4 КЛАСС
СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ
Урок 8
Тема. Литературная сказка. Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»
Цель: ознакомить учащихся со сказкой Е. Т. А. Гофмана; учить самостоятельно различать, определять, обосновывать жанровые признаки литературных произведений, составлять небольшой устный рассказ о жизненном пути писателя, высказывать личные соображения по поводу прочитанного; воспитывать внимательность.
Оборудование: карта мира; карточки для контроля техники чтения; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
>> Дидактическая игра «Опорные слова»
Дидактическая цель: учить запоминать детали сюжета, воспроизводить их в устных преданиях.
1) Скрипка, вышивальщица, волчица, ловушка, принцесса. («Вышивальщица птиц», греческая сказка)
2) Сторож, саванна, леопард, змея, страус. («Сторож саванны», кенийская сказка)
3) Брать, півбудинка, півосла, судья, приговор. («Как аукнется - так и откликнется», эфиопская сказка)
4) Космос, пчела, монах, Тенгу, монастырь. («Тенгу», японская легенда)
>> Дидактическая игра «Отгадай»
Дидактическая цель: развивать умение узнавать жанры разных произведений, закреплять знания основных особенностей жанров.
Учитель зачитывает отрывки произведений разных жанров. Дети отгадывают, который по жанру это произведение, и доказывают свое мнение. Выигрывает тот, кто даст больше всего правильных ответов.
Например:
• Сказка, друзья, - не на смех,
Не с брехеньок пустых.
Сказка - это не просто мех
небывалых бедствий и утех...
(Валентин Бычко «Сказка, друзья, - не на смех», стихотворение)
• Родился Робин Гуд в Ноттінгемському графстве, неподалеку от города Локсли. («Робин Гуд», английская легенда)
• Лес - не школа, а всех учит. (Пословица)
• Возле корабельного колокола боцман поставил высокую сундук. Матросы жаловались, что и сундук мешает им выбивать стакана. (Николай Трублаини «Шалуны на пароходе», рассказы)
• Летит - пищит, сядет - молчит.
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Загадка)
III. Сообщение темы и цели урока
- Название раздела - «Литературные сказки» - подсказывает, что речь идет о сказках, которые, в отличие от народных, имеют автора. Поэтому их еще называют авторскими.
Как и в народных сказках, в этих произведениях действующими лицами являются люди, животные, растения...
Сегодня вы послушаете отрывок из сказки «Щелкунчик и Мышиный король».
Автор ее - известный немецкий писатель Эрнест Гофман. Родился Эрнест Теодор Амадей Гофман в 1776 году в Кенігзберзі (сейчас это российский город Калининград). Мальчиком он был веселым, очень любознательным и еще в школе проявил большой талант к музыке и рисованию. Эрнест также настойчиво постигал искусство слова: охотно сочинял стихи, рассказы, сказки и т.д. Но учиться после школы пошел, как и его отец, на юриста, потому что в те времена это был опыт, который давал возможность человеку обеспечить себе и своей семье жизнь. После обучения Е. Гофман начал работать в суде, но недолго. Вскоре стал руководителем оркестра, затем дирижером и художником-декоратором в театрах. И все время много писал. Сначала это были музыкальные произведения: оперы, дуэты, вокальные пьесы, статьи о музыке и о музыкантах. С 1812 г. Е. Гофман почти целиком отдается литературе.
С того времени он написал немало: романы, повести и рассказы, которые вместе составили 6 больших томов. Самые известные из них - сборника рассказов и сказок «Фантазии в духе Калло», «Серапіонові братья», романы: «Эликсир дьявола», «Житейские воззрения кота Мурра». Гофман - автор опер «Аврора», «Ундина». Ему было всего 46 лет, когда он ушел из жизни. Он снискал себе мировую славу художественными произведениями. Почти все его рассказы и повести имеют сказочный сюжет, в них рядом с людьми действуют феи, колдуны, добрые и злые духи, животные. И есть среди героев Гофмана люди, особенно дети, которые имеют чистый, впечатлительное сердце.
Приглашаю вас побывать в удивительном мире Гофмана.
IV. Работа над новым материалом
1. Первичное слушание произведения
- Назовите действующих лиц сказки.
- Кто ее главный герой?
2. Словарная работа
Гусары
Щелкунчик
тулуп
испокон веков
весьма
предки
нарядный
больше всего
потребовала
твердейшие
беспрестанно
пристыженный
- Подберите синонимы к словам: весьма, нарядный, испокон веков.
3. Анализ содержания произведения с элементами выборочного чтения
- Прочитайте, каким был Щелкунчик, стоял тихо и скромно под елкой.
- Кому отец поручил ухаживать и оберегать Щелкунчика?
- Кто еще имел право пользоваться его услугами?
- Чем Мари понравился Щелкунчик?
- Каким было его лицо, глаза? Вспомните.
- Каким было отношение Фрица к Щелкунчика? Прочитайте, что говорит об этом отец.
- Докажите, что Мари была доброй и ранимой девочкой.
- Перескажите отрывок сказки от имени Мари, а затем - от имени Фрица, передавая интонацию их отношение к Щелкунчика.
V. Итог урока
- Подумайте, почему Мари была сердита на крестного Дросельмаєра.
- Что вас удивило в сказке?