4 КЛАСС
О ЧУДЕСАХ ЧИТАЕМ
Урок 3
Тема. Легенды и мифы народов мира. «Тэнгу» (японская легенда)
Цель: ознакомить учащихся с японской легенде; раскрыть образы главных героев произведения; развивать умение составлять характеристики героев произведений; помочь учащимся постичь величие человеческого характера; формировать личность, способную на добрый поступок.
Оборудование: карта мира; карточки для контроля техники чтения; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Развитие речи
1. Размышления над прочитанным (задача по произведению для самостоятельного чтения - польской легендой «Цвет папоротника»)
- Воспользуйтесь содержанием произведения, объясните пословицы.
• Разум счастье бережет.
• В поисках счастья, можно найти несчастья.
• Тот, кому всегда везет, может потерять все за мгновение.
• Счастье делает человека гордым.
- Как вы понимаете, что такое счастье?
2. Игра «Загадай желание»
- Представьте, что именно в этот момент все ваши мечты осуществляются.
Задумайте желание.
• Если бы я стал птицей, я бы...
• Если бы я стал волшебником, я бы...
• Если бы я стала цветком, я бы...
• Если бы я стал рекой, я бы...
• Если бы я стал облаком, я бы...
• Если бы я стала звездой, я бы...
• Если бы я стал Богом живой природы, я бы...
III. Сообщение темы и цели урока
- Мифы древних японцев были не менее интересными, чем мифология индейцев, греков или китайцев.
Для восточных народов, в частности японцев, китайцев, дракон не был ужасным чудовищем. Он символизировал силу, благополучие и мудрость. Дракона считали духом самой жизни. Представляли, что он прячется в недоступных пещерах гор или погружается в недоступные глубины моря, ожидая там времени пробуждения и действия. Видели его в дождевых облаках, где он умывается своей гривой, и в темноте бурных потоков вод. Его голос эти народы слышат в бури, что катится обессиленным лесу, пробуждая его к новой весне.
IV. Проработка японской легенды «Тенгу»
1. Первичное ознакомление с содержанием произведения
- О каких временах идет речь в легенде?
2. Словарная работа
Дракон
Тенгу
храбрость
монастырь
каменюка
ловкость
монахи
невероятной
ужасный
алтарь
обиженный
зачах
Будда
плохи
проклятие
- До слов ловкость, ужасный, храбрость подберите синонимы.
3. Повторное чтение легенды цепочкой
Выражения привлекли ваше внимание?
4. Работа над содержанием произведения
- Кто главный герой легенды?
- Выберите из текста отрывок (предложения), в котором бы изображалось одно из чувств героя, расскажите историю о том, когда сами чувствовали себя подобным образом (были оскорблены, и т.д)
- Словесно нарисуйте дракона.
- Подберите высказывания, которые описывают любовь и уважение японцев к мифического героя. (Маленький; сонный; уютно устраивался; ему было хорошо; его уважали и берегли; он друг; мордочка дракона)
- Прочитайте, где жил дракон.
- За что монахи уважали и берегли дракона?
- Как проявлял свою любовь и уважение к нему садовник-монах?
- Как побеспокоила сон маленького дракона пчела? Зачитайте.
- Дополните предложения.
Тэнгу - жестокий птица..., который вызывает...
- Расскажите, как дракон попал в беду.
- Куда отнес его Тенгу?
- Кто спас дракона? Перескажите этот эпизод.
- Что удивительного открыла вам эта легенда?
- Почему японцев пугают огненные птицы?
5. Составление плана (работа в парах)
1) Маленький дракон в саду монастыря.
2) Монах - верный друг дракона.
3) Жестокий птица огня.
4) Дракон в беде.
5) Тенгу вернулся в монастырь.
6) Изобретательность монаха.
7) Водяной дракон в саду монастыря.
8) Храбрость и ловкость монаха предотвратили страшной засухе.
V. Итог урока
- Чему учит эта легенда?
- Вечная красота добра. Природа в трудную час подарила силу и ловкость человеку, а капли воды вернули любимцу жизни японцев.
Любовь и уважение к святыням вечная.
Если внимательно проанализировать мировой исторический развитие, то заметим, что любой народ пытался прежде всего сохранить свои традиции. Дракон, воплощение силы и мудрости, японцы отождествляли с небесными богами и их земными представителями - императорами, Сыновьями Неба. Дракон с пятью когтями был символом императорской власти. Трон императора именовали троном Дракона. Торжественное наряды императоров украшали вписаны в круг огромные драконы с пятью когтями.