ШАРЛЬ БОДЛЕР (1821-1867)
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СБОРНИКА «ЦВЕТЫ ЗЛА»
Новаторство Шарля Бодлера
Суд над «Цветами зла» - тема отдельного разговора. Важно другое: в этой сборке поставь поэт новой формации, который не повторял чужие достижения, а пошел непротореною поэтической тропе. Он опередил свое время и как будто заглянул в будущее. Разве нельзя применить к нашим сегодняшним реалиям его слова: «Любая газета - от первой и до последней строки - лишь сплетение ужасов. Войны, убийства, воровство, бесстыдство, пытки, преступления королей, преступления наций, преступления частных лиц, универсальное опьянения жестокостью... Не понимаю, как может чистая рука коснуться газеты без отвращения».
Шарль Бодлер - беспощадно правдивый поэт. Так и хочется сравнить пафос его произведений с гневом ветхозаветных пророков: «Мир исчезнет... Что ему дальше делать под солнцем? Предположив, что он продолжает длиться материально, можно сделать вывод, что это достойное существование? Техника настолько американизирует нас, прогресс настолько атрофирует в нас духовность, что никакие кровавые, кощунственные и противоестественные мечты фантазеров не смогут сравниться с последствиями. Это произойдет от опошления сердец... Время этот близок. Кто знает, не пришел он уже и не мешает ли наша толстокожесть его распознать?» (Ш. Бодлер, «Мое обнаженное сердце»).
А впрочем, неизвестно, что поэт имел в виду, называя свою сборку. Обнаженное сердце автора болело.
Шарля Бодлера не услышали современники. Сможем ли мы вовремя понять предупреждение поэта? Дал бы Бог...