4 КЛАСС
ТРОПКАМИ СТРАНЫ СКАЗОК НАРОДОВ МИРА
Урок 6
Тема. Народная сказка. «Вышивальщица птиц» (греческая сказка)
Цель: ознакомить учащихся с греческой сказкой; развивать умение самостоятельно определять главных и второстепенных персонажей произведения, устанавливать тип персонажа (положительный, отрицательный), объяснять и обосновывать поступки героев и их мотивы, высказывать к ним свое и авторское отношение; воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: карта мира; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
- Объясните смысл пословиц и поговорок.
• Век живи, век учись.
• За двумя зайцами.
• Семь пятниц на неделю.
• Ему слово, а он - сто.
• Друга познают в беде.
• За добро и тебе добром ответят.
• Рыба ищет глубины, а человек - доброты. (Литовское пословица)
• Доброе дело без воздаяния не останется. (Французская пословица)
• Добро всегда своевременное. (Ирландская пословица)
III. Сообщение темы и задач урока
- РаВНОобразие сказок народов нашей планеты - это свидетельство бессмертной мудрости и красоты человечества. Путешествуют сказки не одной страной, путешествуют они всем миром и убеждают, что людей мира объединяют одни и те же моральные ценности. Или же не потому в сказках народов мира так много подобного, хотя в то же время немало и своеобраВНОго?
IV. Работа над новым материалом
1. Первичное ознакомление с содержанием сказки
2. Обсуждение прочитанного
- Назовите главного героя сказки.
- Каким вы его представляете?
- За что люди полюбили Моналіса?
- Что осталось Моналісу в наследство от родителей?
- Прочитайте в тексте строки, где говорится о том, как Моналіс спас волчицу.
- О чем свидетельствует его поступок?
- Как скрипач попал в великолепный дворец и познакомился с прекрасной принцессой?
- Почему волк привел туда Моналіса?
- Почему принцесса сразу согласилась жениться Моналісом?
- Прочитайте отрывок сказки о том, почему юноша забыл про свою скрипку.
- Чем поразила Моналіса несчастная пленница башни? Что рассказала о ней принцесса? Было ли это правдой?
- Какую работу выполняла бедная девушка в башне? Прочитайте об этом.
- Когда, по словам принцессы, она избавится от чар?
- Каких птиц вышивальщица вышила?
- Чем был поражен Моналіс, слушая рассказ пленницы?
- Как парню повезло вернуть птиц на вышиванку? Или только с помощью музыки?
- Какой была правда о вышивальщице и принцессу? Какое волшебное превращение произошло в сказке?
- Определите тип персонажей: положительный; отрицательный.
- Какую характеристику дала Моналісу девушка-вышивальщица?
3. Составление схемы-характеристики героев
- Подберите правильные характеристики определенному литературному герою (Моналісу или принцессе).
4. Подумайте!
- Подумайте, в чем сила музыки.
- Какое значение имеет музыка в вашей жизни?
- Докажите, что лучшие - те люди, у которых добрая душа.
- Расскажите, знаете ли вы таких людей?
5. Работа в тетради
- Какая из пословиц, упомянутых в начале урока, наиболее соответствует содержанию сказки?
V. Итог урока
- Чему учит эта сказка?
Другие произведения, известные вам, также учат добру?