4 КЛАСС
ТРОПКАМИ СТРАНЫ СКАЗОК НАРОДОВ МИРА
Урок 7
Тема. Народная сказка. «Как аукнется, так и откликнется» (эфиопская сказка)
Цель: ознакомить учащихся с эфиопской сказкой; учить объяснять и обосновывать поступки героев и их мотивы; выяснять свое и авторское отношение к ним; понимать смысл пословиц и поговорок, объяснять, в какой жизненной ситуации целесообраВНО употреблять каждое из них; воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: карта мира; карточки для словарной работы; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний (работа в тетради)
- Прочитайте определение пословицы и поговорки на шариках.
- Чем пословица отличается от поговорки?
III. Сообщение темы и задач урока
- Социально-бытовые сказки считаются «молодыми» среди сказок, они складывались тогда, когда общество поделилось на богатых и бедных. У них в основном нет фантастических превращений, волшебной выдумки, чаще всего речь идет о реальной жизни. Эти сказки «населенные обычными людьми, их герои - бедные крестьяне, ремесленники, батраки, солдаты - с одной стороны и вельможи, господа, богатые хозяева, купцы - с другой. В социально-бытовых сказках мира ярче всего и полнее всего воплощен протест против несправедливости.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию эфиопскую народную сказку «Как аукнется, так и откликнется».
Послушав ее, попробуйте обосновать поступки героев и их мотивы; свое отношение к ним.
• Почему?
• Что побудило?
• Какие последствия?
IV. Работа над новым материалом
1. Первичное ознакомление с содержанием сказки
2. Словарная работа
Складка
зато
доходы
полдома
сокровище
півосла
посягает
постановил
колени
помешать
- Найдите в тексте синонимы к словам печальный, радостный.
- Подберите синонимы к словам вместо этого, помешать.
Обратите внимание на написание слов полдома, півосла, колени.
3. Беседа по содержанию прочитанного
- Назовите главных героев сказки.
- Определите тип персонажей (положительный, отрицательный).
- Расскажите о совместной жизни братьев.
- Что помогало им в беде?
- Подумайте, почему богатый брат стал таким жестоким. Мог ли он поступить по-другому?
- Почему жадность вспыхнула в сердце одного из братьев? Подтвердите свое мнение текстом сказки.
- Что же привело к изменению отношений между братьями?
- Справедливым ли был судья? Подтверждайте свое мнение текстом сказки.
- Как мудрый человек проучил своего жаднючого брата? Перескажите.
- Найдите в сказке пословицы, объясните их значение и запомните.
• Если бросишь камень вверх, он упадет тебе на голову.
• Если зазіхнеш на чужое, потеряешь свое.
• Если задумаєш плохо дело, оно принесет сначала несчастье другому, а потом еще больше несчастья тебе самому.
- Подберите характеристики литературным героям.
- Объясните название сказки.
4. Работа над пословицами
• Кто как сеет, так и жнет. (Венгерское)
• Человек с жадным сердцем похожа на змею, которая хочет проглотить слона. (Китайское)
• Как гадюку переворачивай, все равно останется гадюкой. (Литовское)
• Кто на чужое зарится, свое теряет. (Африканское)
V. Итог урока
- Докажите, что приведенные пословицы характеризуют богатого брата.