XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ
Модернизм и авангардизм
Слово «модернизм» (от франц. moderne - новейший, современный) - это не только
термин, обозначающий определенное направление в художественной литературе. В общем
культурном контексте оно вступило в силу стержневого понятия, что фиксирует коренные
изменения в искусстве, философии, и шире - в миропонимании человека XX вв.
Новое направление в искусстве XX в. был
связан с изменениями «человеческой природы», то есть изменениями в восприятии и
понимании действительности, в системе ценностных приоритетов, и, наконец, в художественном
мышлении.
В 10-е годы XX в. вступили в пору
творческой зрелости такие знаковые прозаики и поэты модернизма, как М. Пруст, Дж.
Джойс, Ф. Кафка, Т. С. Элиот, Г. М. Рильке и другие. Новый этап в развитии
западного модернизма начался в 20-е годы, когда было завершено и
напечатано центральные произведения указанных мастеров слова.
Невероятно плодотворным был, в частности,
1922 г. Он вошел в историю западной литературы как год появления ряда
модернистских шедевров - романов «Улисс» Дж. Джойса и «В поисках утраченного
времени» М. Пруста, поэмы «Опустошенная земля» Т. С. Элиота и цикла «Дуїнянські
элегии» Р. М. Рильке.
Эстетические истоки модернизма достигают еще
эпохи декаданса, когда в универсальных художественных системах романтизма и реализма
зародились новые направления и течения: от критического реализма отпочковались
натурализм и импрессионизм, а от романтизма - неоромантизм и символизм. На
начала же XX в. эти направления и течения, которые уже исчерпали свой духовно-эстетический
потенциал, были синтезированы модернизмом на новой основе. Вследствие такого
синтеза определилась одна из самых характерных черт модернистской литературы -
принцип сочетания элементов житгєподібного изображения (натуралистических и
импрессионистичности) с элементами условными, символическими.
Авангардизм (от франц. «передовой
отряд») - условный термин для обозначения ряда художественных течений в литературе и
искусстве, которые зародились в начале XX в. и решительно порывали с предыдущей литературной
традиции. Исходным пунктом эстетического поиска художников-авангардистов было
стремление сломать устоявшиеся принципы построения художественного произведения и нормы вкуса
публики.
Авангардистське искусство отличают
життєбудівничий пафос, утверждение позиции социальной активности, заостренная
эмоциональность, нередко приобретает формы откровенного эпатажа (скандальных выходок),
установка на разрушение эстетического канона, смелые эксперименты с художественной
формой и поэтическим языком.
Одним из важнейших течений
авангардизма был экспрессионизм. Название этого течения происходит от латинского слова
«выражение». Действительно, для экспрессионистов главным было не життєподібне воспроизведения
действительности или всестороннее познание мира, а обостренное проявление важной эмоции
или идеи, которое достигалось путем ее намеренного обострения вплоть до гротеска.
Представителями экспрессионизма в
литературе были Г. Гайм, Ф. Верфель, Г. Тракль, Г. Бенн и др.
В первые годы своего развития
экспрессионизм существовал как форма индивидуального протеста против капиталистической
действительности, жестокости, зла. Начало первой мировой войны привнес в творчество
экспрессионистов темы протеста против войны, обреченности человека, смерти. Не
анализируя социально-политической природы войны, они осуждали ее как убийство
человека человеком. Это свойство раннего экспрессионизма привлекала тогда
немецких писателей А. Зегерс, Т. Манна, Б. Брехта, С. Цвейга, которые именно в
рамках этого направления начинали свой творческий путь. Однако позже некоторые из них
отошли от экспрессионизма, который не мог удовлетворить их прежде всего потому, что
такие художники, как, например, Анна Зегерс и Бертольт Брехт, уже в начале
творческого пути стремились к глубокому анализу социальных противоречий своего
времени. Ориентация же экспрессионизма на протест ради протеста, на религиоВНО-мистические
мотивы, на сознательное обособление человека от внешнего мира не могла
удовлетворить социальный зрелых художников. Противоречивость мировоззренческих основ
экспрессионизма остро оказалась впоследствии. В фашистской Германии было запрещено
немало произведений экспрессионистов. Некоторые из представителей этого направления, не признавая
форм активной политической борьбы, покончили жизнь самоубийством. Одновременно
часть экспрессионистов активно сотрудничала с фашистами.
До самых авангардистских
течений первой половины XX в. также принадлежит и сюрреализм.
Сюрреализм (франц. surrealisme - надреалізм) - один из распространенных
направлений в современном искусстве и литературе. Надреалізм, литературный и
художественное направление, возник по первой мировой войне, в начале 20 в. во Франции.
Зачинателем его был французский писатель А. Бретон. Философскими основами
сюрреализма является субъективно-идеалистические теории інтуїтивізму, фрейдизма, восточные
мистико-религиозные учения.
Эстетические принципы направления изложены в
«Манифестах сюрреализма» А. Бретона. Сюрреалісти призвали освободить человеческое
«Я» от «пут» материализма, логики, которые они считали порождением буржуаВНОй
цивилизации. По их мнению, художнику следует опираться на опыт бессознательного
выражение духа, сны, галлюцинации, бред, чтобы проникнуть по ту сторону сознания,
постичь бесконечное и вечное. Приемы
сюрреализма
(изображение сверхреального, мистические мотивы, элементы фантастики)
используются в «театре абсурда».
В изобразительном искусстве и
литературе сюрреализма соединились раВНОобразные вещи и неожиданные образы,
контрастные и часто бессмысленные (Г. Аполлинер, Л. Арагон, П. Элюар, А. Бретон).
Как видим, сущностный смысл
авангардизма и модернизма - эпатаж публики новыми, нетрадиционными формами в
имя разрушения старых, догматизованих ценностей - сохраняется в любые
периоды. Неоавангардизм, возникший после переходных форм «театра абсурда» С.
Беккета и «нового романа» А. Роб-Грийе (конец 50-х годов), сохраняет свою
значимость по сей день. Зарубежные исследователи различают четыре типа неоавангарду:
поп-арт, «технологический», «акціоністський», «метахудожній». Каждый из них,
являясь новым словом в культуре и художественном языке, претендует на действительно
авангардное значение в истории современного искусства. Каждому из них принадлежит
законное место в «музее» современного мироотношения, что раскрывает мир человека в
искусстве второй половины XX века.