ШАРЛЬ БОДЛЕР (1821-1867)
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СБОРНИКА «ЦВЕТЫ ЗЛА»
Сборник «Цветы зла» Ш. Бодлер создавал на протяжении всей жизни (так же, как Т. Шевченко «Кобзарь» В. Уитмен «Листья травы»). К ней поэт подбирал все лучшее и почти идеально отшлифованное: знаменитое стихотворение «Альбатрос» ждал обнародования целых шестнадцать лет - Бодлер стремился совершенства. Большинство стихов было написано в 1843-1844 гг. Впервые 18 стихи из будущего сборника под общим названием появились в журнале «Ла Ревю де Де Монд» 1 июня 1855 г. Через два года «Цветы зла» были опубликованы отдельным изданием.
Ипполит Бабу предложил Шарлю Бодлеру название, которая словно впитала все підтекстові значение возможных вариантов - «Цветы зла». С одной стороны, она направлена на эпатаж «добропорядочного» аудитории: цветы, которые всегда олицетворяли лучшее и самое светлое в жизни человека, связывались со злом. С другой - передавала мироощущение лирического героя: ведь ад - это зло, а какие еще цветы могут вырасти в аду? Через многозначность французского слова du mal и название сборника приобрела многозначности: ее можно перевести не только как «цветы зла», а ее как «цветы боли» или «болезни». Оснований для таких толкований было достаточно. Во всяком случае для Бодлера были необычайно-важны все значения этого слова: традиционно название переводят как «Цветы зла», посвящение Теофілю Готье - как «болезненные цветы», а болью пропитан ли не каждое стихотворение сборника.
А. Бьоклін. Остров мертвых. 1880 г.
Поэт искал гармонии между формой и содержанием, не терпел чужого вмешательства в стихе: «Выбросьте прочь все произведение, если в нем вам не нравится запятая, но не отмечайте ее: она имеет свое значение». Поэтому не удивительно, что он болезненно отреагировал, когда из его сборника были изъяты не запятой, а шесть стихов. Бодлер отмечал, что «Цветы зла» - это не отдельные стихи, которые можно читать в любом порядке, а целостное произведение, понятный только тогда, когда прочитаешь их в порядке, определенном автором. Поэтому и печатать сборник без равноценной замены изъятых стихов он не хотел. За жизнь Бодлеру так и не удалось увидеть главное произведение своей жизни без цензурных искажений.
Относительно структуры сборки, то в ней объединены несколько стихотворных циклов: «Сплин и идеал», «Парижские картины», «Вино», «Цветы зла», «Бунт», «Смерть». Уже по их названиям можно сделать определенные выводы о творческий замысел поэта.