ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ

Франц Кафка «Перевоплощение»

 

Франц Кафка (1883-1924) - один из выдающихся немецкоязычных писателей XX в., большую часть трудов которого было опубликовано посмертно. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом, способные пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства, - уникальное явление в мировой литературе.

Кафка родился 3 июля 1883 года в еврейской семье, проживавшей в районе Йозефов, что был в еврейском гетто Праги (ныне Чехия, в то время - часть Австро-Венгерской империи). Его отец происходил из чеськомовної еврейской общины в Южной Чехии, был оптовым торговцем галантерейными товарами. Фамилия Кафка - чешского происхождения (каvка означает буквально «гава»). На фирменных конвертах Германа Кафки, которые Франц часто использовал для писем, изображен как эмблему эту птичку с хвостом, что вздрагивает. Мать писателя - дочь зажиточного пивовара - отдавала предпочтение немецком языке. Сам Кафка писал на немецком, хотя чешский знал также прекрасно. Неплохо владел он и французским, и среди четырех людей, которых писатель, «не претендуя сравниться с ними в силе и разуме», ощущал «своими кровными братьями», был французский писатель Гюстав Флобер. Другие три: Франц Грильпанцер, Федор Достоевский и Генрих фон Клейст. Будучи евреем, Кафка тем не менее практически не владел идишем и стал проявлять интерес к традиционной культуре восточноевропейских евреев только в двадцатилетнем возрасте под влиянием еврейских театральных трупп; интерес к изучение иврита у него возник только в конце жизни.

У Кафки было два младших брата и три младшие сестры. Оба брата, не достигнув и двухлетнего возраста, умерли до того, как Кафке исполнилось 6 лет. Все три сестры погибли во время Второй мировой войны в нацистских концентрационных лагерях в Польше). В период с 1889 по 1893 гг. Кафка посещал начальную школу, а потом гимназию, которую окончил в 1901 году сдачей экзамена на аттестат зрелости. Закончив Пражский Карлов университет, получил степень доктора права, а затем поступил на службу чиновником в страховом ведомстве, где и проработал на скромных должностях до преждевременного - по болезни - выхода на пенсию в 1922 г. Работа для писателя была занятием второстепенным и обременительным: в дневниках и письмах он признается в ненависти к своему начальнику, сослуживцам и клиентам. На первом же плане всегда была литература, «что оправдывает все его существование». В 1917 г. писатель заболел туберкулезом легких.

Аскетизм, неуверенность в себе, самозасудження и болезненное восприятие окружающего мира - все эти качества писателя хорошо задокументированы в его письмах и дневниках, а особенно в «Письме отцу». Из-за раннего разрыва с родителями Кафка был вынужден вести очень скромный образ жизни и часто менять жилье, что наложило отпечаток и на его отношение к самой Праги и ее жителям. Хронические болезни (природные или психосоматические - это вопрос спорный) истощали его; помимо туберкулеза, он страдал от мигреней, бессонницы, запоров, импотенции, нарывов и других заболеваний. Он пытался противодействовать всему этому натуропатическими средствами, такими как вегетарианская диета, регулярная гимнастика и употребления большого количества непастеризованного коровьего молока. Будучи школьником, он принимал активное участие в организации литературных и общественных встреч, прилагал усилий к организации и продвижению театральных спектаклей, несмотря на опасения даже со стороны его ближайших друзей, таких как Макс Брод, который обычно поддерживал его во всем остальном, и вопреки его собственном страхе быть воспринятым отталкивающим как физически, так и умственно. На окружающих Кафка производил впечатление своим мальчишеским, аккуратным, строгим видом, спокойной и невозмутимым поведением, своим умом и необычным чувством юмора.

Отношения Кафки со своим деспотичным отцом является важной составляющей его творчества, что выражалось также через несостоятельность писателя как семьянина. В период между 1912 и 1917 годами он ухаживал за берлинской девушкой Фелицией Бауэр, с которой дважды был помолвлен и дважды разорвал помолвку. Общаясь с ней главным образом через письма, Кафка создал ее образ, который совсем не соответствовал действительности. И на самом деле они были очень разными людьми, что явствует из их переписки. Второй невестой Кафки стала Юлия Вохрицек, но помолвка опять же вскоре были разорваны. На начале 1920-х годов он имел любовные отношения с замужней чешской журналисткой, писательницей и переводчицей его произведений - Миленой Єсенською. В в 1923 году Кафка вместе с девятнадцатилетней Дорой Димант на несколько месяцев переехал в Берлин в надежде отдалиться от влияния семьи и сконцентрироваться на творчества; затем он вернулся в Прагу. Здоровье в это время ухудшалось, и 3 июня 1924 г. Кафка умер в санатории под Веной, вероятно, от истощения. (Боли в горле не позволяли ему пищу, а в те времена внутривенная терапия не была развита, чтобы кормить его искусственным путем.) Тело перевезли в Прагу, где он и был похоронен на Новом еврейском кладбище в районе Страшнице, в общей семейной могиле.

При жизни Кафка опубликовал всего несколько коротких рассказов, составивших очень малую долю его работ, и его творчество привлекала мало внимания до тех пор, пока посмертно не были изданы его романы. Перед смертью он поручил своему другу и литературному исполняющим завещании - Максу Броду - сжечь без исключения все им написанное (кроме, возможно, некоторых экземпляров произведений, которые владельцы могли бы оставить себе, но не переиздавать их). Его возлюбленная Дора Димант действительно уничтожила рукописи, которые она имела (хотя и не все), но Макс Брод не подчинился воле усопшего и опубликовал большую часть его работ, которые вскоре начали привлекать к себе внимание. Всю его опубликованную творчество, кроме нескольких чеськомовних писем Милене Єсенській, было написано на немецком.

Множество критиков пытались объяснить содержание произведений Кафки, исходя из положений тех или иных литературных школ - модернизма, магического реализма и т.д. Безысходности и абсурд, пронизывают его творчество, характерны для экзистенциализма. Некоторые пытались отыскать влияние марксизма на его сатиру над бюрократизмом в таких произведениях, как «В исправительной колонии», «Процесс»и «Замок». В то же время другие рассматривают его произведения через призму иудаизма ( потому что он был евреем и проявлял некоторый интерес к еврейской культуре, который, впрочем, развился лишь в поздние годы жизни писателя) - несколько проникновенных замечаний по этому поводу сделал Хорхе Луис Борхес; через фрейдистський Психоанализ (через напряженные семейные отношения); или через аллегории метафизического поиска Бога (поборником этой теории был Томас Манн).

Наибольший трагизм и пессимизм мировоззрения австрийского писателя XX в. Франца Кафки (1883-1924) заключается в его ощущении враждебности мира и жизни человека (зло, что в нем существует, в любую минуту может свалиться на человека и уничтожить ее), в ощущении непреодолимого отчуждения между людьми (человек обречен на одиночество, никто не может ее понять до конца и не может помочь ей в ее несчастьях; все существующие связи между людьми - общественные, семейные, супружеские - лишь видимость, условность).

Новелла Ф. Кафки «Перевоплощение» (1914) является символом этого трагического ощущения мира автором, символом одиночества человека, ее незащищенности перед всевластным злом, что таится в обычном, обыденном, символом отчуждения между людьми, неспособными на настоящую любовь, на настоящую милосердие.

Скучна и однообразна жизнь семьи Замзам. В этом доме существует раз и навсегда заведенный порядок: отец часами завтракает и читает газеты или устало зарывается в постель. Иногда в этой семье бывали торжественные вечера. И это было давно... Но вот в единое мгновение этот прозаический, вполне обычный домашний мир взрывается невиданной катастрофой: сын Грегор Замзам, служащий торгового дома, «проснувшись от беспокойного сна... увидел, что он обернулся на устрашающее насекомое».

Биография Грегора состоит из двух частей: жизнь до и после его перевоплощения. Первая - обычная типичная биография среднего человека, рядового австрийца, обычной личности с мелкобуржуаВНОй семьи. Сын мелкого коммерсанта, разорившегося, он получил традиционную для людей его класса и круга образование, отслужил в армии и в конце концов превратился из маленького приказчика на коммивояжера. На этой должности он неплохо зарабатывал, содержал семью и мечтал выплатить отцовский долг. Но, несмотря на это, между ним и семьей не было особенно теплых отношений. Только деньги от Грегора принимались как должное.

Что интересовало Грегора в жизни, кроме работы? «Сидит... у стола и читает газету или изучает расписание поездов. Вот только и развлечется, как заходится вырезать лобзиком». Музыку Замзам не любил. Иллюстрированные журналы были его единственным духовным источником.

Служба угнетала Замзу, он сдерживался ради родителей, иначе уже давно ушел бы с фирмы. Было от чего бежать. Шеф вызвал у героя страх, который со временем превратился в навязчивую идею - панический страх опоздать, сделать что-то не так, не угодить. Эта идея завладела сознанием доброжелательного Замзы и постепенно превратила его на какой-то автомат. К тому же управляющий фирмой утверждал, что положение Грегора на работе неустойчивое, а успехи очень неудовлетворительные. Понятно, что такое жизнь могло привести к раВНОго рода катаклизмам, даже к разрушению естественного состояния вещей, непредвиденных изменений и преобразований. Вот почему в жизни Грегора Замзы наступает потеря «действительных и естественных обстоятельств».

В своей новелле «Превращение» Франц Кафка раскрывает глубокую взаимосвязь всего, что происходит в мире, несмотря на то, что этот мир ограничен стенами городской квартиры. Метаморфоза, что произошла с одним из членов общества, касается не только его, процесс перевоплощения охватывает всех Замзам, и последствия его оказались весьма значимыми для каждого, кто был втянут в эту непростую ряд преобразований. Сначала Грета относится к брата как к тяжелобольному, но, ухаживая за братом, она становится откровенно дерзкой, грубой и самоуверенной, и ее былая скромность постепенно исчезает. Происходят изменения и с супругами Замзам: мать Грегора постепенно сохнет от астмы, деформируется общее психическое состояние отца. Меняется и атмосфера семейных вечеров, более не возникает «оживленных разговоров прежних времен». Своим перевоплощением Грегор ставит свою семью в особое положение, изолирует ее от мира. Его родные начинают жить более обособленно, пряча от посторонних глаз свою беду.

В «Перевоплощении» Кафки внешний течение событий неотъемлемый от внутренней жизни героя. Уже став насекомым, Грегор Замзам подвергается бесконечной смены психических состояний, перепадов настроения, которые не всегда фиксирует человек даже в нормальном состоянии. Он приучил себя «спать на правом боку», его беспокоит «легкая зуд» и «лихорадка», смущает «странная сонливость после долгого сна», а в другой раз он «чувствует себя прекрасно», бывает «ужасно голодный», иногда его мучает «тяжелый, похожий на головокружение сон», облачная погода навевает Грегорові-насекомому мрачное настроение. Есть в этой необычной существа ряд ощущений, которые проявляют эмоциональную личность: в какой-то момент он «обезумел от угрызений совести», другой - впал в «состояние чистых и мирных размышлений», ему «становилось жарко от стыда и горя», иногда он «страдал от раскаяния и тревоги». Чувство повышенной совестливости, а также растущая агрессивность семьи утверждают Грегора в мнении, что он «должен исчезнуть».

Из всех причин, которые привели героя к катастрофы, главная - социальная. Превращение Грегора Замзы в огромную, невиданное насекомое завершило давний вялотекущий процесс разъединения семьи, скрытый в подводных течениях многолетнего жизни, возвело стену между родными людьми - сыном и матерью с отцом, братом и сестрой. Но мнение автора несется дальше: в малому воспроизводится большое - процесс отчуждения человека, неспособность понять другой, протянуть ему спасительную руку.

Никто из окружающих не стремится помочь Грегорові Замзі. Человек обречен в этой трагической ситуации остаться на одиночестве. Более того, эта трагедия показала, что Грегор был одиноким и до этого, что родственные связи были чисто условными и тогда, когда он содержал всю семью. Замзу выброшены из общества и обречен на вечное одиночество. Но в тексте нет прямого осуждения автором родных Грегора, их равнодушие, неумение и нежелание прийти на помощь. По мнению Кафки, такая трагедия могла произойти с любым из семьи, и в каждом случае человек, попавший в такую ситуацию, осталась бы без помощи. Ибо этот мир - мир одиноких, разобщенных людей.