ЧЕЛОВЕК И его МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ
ГОМЕР
Как, по выражению Гомера, все реки и потоки имеют начало в Океане, так всякое словесное искусство исток имеет в Гомері.
Михаил Хониат, XII-XIII ст., Византия
Что мы знаем о легендарного основоположника европейской литературы Гомера? Почти то же самое, что и эллины, то есть ничего истинного. Греки считали, что Гомер жил в IX- VIII вв. до н. э., когда еще не стерлась нам'ять о «эпоху героев», и воспел ее в героических песнях (эпических поэмах) о Троянской войне. Якобы, он был божественного происхождения, слепым и бедным, ходил от дома к дому, распевая свои стихи, и тем зарабатывал на жизнь. Как и положено потомку богов и Поэту, ему построили храм - Гомерейон. Говорят, Гомера напоминает слепой аэд Демодок из «Одиссеи». Кто-то доказывал, что никакого Гомера вообще не существовало, а один человек не может написать две такие разные поэмы, как «Илиада» и «Одиссея». Поэтому еще в давние времена появилось знаменитое гомерівське вопрос, которое включало немало более мелких. Вот лишь некоторые из них: существовал ли Гомер как конкретная историческая личность, или это вымышленный образ? Или «Илиаду» и «Одиссею» создала один человек, или они возникли спонтанно и их собрал «редактор» или группа «редакторов»? Или поэмы возникли из разрозненных песен, собранных воедино, или из одного «зерна» (т. наз. «Пра-Илиаду» и «Пра-Одиссеи»)? Но разве так уж важно, был Гомер или были Гомеры? Главное, что человечество имеет два шедевра - «Илиаду» и «Одиссею».
Эпические (героические) поэмы «Илиада» и «Одиссея», прославившие имя Гомера, называют епопеями - монументальными художественными произведениями, в которых широко изображены и прославленные яркие характеры и значительные исторические, преимущественно героические события прошлого; нарушены и глубоко освещены важные проблемы общенародного значения.
Гомеровский эпос имеет две основы - мифологическую и историческую. Первая связана с мифическим троянским циклом, другая определилась в связи с археологическими находками (в частности - с открытием в XIX ст. Г. Шлиманом руин Трои на холме Гиссарлык, в современной Турции), о которых вы узнали из курса всемирной истории. По мнению современных ученых, историческая Троянская война произошла примерно в XIII в. до н. э., а в начале i тыс. до н. э. легенды и мифы о ней были взяты за основу героических песен, которые составляли аеди (авторы - исполнители) и пели по всей Элладе. В VIIIв. до н. э. (то есть через 400-500 лет после похода ахейцев на Трою) какой талантливый аэд (Гомер?) отобрал среди огромного эпического материала и соединил то, что впоследствии получило название «Илиады» и «Одиссеи». Популярность поэм была огромной, их начали выполнять рапсоди (не авторы-исполнители, как аеди, а лишь исполнители), что-то добавляя и изменяя в тексте поэм. Желание сохранить тексты «Илиады» и «Одиссеи», не дать им раствориться в многочисленных импровизациях побудило в середине VI в. до н. э. создать в Афинах комиссию, которая зафиксировала тексты поэм письменно в том виде, в котором они дошли и до современности. А в III в. до н. э. греки разделили поэмы Гомера каждую на 24 песни по числу букв древнегреческого алфавита, тем самым как бы намекая, что в поэмах Гомера, как в азбуке от «альфы» до «омеги» (наше «от А до Я»), сосредоточены все начала и концы...
Какие литературные открытия сделал Гомер? В чем проявился его гений? Величие темы (Троянская война как олицетворение конца великой героической эпохи) требовала особого повествования - медленной и монументальной. Предполагают, что именно для нее Гомер изобрел поэтический размер - гекзаметр (шестимірник), потому что в каждом длинном ряду имеется по шесть ударных слогов: «Гнев оспівай, о богиня, потомка Пелея Ахилла...» Еще одним важным признаком этих поэм является характер повествования, который получил название «эпического (гомеровского) покоя». Однако спокойствие, неспешность повествования совсем не тождественные безразличия автора к изображаемому. Прямые оценочные высказывания составляют пятую часть (!) всего текста «Илиады». Гомер занял четкую этическую позицию: война - это горе, беда для людей. Так, сам Зевс ругает своего сына Ареса, бога несправедливой войны: «...самый ненавистный ты из богов, живущих на Олимпе!/Дорогие тебе лишь распри, и войны, и кровавые сечи...» В тексте поэмы есть прямые упреки богам относительно их причастности к разжиганию Троянской войны: «...Приам же позвал Елену: / Милая детка моя, здесь проходя, чуть остановись, - /В нашей беде ты не виновата: боги, думаю, в ней виноваты”».
Гомер писал так неспешно, будто вместо одного возраста Зевс подарил ему целых три. Характерной чертой его стиля является подробное описание (т. наз. «гомеровский каталог») событий, предметов, признаков и т.п., причем не обязательно связанных с войной. «Илиаду» и «Одиссею» недаром называют энциклопедией жизни древних греков, в них можно найти самые раВНОобразные сведения о Элладу. Так, в знаменитом описании щита Ахилла воплощены тогдашние сведения по астрономии, судопроизводства, тактики боя, обрядности, различных сельскохозяйственных работ и т.д.
Гомеру присущ также «эпический объективизм» (А. Белецкий), то есть непредвзятое, объективное отношение к событиям и героям произведения. Казалось бы, Гомер должен был бы восхвалять греков («своих») и презирать троянцев («чужих»). Но он относится ко всем одинаково. Типичный пример - оценка Гектора и Ахилла перед их последним поединком, когда ахеєць гнался за троянцем под стенами Илиона: «Сильный впереди мчался, настигав же, как вихрь, много/ превосходишь него...»
Гомер еще и идеализирует Ахилла и Гектора. Несмотря на свою принадлежность к противоположным лагерям, оба они являются идеалами воинов гомеровской суток. им присущи мужество, твердость в бою, готовность скорее умереть, чем опозорить себя, свои род и племя недостойным поступком. Так, Гектор, хорошо зная о неизбежности своей гибели, не захотел прятаться от поединка с Ахиллом. Андромаха умоляла его остаться под защитой крепких стен, не сиротити ее и их сына. И Гектор твердо сказал жене: «...Стыд страшный /Был бы мне от троян и троянок в длинной одінні,/Как бы трусом стал далеко от боя прятаться. И не позволит и дух мой...» Идя на смерть, он думал не о собственном спасении, а о свою честь и славу среди потомков.
И не только героику битвы воспел Гомер. «Одиссею» посвящен возвращению домой царя Итаки. И снова автор проявил невероятную для той ранней эпохи художественное мастерство. Прежде всего это касается гармоничного сочетания в поэме приключенческого (поэтизация путешествий, открытия новых земель), сказочного (волшебные персонажи и преобразования) и бытового (утренняя Полифема возле отары, быт Итаки) элементов. Ведущим пафосом «Одиссеи» является возвеличивание человеческого разума, изобретательности и любознательности. Именно они помогают Одиссею победить гораздо более сильного циклопа Полифема, который, пренебрегая священными законами гостеприимства, начал убивать ахеїв. Одиссей описан раВНОсторонне: он не только мужественный воин, но и мудрый вожак, любящий отец и сын, нежный человек, пытливый путешественник и патриот. Гомер осуждает как беззаконие, несправедливую силу циклопа Полифема, так и самоуверенность и спесь Одиссея, который издевается над ослепленным сыном Посейдона.
Если бы не Гомер, возможно, история человечества пошла бы другими путями. Так, под подушкой великого завоевателя Александра Македонского каждую ночь рядом с кинжалом лежала «Илиада», которую он постоянно возил с собой в богато украшенном ларце. Во время восточного похода Александр приказал найти гробницу Ахилла, которого считал своим предком. Он посетил ее и оплакал собственную судьбу: в отличие от Ахилла, полководец не имел своего Гомера, который увековечил бы его подвиги в памяти человечества... А наши предки верили, что великий троянский герой Гектор похоронен в Киево-Печерской лавре и даже находили доказательства этого в знаменитом «Слове о полку Игореве»... Поэтому можно повторить вслед за эллином Філіпном Фессалоніком:
Вигаснуть зари скорее на своде широкого неба,
Гелий осветит скорее Ночи святой лик,
Волна соленая скорее будет людям напитком сладким,
Мертв по Аиду скорее вернется вновь к жизни,
Чем знаменитое имя меонійця Гомера забудут,
Чем его древние песни канут во мглу забвения.