ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ

Пути реализма XX в.

 

История XX столетия отмечена глубочайшими социальными потрясениями: две мировые войны, принесшие огромные жертвы и разрушения, множество других «локальных» войн, революции, становление и крушение тоталитарных режимов, преступления гитлеризма и сталинизма, геноцид целых народов, массовое уничтожение людей в концлагерях и создание атомной и водородной оружия, полоса «холодной войны», политических репрессий, изнурительной гонки вооружений; распад колониальных империй, выход на политическую арену новых независимых государств, поражение социалистической системы в противоборстве со «свободным миром», с 1980-х гг. решительный поворот, что, наконец, наметился, в сторону мирного сосуществования и сотрудничества, общее движение многих государств в русле демократии и реформ.

Внутри этого исторического периода четко очерчены хронологический рубеж: конец Второй мировой войны. Выделяется два периода: литература 1918-1945 гг. и литература после 1945 г. Социальные конфликты разворачивались на фоне величайших открытий в области науки, в частности в медицине, генетике, кибернетике, информатике, что существенно влияло на менталитет, способ жизнь, сами условия человеческого существования. Все это получило сложное, неоднозначное отражение в литературе, которая характеризуется исключительным многообразием писательских индивидуальностей, богатством художественных стилей, плодотворными новаторскими поисками в области формы, средств выражения, содержания. Знаменательно, что к «традиционных» западноевропейских литератур добавилось немало новых (африканских, азиатских, латиноамериканских), представители которых стали всемирно знаменитыми. Среди этих явлений: латиноамериканский роман, созданный в духе так называемого «магического реализма» (Гарсиа Маркес, Хорхе Луис Борхес и др.); японский философский роман (Абэ Кобо, Ясунари Кавабата, Оэ Кэндзабуро и др.); исландский роман (X. Лакснесс); поэзия Назыма Хикмета (Турция) и Пабло Неруды (Чили); «драма абсурда» Сэмюэля Беккета (Ирландия) и др. Лауреатами Нобелевской премии по литературе в XX столетии стали представители многих стран, всех континентов. Углубились контакты писателей, взаимосвязи и взаимообогащения разных национальных литератур.

В багатоколірній панораме литературного процесса в XX в. прослеживается несколько ведущих направлений и тенденций. Прежде всего это модернизм, философско-эстетическое направление как в литературе, так и в искусстве, который после Первой мировой войны вступил в новую фазу, наследуя и продолжая традиции предыдущих ему на рубеже веков декаданса и авангардизма. Модернизм, как явствует из названия, объявлял себя современным искусством, использует новые формы и средства выражения, соответствующие к новым реалиям XX столетия в противовес «старомодном» искусству, ориентированном на реализм прошлого века. Модернизм по-своему ярко, поразительно отразил кризисные явления в жизни современного общества, процесс его глубокой дегуманизации, передал ощущение бессилия человека перед лицом непонятных и враждебных ей сил, противостояние человека и среды, изъятия индивида, обреченного, одинокого, из общественных связей. Олицетворением подобного тотального бессилия человека, ее обреченности стал Грегор Замзам с новеллы Кафки «Превращение». Модернисты делали особый акцент на изображении внутреннего мира человека как самодостаточного. При этом они опирались на достижения современной науки, в частности психологии, на новейшие психолого-философские теории Фрейда, Бергсона, на философию экзистенциализма. Они ввели в обиход целую ряд новых приемов, таких, например, как «поток сознания», широко использовали жанр притчи, аллегории, философское иносказание. Среди модернистов были самые большие, самые талантливые художники, такие как Франц Кафка, автор романов «Процесс», «Замок», всемирно знаменитых новелл-притч; Марсель Пруст, автор эпопеи «В поисках утраченного времени»; Джеймс Джойс, автор философско-аллегорического романа «Улисс», одного из крупнейших произведений словесного искусства нашего века; поэт Т. С. Элиот и др. В русле модернизма находятся такие интересные явления литературы XX в., преимущественно второй его половины, как «новый роман» (или «антироман»), получивший развитие во Франции в 1950-1970-х гг. (Натали Саррот и др.), как «драма абсурда» (в творчестве Эжена Ионеско, Сэмюэла Беккета).

Модернизма присущ в общем пессимистическое мировоззрение, неверие в человека. Конечно, он по-своему отразил некоторые существенные черты современного мира. Однако картина мира не может быть сведена лишь к абсолютизации зла, хаоса и абсурда, до «отчуждения» человека, до признания ее беспомощности. XX столетия дало и другие примеры человеческого героизма, творческих взлетел, торжества свободы, устойчивости, общественной активности и действенного гуманизма. Эти стороны запечатлел, в частности, реализм XX в., который противостоит модернизму. Реализм во многом наследовал, но также развил и обогатил - с точки зрения тематики, художественных приемов и форм - классический реализм прошлого столетия, реализм бальзаковского, стендалівского, диккенсовского типа.

Для реализма XX в., в противовес модернизма, характерный життєстверджувальний пафос, вера в то, что «человек выстоит» (В. Фолкнер), что «человека нельзя победить» (Э. Хемингуэй). При порой трудно, да и вряд ли целесообраВНО провести четкую «разделительную линию» между модернизмом и реализмом. Реализм XX в. может быть затруднен и модернистскими світовідчуттями (как, например, в некоторых произведениях В. Фолкнера, Т. Манна, Г. Гессе), так и натуралистическими элементами (в творчестве Т. Драйзера, Дж. Стейнбека и др.). Реализма не чуждо и использование многих характерных приемов модернизма, например, потока сознания. Вообще же «водораздел» между модернизмом и реализмом проходит не по линии формы, художественно-стилевых приемов, хотя они сами по себе довольно значимые и неотделимы от содержания, а с точки зрения исходной философской позиции, то есть концепции человека. Несколько схематизуючи сложную проблему, можно сказать: слабом, беспомощном, время обреченному герою модернизму противостоит активный, способный бороться герой реалистической литературы. Стремлению модернистов к художественному обоснование каких-то универсальных законов бытия реалисты противопоставляют принцип историзма, конкретного социального анализа.

Богатство реализма ярко демонстрирует раВНОобразие жанровых форм романа: социального, политического, философского, интеллектуального, фантастического, детективного, утопического, романа-антиутопии, романа-эпопеи. Здесь и широкие панорамы жизни (в Роже Мартена дю Гара, Ромена Роллана, Т. Драйзера и др.), и использования мифа (в Гарсиа Маркеса), символики и притчи (у Макса Фриша, Уильяма Голдинга, Веркора), фантастики (у Рея Бредбери), философского иносказания (в К. Оэ, А. Камю, Ж. П. Сартра и др.), синтеза вымысла и документа (Дж. Дос Пассоса), синтеза беллетристики и музыки (у Ромена Ролана), причудливого смешения стилей (в Курта Воннегута). Замечательный вклад в обогащение жанра и романа внесли Томас Манн, использовал «симфонічність» стиля, миф, иронию (в «Докторе Фаустусі»), Уильям Фолкнер, «интегрировал» в своем стиле символику, поток сознания, гротеск. Явлением мировой значимости стал американский роман межвоенного двадцатилетие, представлен Фолкнером, Хемингуэем, Фіццжеральдом, Дос Пассосом, Томасом Вулфом, Стейнбеком, Синклером Льюисом.

В литературе XX в. получила широкое развитие антивоенная (в Олдінгтона, Ремарка, Хемингуэя, Дос Пассоса, Барбюса и др.) и антифашистская тема (у Брехта, Бехера, Анны Зегерс, Фейхтвангера и др.). Приобрел известность роман-антиутопия, что высмеивает тоталитарные государства и их вождей (в романах « У нас это невозможно» Синклера Льюиса и «1984» Джорджа Оруэлла); объектом сатиры стали всякого рода «технические» утопии (у Курта Воннегута).