ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

4 КЛАСС

 

ТРОПКАМИ СТРАНЫ СКАЗОК НАРОДОВ МИРА

 

Урок 7

Тема. Народная сказка. «Как аукнется, так и откликнется» (эфиопская сказка)

 

Цель: ознакомить учащихся с эфиопской сказкой; учить объяснять и обосновывать поступки героев и их мотивы; выяснять свое и авторское отношение к ним; понимать смысл пословиц и поговорок, объяснять, в какой жизненной ситуации целесообраВНО употреблять каждое из них; воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: карта мира; карточки для словарной работы; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний (работа в тетради)

- Прочитайте определение пословицы и поговорки на шариках.

- Чем пословица отличается от поговорки?

 

III. Сообщение темы и задач урока

- Социально-бытовые сказки считаются «молодыми» среди сказок, они складывались тогда, когда общество поделилось на богатых и бедных. У них в основном нет фантастических превращений, волшебной выдумки, чаще всего речь идет о реальной жизни. Эти сказки «населенные обычными людьми, их герои - бедные крестьяне, ремесленники, батраки, солдаты - с одной стороны и вельможи, господа, богатые хозяева, купцы - с другой. В социально-бытовых сказках мира ярче всего и полнее всего воплощен протест против несправедливости.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию эфиопскую народную сказку «Как аукнется, так и откликнется».

Послушав ее, попробуйте обосновать поступки героев и их мотивы; свое отношение к ним.

• Почему?

• Что побудило?

• Какие последствия?

 

IV. Работа над новым материалом

1. Первичное ознакомление с содержанием сказки

2. Словарная работа

Складка

зато

доходы

полдома

сокровище

півосла

посягает

постановил

колени

помешать

- Найдите в тексте синонимы к словам печальный, радостный.

- Подберите синонимы к словам вместо этого, помешать.

Обратите внимание на написание слов полдома, півосла, колени.

3. Беседа по содержанию прочитанного

- Назовите главных героев сказки.

- Определите тип персонажей (положительный, отрицательный).

- Расскажите о совместной жизни братьев.

- Что помогало им в беде?

- Подумайте, почему богатый брат стал таким жестоким. Мог ли он поступить по-другому?

- Почему жадность вспыхнула в сердце одного из братьев? Подтвердите свое мнение текстом сказки.

- Что же привело к изменению отношений между братьями?

- Справедливым ли был судья? Подтверждайте свое мнение текстом сказки.

- Как мудрый человек проучил своего жаднючого брата? Перескажите.

- Найдите в сказке пословицы, объясните их значение и запомните.

• Если бросишь камень вверх, он упадет тебе на голову.

• Если зазіхнеш на чужое, потеряешь свое.

• Если задумаєш плохо дело, оно принесет сначала несчастье другому, а потом еще больше несчастья тебе самому.

- Подберите характеристики литературным героям.

- Объясните название сказки.

4. Работа над пословицами

• Кто как сеет, так и жнет. (Венгерское)

• Человек с жадным сердцем похожа на змею, которая хочет проглотить слона. (Китайское)

• Как гадюку переворачивай, все равно останется гадюкой. (Литовское)

• Кто на чужое зарится, свое теряет. (Африканское)

 

V. Итог урока

- Докажите, что приведенные пословицы характеризуют богатого брата.