев монотонное и умышленное повторение тех же слов и мыслей. Мерзость здесь граничит с паскудством, отвратительное смешанный с вонью... Эта книга - больница, открытая для всех душевнобольных». Другие статьи ничем принципиально не отличались.

Тогда к борьбе с «клубком мерзостей и непристойностей, содержащиеся в сборнике», «могильными ужасами» присоединился прокурор Пинар. Тактика обвинения была уже апробирована во время процесса над романом Г. Флобера «Госпожа Бовари» и даже усовершенствованная: использование выделенных из контекста цитат, даже слов для создания определенного впечатления. Больше всего прокурора беспокоил пагубное влияние который якобы должна была книжка на рядового читателя.

Зря адвокат говорил о том, что обличительная литература существовала задолго до выхода сборника Бодлера в мир, вспоминая имена таких прославленных французских писателей, как Рабле, Лафонтен, Мольер, Руссо, Бальзак, и что задача, которую себе поставил поэт в этой книге, - не возвеличить порок, а вызвать к нему сразу, - приговор был суровым. Однако когда Бодлер написал письмо к императрице (6 ноября 1857 p.),штраф существенно уменьшили...

Человеку, который никогда не интересовалась литературой, обвинения господина Пінара могут показаться подходящими:

Я - пирамида, склеп, могила ста гробниц,

Я - кладбище, что его возненавидели зари,

Где черви тянутся, до еды слишком быстрые,

Где самого дорогого для меня мертвяка

Сжирает хробачня вертлива и ворухка...

«Сплин» («Не знаю, сколько я прожил тысячелетий...»).

Перевод Д. Павлычко

Однако внимательный читатель удивится, ведь вампир граф Дракула уже начал свое шествие по страницам литературных произведений, поэзия романтизма также чрезвычайно увлекалась «кладбищенским» антуражем, а богоборські мотивы и персонажей демонологии активно использовали романтики (например, «Демон» М. Лермонтова: «...мрачный Демон, дух изгнания летал над пространством земным». Перевод М. Драй-Хмары). И сам Бодлер осознавал себя романтическим поэтом. То, возможно, надо было его осудить за романтизм, как Флобера за реализм?

Все, что было взято основателем модернизма от предшественников, - лишь основание собственно бодлерівської лирики: «То, что было унаследовано Бодлером от романтизма, стало основой его поэтического мировосприятия и доминирующим умонастроением его творчества: ярое неприятие буржуаВНОго мира, резкое противопоставление идеала и действительности, поэтизация страдания и скорби и даже «отвращение к жизни», склонность к пессимизму».

Шарль Бодлер будто соединил в своем творчестве все поэтические достижения предыдущих эпох и перебросил мостик к следующей эпохи, эпохи новой литературы, которой сам же и дал определение.