4 КЛАСС
О ЧУДЕСАХ ЧИТАЕМ
Урок 4
Тема. Легенды и мифы народов мира. «Робин Гуд» (английская легенда)
Цель: ознакомить учеников с английской легендой, с ее героем Робином Гудом, неутомимым борцом против завоевателей и грабителей, любимцем простого народа, защитником бедняков; развивать связную речь, творческое воображение, эмоциональную сферу чувств; формировать личность, способную на добрый поступок.
Оборудование: карта мира; карточки для контроля техники чтения; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
>> Дидактическая игра «Что я слышу, что я вижу»
Учитель читает стихотворение, объединяет детей в две группы и предлагает коллективно обсудить задачи:
1-я группа - назовите все, что видели (в воображении), когда слушали стихотворение;
2-я группа - назовите все, что слышали, когда слушали стихотворение. Например:
...Утром зимним
дубрава молчала
словно замерзшая, грустная.
Только обильным
верхушками шептала
вечнозеленая сосна...
Леся Украинка «Сосна»
- Доска поделена пополам, на ней - запись:
Что я вижу? Что я слышу?
Белый искрящийся снег Шорох, шелест корни
Грустные деревья Дыхание легкого ветерка
Зеленую сосну
III. Сообщение цели и задач урока
- Каждый народ имеет любимых героев, созданных или богатым художественным воображением (персонажи сказок, мифов, легенд) или реальных людей.
Героем английского народа стал Робин Гуд. Старинные английские народные легенды по-раВНОму рассказывают историю его происхождения: он йомен - свободный крестьянин, то потомок лесника и прославленного лучника, а то вообще его считают графом, которого обидели жестокие враги.
IV. Работа над новым материалом
1. Первичное ознакомление с содержанием произведения
- О каких временах идет речь в легенде?
- Кто действующие лица?
2. Словарная работа
Графство
чащи
йомен
шериф
стойла
виселица
дрюк
темница
простак
запхикав
пазуха
стражники
череда
говядина
вдоволь
состояние
кошель
Чтение слов «эхом» за учителем, затем - молча.
- Подберите синонимы к словам запхикав, изобилие, достаток.
- Найдите объяснение некоторых слов после произведения.
3. Работа над содержанием легенды
Повторное чтение.
- Найдите на карте Европы страну, где родился наш герой. (Рассказ учителя об Англии.)
- Прочитайте внизу объяснение слова йомен.
- Ноттінгемське графство расположено в Северной Англии. Именно здесь и находится знаменитый Шервудский лес. (Демонстрация на карте.)
- Прочитайте, какое состояние имел Вилле
- Что заставило Вилли покинуть родной дом?
- Каким мальчиком рос Робин?
- Составьте словесный портрет мальчика. Воспользуйтесь текстом учебника.
- За что его уважали бедные люди?
- Кем пополнялась жена вольных стрелков?
- За что Робин Гуд невзлюбил королевского шерифа?
- Расскажите, как Робину Гуду удалось разведать, крепкие замки в темницах и много ли там охранников.
4. Выборочное чтение
- Зачитайте отрывки, где описано, как Робин Гуд перехитрил шерифа.
- Каким на самом деле был Маленький Джонс? Зачитайте.
- Что послужило пропуском Маленьком Джонсу до Ноттингема?
- А пропуском в Ноттингем был перстень шерифа.
5. Составление рассуждения
- Почему шериф согласился пойти с незнакомым парнем? Как это характеризует шерифа?
- Подумайте, почему английский народ сохранил в своей памяти рассказы о Робин Гуде.
- Чем похожи Робин Гуд и украинский герой Устим Кармелюк?
V. Итог урока
- Какие части легенды были для вас напряженными, а какие - вызывали возвышенные, радостные чувства?