ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

4 КЛАСС

 

СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ

 

Урок 8

Тема. Литературная сказка. Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»

 

Цель: ознакомить учащихся со сказкой Е. Т. А. Гофмана; учить самостоятельно различать, определять, обосновывать жанровые признаки литературных произведений, составлять небольшой устный рассказ о жизненном пути писателя, высказывать личные соображения по поводу прочитанного; воспитывать внимательность.

Оборудование: карта мира; карточки для контроля техники чтения; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний

>> Дидактическая игра «Опорные слова»

Дидактическая цель: учить запоминать детали сюжета, воспроизводить их в устных преданиях.

1) Скрипка, вышивальщица, волчица, ловушка, принцесса. («Вышивальщица птиц», греческая сказка)

2) Сторож, саванна, леопард, змея, страус. («Сторож саванны», кенийская сказка)

3) Брать, півбудинка, півосла, судья, приговор. («Как аукнется - так и откликнется», эфиопская сказка)

4) Космос, пчела, монах, Тенгу, монастырь. («Тенгу», японская легенда)

>> Дидактическая игра «Отгадай»

Дидактическая цель: развивать умение узнавать жанры разных произведений, закреплять знания основных особенностей жанров.

Учитель зачитывает отрывки произведений разных жанров. Дети отгадывают, который по жанру это произведение, и доказывают свое мнение. Выигрывает тот, кто даст больше всего правильных ответов.

Например:

• Сказка, друзья, - не на смех,

Не с брехеньок пустых.

Сказка - это не просто мех

небывалых бедствий и утех...

(Валентин Бычко «Сказка, друзья, - не на смех», стихотворение)

• Родился Робин Гуд в Ноттінгемському графстве, неподалеку от города Локсли. («Робин Гуд», английская легенда)

• Лес - не школа, а всех учит. (Пословица)

• Возле корабельного колокола боцман поставил высокую сундук. Матросы жаловались, что и сундук мешает им выбивать стакана. (Николай Трублаини «Шалуны на пароходе», рассказы)

• Летит - пищит, сядет - молчит.

Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Загадка)

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Название раздела - «Литературные сказки» - подсказывает, что речь идет о сказках, которые, в отличие от народных, имеют автора. Поэтому их еще называют авторскими.

Как и в народных сказках, в этих произведениях действующими лицами являются люди, животные, растения...

Сегодня вы послушаете отрывок из сказки «Щелкунчик и Мышиный король».

Автор ее - известный немецкий писатель Эрнест Гофман. Родился Эрнест Теодор Амадей Гофман в 1776 году в Кенігзберзі (сейчас это российский город Калининград). Мальчиком он был веселым, очень любознательным и еще в школе проявил большой талант к музыке и рисованию. Эрнест также настойчиво постигал искусство слова: охотно сочинял стихи, рассказы, сказки и т.д. Но учиться после школы пошел, как и его отец, на юриста, потому что в те времена это был опыт, который давал возможность человеку обеспечить себе и своей семье жизнь. После обучения Е. Гофман начал работать в суде, но недолго. Вскоре стал руководителем оркестра, затем дирижером и художником-декоратором в театрах. И все время много писал. Сначала это были музыкальные произведения: оперы, дуэты, вокальные пьесы, статьи о музыке и о музыкантах. С 1812 г. Е. Гофман почти целиком отдается литературе.

С того времени он написал немало: романы, повести и рассказы, которые вместе составили 6 больших томов. Самые известные из них - сборника рассказов и сказок «Фантазии в духе Калло», «Серапіонові братья», романы: «Эликсир дьявола», «Житейские воззрения кота Мурра». Гофман - автор опер «Аврора», «Ундина». Ему было всего 46 лет, когда он ушел из жизни. Он снискал себе мировую славу художественными произведениями. Почти все его рассказы и повести имеют сказочный сюжет, в них рядом с людьми действуют феи, колдуны, добрые и злые духи, животные. И есть среди героев Гофмана люди, особенно дети, которые имеют чистый, впечатлительное сердце.

Приглашаю вас побывать в удивительном мире Гофмана.

 

IV. Работа над новым материалом

1. Первичное слушание произведения

- Назовите действующих лиц сказки.

- Кто ее главный герой?

2. Словарная работа

Гусары

Щелкунчик

тулуп

испокон веков

весьма

предки

нарядный

больше всего

потребовала

твердейшие

беспрестанно

пристыженный

- Подберите синонимы к словам: весьма, нарядный, испокон веков.

3. Анализ содержания произведения с элементами выборочного чтения

- Прочитайте, каким был Щелкунчик, стоял тихо и скромно под елкой.

- Кому отец поручил ухаживать и оберегать Щелкунчика?

- Кто еще имел право пользоваться его услугами?

- Чем Мари понравился Щелкунчик?

- Каким было его лицо, глаза? Вспомните.

- Каким было отношение Фрица к Щелкунчика? Прочитайте, что говорит об этом отец.

- Докажите, что Мари была доброй и ранимой девочкой.

- Перескажите отрывок сказки от имени Мари, а затем - от имени Фрица, передавая интонацию их отношение к Щелкунчика.

 

V. Итог урока

- Подумайте, почему Мари была сердита на крестного Дросельмаєра.

- Что вас удивило в сказке?