ШАРЛЬ БОДЛЕР (1821-1867)
Прославленные поэты давно поделили между собой богатейшие просторы поэтических владений... Поэтому я должен начать что-то новое...
Ш. Бодлер
Жизненный и творческий путь
Если мы мысленно попробуем постичь развитие литературы, чтобы понять, о ком наши потомки будут говорить в конце следующего тысячелетия, то, бесспорно, среди них будет и мятежный, шокирующий и лирический Шарль Бодлер. До сих пор литературоведы, писатели и читатели спорят о произведения этого самобытного поэта, который основал так много нового в литературе, где, казалось бы, учитывая ее многотысячелетнюю историю, изобрести что-то новое уже невозможно.
Шарль Бодлер - заметное имя во всемирной литературе. С ним связывают возникновение декаданса, в его творчестве находят истоки символизма. В конце концов, именно Бодлер заговорил о необходимости создания литературы на новых творческих и эстетических принципах, которую назвал просто и ясно - новой (продвинутой, или модернистской) литературой. Уже потом этим словом запестрели страницы художественных журналов и уважаемых академических фолиантов, оно потеряло внутреннюю форму и национальную принадлежность, превратившись в срок, который не только начал характеризовать определенное явление в литературе или искусстве, но и стал художественной эмблемой.
В жизни писателя было очень много такого, чего не только обычный, но и искусно развитая личность вряд ли смогла бы воспринять. Однако нас прежде всего должны интересовать его произведения, а не подробности личной жизни. Хотя слишком уж заманчивым является попытка объяснить всю противоречивую оригинальность бодлерівської наследия конкретными фактами его биографии, декадентские настроения стихов, уселенське зло, изображенное в произведениях, обусловить жизненными ударами и разочарованиями. Бесспорно, определенная связь тут есть, и уместно ли его абсолютизировать? Часто кажется, что жизнь Шарля Бодлера - это череда несчастий, разочарований и испытаний. Он родился в немного странной семье. И дело даже не в том, что между родителями была большая разница в возрасте. Это были люди разных эпох: отец исповедовал дух Просвещения, а мать - материальные «принципы» буржуаВНОго общества. После смерти мужа мадам Бодлер вышла замуж за офицера Опека, который впоследствии занимал достаточно высокие служебные должности. Отношения между отчимом и пасынком не сложились, это были совершенно разные люди. Для Опека маленький Шарль был непослушным, трудным ребенком, которую нужно было привести в чувство и сделать добропорядочным гражданином. Мать Бодлера полностью разделяла мнения своего мужа и одобряла все, что он делал, чтобы из мальчика получилось что-то путное. Шарль узнал гнітючість постоянного одиночества и непонимания: его решение изучать литературу и посвятить ей свою жизнь возмутило родителей. А тут еще и образ жизни, который он выбрал после окончания коллежа: случайные знакомые, веселые девушки из Латинского квартала, эксцентричное поведение. Следовательно, семейные отношения неуклонно ухудшались.
Г. Курбе. Портрет Шарля Бодлера. 1848 г.
Чтобы как-то исправить положение и вернуть «блудного пасынка» на путь истинный, Ожог решил отправить его в южных Британских колоний, виклопотавши Бодлеру должность учителя. Шарль отправился в морское путешествие. Десять месяцев, в течение которых он путешествовал кораблем южными морями и океанами, поразили поэта. Ему не понравился только капитан, которому поручили присматривать за юношей и управлять его действиями. Бодлеру удалось бежать от своего надзирателя на острове Бурбоні и другим кораблем вернуться во Францию. Поскольку после завершения этой одиссеи Шарль достиг совершеннолетия, то он получил право собственности на наследство отца, разорвал отношения с семьей и стал жить отдельно.
На то время поведение писателя была обусловлена двумя «правилам», которых он придерживался: во-первых, умение быть ненастоящим, ненатуральным и, во-вторых, удивлять всех, самому ничему не удивляясь. Современники вспоминали его изысканные, но несколько неестественные манеры, речевые обороты, которые никогда не услышишь при обычных обстоятельствах. Это иногда имело довольно забавный вид, но именно таким был имидж «апостола модернизма».
Однако все это было лишь видимой частью жизни Бодлера. Эпатаж и чудачество скрывали большую духовную работу: широкие знакомства в мире искусства, напряженный труд в библиотеках, очень серьеВНОе отношение ко всему, что он делал. То, что для посредственного художника могло быть только дополнительным заработком (скажем, переводы или критические статьи), для него стало важным и кропотливым трудом. Его переводы произведений Эдгара По есть найдовершенішими (во время кампании осуждения «Цветов зла» Бодлера представили именно как переводчика произведений, а художественные статьи поэта стали достоянием эстетической мысли Франции XIX в.
А. Матисс. Бодлер. XX ст.
Всю свою жизнь он искал и воспевал Красоту:
«Я нашел определение Прекрасного, моего Прекрасного. Это что-то пламенное и печальное, что-то немного расплывчатое, что оставляет место для догадки... Тайна, увы - также признаки красоты... Я не убеждаю, что радость не могла бы сочетаться с красотой, но Радость - одна из ее найвульгарніших украшений, в то время как Меланхолия - любимая подруга».
В то же время не стоит представлять Бодлера эдаким отшельником, который жил в вымышленном мире, который ничем не связан с реальностью, он - поэт социальный. Чтобы удостовериться в этом, достаточно хотя бы пролистать страницы раздела «Парижские картинки» из сборника «Цветы зла». Учитывая это не покажется странным присутствие поэта на баррикадах 1848 г. Однако главное в его жизни - это стихи и прежде всего сборник «Цветы зла», над которой поэт работал в течение всей жизни.
В апреле 1864 г. Шарль Бодлер, спасаясь от кредиторов, вынужден был поехать в Бельгию, тщетно надеясь заработать на жизнь лекциями. В апреле 1866 г. после сердечного приступа беспомощного поэта друзья перевезли в Париж. 31 августа 1867 г. Шарль Бодлер умер на руках у матери. Среди тех, кто провожал поэта в последний путь, был и Поль Верлен.