ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

4 КЛАСС

 

О ЧУДЕСАХ ЧИТАЕМ

 

Урок 3

Тема. Легенды и мифы народов мира. «Тэнгу» (японская легенда)

 

Цель: ознакомить учащихся с японской легенде; раскрыть образы главных героев произведения; развивать умение составлять характеристики героев произведений; помочь учащимся постичь величие человеческого характера; формировать личность, способную на добрый поступок.

Оборудование: карта мира; карточки для контроля техники чтения; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Развитие речи

1. Размышления над прочитанным (задача по произведению для самостоятельного чтения - польской легендой «Цвет папоротника»)

- Воспользуйтесь содержанием произведения, объясните пословицы.

• Разум счастье бережет.

• В поисках счастья, можно найти несчастья.

• Тот, кому всегда везет, может потерять все за мгновение.

• Счастье делает человека гордым.

- Как вы понимаете, что такое счастье?

2. Игра «Загадай желание»

- Представьте, что именно в этот момент все ваши мечты осуществляются.

Задумайте желание.

• Если бы я стал птицей, я бы...

• Если бы я стал волшебником, я бы...

• Если бы я стала цветком, я бы...

• Если бы я стал рекой, я бы...

• Если бы я стал облаком, я бы...

• Если бы я стала звездой, я бы...

• Если бы я стал Богом живой природы, я бы...

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Мифы древних японцев были не менее интересными, чем мифология индейцев, греков или китайцев.

Для восточных народов, в частности японцев, китайцев, дракон не был ужасным чудовищем. Он символизировал силу, благополучие и мудрость. Дракона считали духом самой жизни. Представляли, что он прячется в недоступных пещерах гор или погружается в недоступные глубины моря, ожидая там времени пробуждения и действия. Видели его в дождевых облаках, где он умывается своей гривой, и в темноте бурных потоков вод. Его голос эти народы слышат в бури, что катится обессиленным лесу, пробуждая его к новой весне.

 

IV. Проработка японской легенды «Тенгу»

1. Первичное ознакомление с содержанием произведения

- О каких временах идет речь в легенде?

2. Словарная работа

Дракон

Тенгу

храбрость

монастырь

каменюка

ловкость

монахи

невероятной

ужасный

алтарь

обиженный

зачах

Будда

плохи

проклятие

- До слов ловкость, ужасный, храбрость подберите синонимы.

3. Повторное чтение легенды цепочкой

Выражения привлекли ваше внимание?

4. Работа над содержанием произведения

- Кто главный герой легенды?

- Выберите из текста отрывок (предложения), в котором бы изображалось одно из чувств героя, расскажите историю о том, когда сами чувствовали себя подобным образом (были оскорблены, и т.д)

- Словесно нарисуйте дракона.

- Подберите высказывания, которые описывают любовь и уважение японцев к мифического героя. (Маленький; сонный; уютно устраивался; ему было хорошо; его уважали и берегли; он друг; мордочка дракона)

- Прочитайте, где жил дракон.

- За что монахи уважали и берегли дракона?

- Как проявлял свою любовь и уважение к нему садовник-монах?

- Как побеспокоила сон маленького дракона пчела? Зачитайте.

- Дополните предложения.

Тэнгу - жестокий птица..., который вызывает...

- Расскажите, как дракон попал в беду.

- Куда отнес его Тенгу?

- Кто спас дракона? Перескажите этот эпизод.

- Что удивительного открыла вам эта легенда?

- Почему японцев пугают огненные птицы?

5. Составление плана (работа в парах)

1) Маленький дракон в саду монастыря.

2) Монах - верный друг дракона.

3) Жестокий птица огня.

4) Дракон в беде.

5) Тенгу вернулся в монастырь.

6) Изобретательность монаха.

7) Водяной дракон в саду монастыря.

8) Храбрость и ловкость монаха предотвратили страшной засухе.

 

V. Итог урока

- Чему учит эта легенда?

- Вечная красота добра. Природа в трудную час подарила силу и ловкость человеку, а капли воды вернули любимцу жизни японцев.

Любовь и уважение к святыням вечная.

Если внимательно проанализировать мировой исторический развитие, то заметим, что любой народ пытался прежде всего сохранить свои традиции. Дракон, воплощение силы и мудрости, японцы отождествляли с небесными богами и их земными представителями - императорами, Сыновьями Неба. Дракон с пятью когтями был символом императорской власти. Трон императора именовали троном Дракона. Торжественное наряды императоров украшали вписаны в круг огромные драконы с пятью когтями.