ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 8 класс

ЧЕЛОВЕК И его МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ

 

ИЗ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МИФОВ

 

Чтобы понять другого человека, нужно знать ее язык. То же самое можно сказать относительно понимания литературы определенной эпохи или нации, каждая из которых тоже имеет свою, не похожую на другие, «язык»: своеобразный стиль, ведущие сюжеты, темы, образы и мотивы. А чтобы понять «язык» античной литературы и искусства, необходимо ориентироваться в еллінській и римской мифологиях. Ведь мифы являются основой и важным источником многих сюжетов, тем, образов и мотивов античной литературы, своеобразным ключом к сокровищнице культурных достижений Древних Греции и Рима, а от них - искусства и литературы всей Европы.

Первоначально мифы пронизывали все сферы человеческого бытия, поскольку служили для познания и объяснения мира: то, чего нельзя было объяснить логикой и опытом, древний человек домислювала в своем богатом воображении, фантазии. Более того, благодаря мифам она могла (реально или мнимо) влиять на мир: заклинаниями отпугивать злые силы или задабривать жертвоприношениями богам. Те далекие мифологические времена ученые называют «временем сновидений» (dream time), а более поздние времена считают уже историческими. В то же время мифология была и является своеобраВНОй школой поэтического мастерства художников. Поэтому мифологическое мировосприятие называют особой стадией в развитии художественного познания человеком действительности.

 

Эллинских мифов гак много, что собрать и изучить их все просто невозможно. Однако уже в архаичные (древние) времена некоторые из них стали чрезвычайно популярными. Какой-то особо почитаемый эллинами герой (скажем, Геракл или Тезей) мог стать главным персонажем не одного, а целого ряда мифов. Как нить держит жемчужинки в ожерелье, так и этот герой объединял, будто связывал мифы в определенную совокупность, которую эллины представляли как своеобразный «венок» или «круг». Украинское слово «коло» (круг) эллинской звучит как «кіклос», мы говорим «цикл» (звука «ц» греки вообще не знали и проиВНОсили «кіклоп», а не «циклоп», или «Кербер», а не «Цербер»), Следовательно, совокупность мифов, объединенных общим местом действия, героем или событием, стала называться мифическим циклом. Самыми известными в еллінській мифологии и литературе является троянский и фиванский циклы, а также цикл мифов об аргонавтах.

Особенно плодотворно повлиял на мировое искусство троянский цикл, связанный с городом Троей, которое еще называли Іліоном (отсюда название поэмыГомера - «Илиада»). Мать-Земля Гея попросила своего внука Зевса отомстить за нее, освободив от непосильного бремени - множества людей, которые размножились на ее груди, через что ей стало трудно дышать. Они постоянно ранили ее тело плугами, кололи заступами и мотыгами в поисках полезных ископаемых, уничтожали ее волосы (леса и кустарники), закупоривали артерии и вены (загачували реки и ручьи). К слову, и сейчас, словно продолжая эту древнюю метафору, смертоносные природные катаклизмы, связанные с земной корой (цунами и извержения вулканов, землетрясения и взрывы метана в шахтах), называют «местью Геи». И Зевс, на просьбу Геи, решил устроить Троянскую войну.

Богиня распрей и раздора Эрида на свадьбе Пелея и Фетиды (будущих родителей Ахилла) поссорила Геру, Афину и Афродиту, подбросив яблоко с надписью «прекраснейшей» («яблоко раздора»). Каждая из трех богинь считала, что оно адресовано именно ей. «Судья», троянский царевич Парис отдал яблоко Афродите, потому что в награду за это она пообещала ему самую красивую из смертных женщин. Ею была Елена, жена спартанского царя Менелая. Он похитил красавицу и увез ее в Трою. Так нарушил священный закон гостеприимства и нанес смертельную обиду Менелаю заморский варвар Парис (чужеземцев эллины называли варварами из-за необычности их говор: «Вар-вар-вар!..»; отсюда женское имя Варвара, его латинизированный вариант - Барбара, а иностранные слова, не полностью усвоенные на каком-то языке, называют «варваризмами»). Итак, Гера и Афина разгневались на Париса за несправедливый суд, Менелай - за похищенную жену, а эллины - за нарушение законов гостеприимства.

 

Ш.-К. Бервик. Воспитание Ахиллеса. 1794 г.

Ненависть Менелая к Парису и его обида на Елену усиливались тем, что она сама выбрала мужа среди многочисленных женихов. Ее «юридический» отец, спартанский царь Тіндарей (фактически же ее отцом был Зевс), захотел женить дочку. Но та была настолько красивой, что, если бы он сам выбрал ей пару, другие женихи (а к ней сватались почти все ахейских царей) могли бы обидеться и пойти войной на избранника. Поэтому Тіндарей устроил своеобраВНОе соревнование женихов с такими условиями: а) Елена выберет мужа сама; б) «невыбранные» не будут мстить ему и Тіндареєві; в) наоборот, когда кто-нибудь обидит Елену или ее мужа, то на него все «невыбранные» пойдут войной. Тогда Елена выбрала Менелая сама, а потом сбежала от него к Трои. Не сватался к Елене через свою юность только Ахилл. По другой версии мифа, это посоветовал его воспитатель, мудрый кентавр-провидец Хирон (он воспитывал также Геракла, Тезея, Язона и др.). Однако, если Ахилл не обещал помощи Менелаю, нечего какие причины побудили его воевать под Троей? Ответ таков: он знал, что проживет недолго, поэтому спешил получить славу, а великая Троянская война - лучшее для этого место.

Почему же во время Троянской войны Ахилл и его мать Фетида пользовались благосклонностью самого Зевса? Как говорилось, «яблоко раздора» появилось на свадьбе родителей Ахилла - Пелея и Фетиды (это было последнее свадьба смертного и богини - эпоха героев протекала и завершилась под Іліоном гибелью «последнего героя» - Ахилла). Невеста очень не хотела этого брака. Настоящего же инициатора свадьбы, который изуродовал ей судьбу, отдав за нелюбимого, мало кто знал. А был им сам Зевс...

Общеизвестно, что Громовержец наказал Прометея за то, что тот похитил на Олимпе огонь для людей. Именно этот вариант мифа часто использовался позже. Менее известна вторая (возможно, основная) причина гнева Зевса. Дело в том, что Прометей знал то, чего не знал сам Зевс. Как-то титан подслушал разговор трех богинь судьбы Мойр о будущей судьбе Зевса. А тот, узнав об этом, начал грубо требовать, чтобы Прометей открыл эту тайну и ему. Однако гордый титан наотрез отказался выполнить его приказ. Тогда Зевс приказал приковать Прометея к скале на Кавказе, ибо для эллинов это был «конец света», конец обжитой ими территории - ойкумены.

Орел клевал Прометею печень, а Зевс ждал, что тот не выдержит пыток и откроет тайну. Однако титан «терзался, мучился, но не каялся». Отрывок этого мифа является в трагедии Эсхила «Прометей прикованный», где хор интригует зрителей (которые хорошо знали этот миф), провоцируя титана раскрыть тайну: «Разве Кронид (сын Кроноса, то есть Зевс. - Ю. К., Л. К.) не всегда будет царствовать?.. Большое, видно, криєш тайну ты». Но мужественный титан эту тайну не обмолвился и словом: «Об этом вам не узнать - не выпытывайте». Тогда Зевс поменял тактику: выполняя отцовскую волю, Геракл убил орла и освободил Прометея, а тот в знак благодарности наконец открыл свою большую тайну. (По другому варианту мифа Прометея был освобожден в обмен на бессмертие, которое добровольно отдал кентавр Хирон, случайно ранен отравленной стрелой Геракла,смоченной в крови лернейской гидры).

Какая же тайна была стражей тысячелетних пыток? От Зевса Фетида могла родить мальчика, сильнее отца, который мог бы занять трон на Олимпе. Так в свое время поступил Ты отец Крбнос со своим отцом Ураном, так сделал впоследствии и сам Зевс по Кроноса после победы олимпийцев в титаномахії. Поэтому Зевс решил немедленно выдать Фетиду со смертным, чтобы она родила смертного, который не будет опасным для царя богов. Несмотря на нежелание Фетиды, ее мужем стал Пелей, и она родила Ахиллеса. И Зевсу и этого было мало - он хотел не просто смерти, а скорейшей смерти Ахилла, и Троя для этого была лучшим местом. Поэтому Фетида в «Илиаде» и называет Ахилла «коротковічним сыном», который от рождения был обречен на гибель: без него не пала б Троя, но и сам он должен был погибнуть под ее стенами - Зевсу бы стало спокойнее олимпийский трон...

Вопреки воле Зевса, Фетида хотела сделать своего сына бессмертным (неуязвимым для оружия), скупавши младенец в Стиксе. Однако не смогла, потому осталась не омыта волшебными водами знаменитая ахиллесова пята, за которую она держала младенца, чтобы не уронить его в реку (еще и ныне сухожилия возле пятки называется «ахілессом»). Именно туда впоследствии и попал стрелой Парис с помощью Аполлона), убив последнего героя. Причем попал подло, когда невооруженный Ахилл пришел в храм Аполлона в брак с сестрой Париса Поліксеною (по другому варианту мифа - во время штурма Трои).

Фетида еще раз попыталась спасти сына, спрятав его на острове Скирос в царя Ликомеда, где герой жил среди его дочерей и ходил в женской одежде. Там он взял тайный брак с дочерью Ликомеда Деїдамією. У них родился сын Пирр, впоследствии названный Неоптолемом (который потом свирепствовал в Трое, убив сына Гектора и пленив вдову Гектора Андромаху). Провидец Калхант сказал, что без Ахилла поход на Трою будет неудачным. Поэтому ахеи отправили на Скирос посольство во главе с «пространным» Одиссеем. Там переодетого Ахилла узнали. Увидев во дворце Ликомеда группа девушек, ахейских «купцы разложили всевозможные женские украшения. Все девушки заинтересовались и лишь одна была равнодушной. Тогда Одиссей положил к товарам роскошно украшенный меч. На этот раз девушки заскучали, а та, которая стояла в стороне, бросилась к нему. «Девушку» (конечно, это и был Ахиллес) схватил за руку царь Итаки. По другому варианту мифа, Одиссей неожиданно просурмив боевой сигнал. Все настоящие Лікомедові дочери бросились наутек, только одна из них (Ахилл) схватилась за меч. Одиссей рассказал Ахиллесу, какая война намечается под Троей, и тот согласился принять в ней участие.

 

Макет «троянского коня». Турция, вилает Чанаккале. Современное фото

Итак, теперь все ахеи были в сборе, однако их парусники стояли, потому что не было ветра. Тогда Калхант сказал, что боги пошлют ветер только после жертвоприношения дочери Агамемнона Ифигении. Ее хитростью заманили в Авлид (городок у бухты, где стоял ахейский флот), пообещав женить с Ахиллом. Девушка ехала на свою свадьбу, а приехала на казнь. Ахилл об этом не знал, а узнав, готов был с оружием в руках защищать Ифигению. По другому варианту мифа, он все знал, но хотел войны, поэтому согласился на это жертвоприношение. В последний момент вместо девушки Артемида приняла в жертву лань, а Ифигению унесла в свой храм до Тавриды. Подул попутный ветер, и ахеи поплыли к Іліону. Стены города были крепкими, потому что их строили Посейдон и Аполлон. Кроме того, троянцы имели союзников. Война затянулась на десять лет, много троянских городов ахеи завоевали и ограбили, но Илиона взять так и не смогли. Кульминацией последнего года войны стал поединок Ахилла и Гектора, где троянец погиб, впрочем и ахеєць пережил его ненадолго. В знак траура по Ахиллом ахеи постригли волосы, а Фетида оплакивала сына с нереидами. Кости героя положили в золотую урну и под пение муз похоронили, а воины насыпали курган. По одному из мифов, Ахилл после смерти стал богом и жил на острове Левкой (Федоніс), что ныне называется Змеиным (Украина, Одесская обл.), где был его храм. Возле Змеиного есть месторождение нефти, что хорошо «согласуется» с легендой о том, что знаменитый щит Ахилла, выкованный Гефестом, притягивает к себе богатства. Рассказывают, что этот щит на Змеином есть и по сей день, ибо жрецы храма Ахилла хорошо спрятали его от пиратов, чей влечение к обогащению не мог остудить даже «гнев Ахилла».

После смерти Ахилла Аякс и Одиссей поссорились из-за его оружие. Ее отдали Одиссею, Аякс же от ярости сошел с ума и напал на стадо баранов (как впоследствии герой романа Сервантеса Дон Кихот), подумав, что то войско царя Итаки. Опомнившись и осознав свой позор, Аякс наложил на себя руки. Парис погиб, а Елену выдали замуж за его брата Деифоба. Однако она хотела вернуться к своим, поэтому обрадовалась, увидев однажды ночью Диомеда и Одиссея, которые пробирались к храму Афины. Они проскользнули в город, чтобы похитить статую богини, ибо пока она была в Трое, города никто завоевать не мог. Елена провела героев тайным ходом. Когда же на утро стало известно, что святыню похищены, троянцы не сомневались: пришло время поражения. За несколько дней греки сняли осаду и их корабли вышли в море. Троянцы выбежали на бывшее поле боя, но ни ахейця там не было. И еще одно чудо: за курганом Ахилла стоял огромный деревянный конь. Распространился слух, что это жертва богам и надо забрать трофей до города. Все радостно согласились, но жрец Лаокоон, который был там с двумя сыновьями, уговаривал сжечь коня, потому что это мог быть подвох. Выражение Лаокоона, употреблен Вергилием в «Энеиде» (кн. II, 49), стал крылатым: «Тітео Danaos et dona ferentes» («боюсь Данайцев и с дарами прибывших»). Однако жреца взяли на смех: «Какой подвох, когда все греки уехали?» Вдруг из моря выползли две огромные змеи, набросились на жреца и на глазах у занімілого толпы задушили его вместе с сыновьями и съели (этот сюжет воспроизведен в уже упомянутой скульптурной группе «Лаокоон и его сыновья»). Решив, что это боги наказали жреца за кощунство, троянцы потащили коня в город. По пророчеству, пока Посейдонів мур будет целым, никто не проникнет к Трои. Ясновидящая Кассандра умоляла не завозить коня, к тому же он не проходил в ворота. Однако мур разобрали, и лошадь все-таки оказался в городе, что и привело к разрушению Трои. Так троянцы сами подготовили собственную погибель.

Лаокоон не ошибался, это был подвох: в пустом брюхе лошади сидели двенадцать самых отважных ахеїв вместе с Одиссеем, который и придумал эту хитрость. Ночью пьяные троянцы заснули, ведь пир по поводу «выигранной войны» был громким. Как только стемнело, ахеи вернулись к берегу и спрятались за ближайшим островком. Выбравшись с коня и перебив сонных стражей, воины Одиссея открыли ворота Трои. Ахеи ворвались в город и началась резня. Погибал каждый: и старый Приам, и его малолетний внук Астианакс, сын Гектора. Женщин убивали или забирали в рабство, оскверняли жертвенники, все уничтожали и жгли. А Менелай не убил, а простил Елену. Так греки сделали из Трои «скирду гноя» (И. Котляревский). Чудом спаслись Эней, его отец Анхіз, сын Юл (Асканий) и группа троянцев, которые, по воле Зевса, впоследствии основали могущественный Рим (Новую Трою), что отомстил грекам и сделал из Эллады римскую провинцию - Ахайю. О том, как ахеи из-под стен Трои возвращались домой, существует множество переводов. Самой известной является рассказ о странствиях велемудрого Одиссея до родной Итаки и верной жены Пенелопы, гениально воплощенная в поэме Гомера «Одиссея».

В фиванскому циклу мифов говорится о судьбе царя Эдипа и его потомков. Финикийский царевич Кадм, разыскивая свою сестру Европу (отсюда название нашего материка), оказался на плодородной греческой земли Беотии, где основал город Фивы. Сначала возвели акрополь («верхний город», как в Киеве княжий град, в отличие от Подола, нижнего города), назван от его имени - Кадмея, а со временем вокруг акрополя выросло большой город, обнесенный высокой стеной с семью воротами.

Впоследствии в Фивах начал править Кадмів правнук Лай, который взял себе жену Іокасту. Однако у них не было детей, а следовательно, наследников трона. Лай отправился в священные Дельфы, где в знаменитом святилище Аполлона жрица Пифия рассказывала людям его пророчества. Спросив, будет ли он иметь сына, Лай услышал страшную ответ: «Ты будешь иметь сына, и не радуйся раньше времени: он тебя убьет, и весь твой род погибнет. Так повелел Зевс, чтобы сбылось проклятие Пелопса».

В юности Лай совершил преступление: погостив в царя Пелопса, он похитил его малолетнего сына. В отчаянии Пелопс проклял Лая, пожелав ему погибнуть от руки собственного сына. Лай давно уже забыл об этом, но теперь все вспомнил и ужаснулся. Поэтому когда Иокаста родила ребенка, Лай связал малом ноги и пробил их железными шипами, а тогда велел рабу, который пас их стада на горе Киферон, отнести туда младенца и бросить в обрыв - пусть там умрет с голоду или станет пищей диким зверям. А если парень и выживет, то его можно будет опознать. Раб пожалел парня и отдал его пастуху коринфского царя Полиба. Полиб с женой Меропою были бездетными, поэтому очень обрадовались малышу. Они вылечили его опухшие ножки и назвали Эдипом (опухлоногим). Парень вырос в Коринфе, считая Полиба родным отцом, а Меропу - матерью.

Став юношей, Эдип не знал, что случилось с ним в детстве. И как-то один молодой человек назвал его безотцовщиной, найдой. Парень начал расспрашивать Полиба, действительно ли он найденыш. Тот уверял, что все это выдумки, но так растерялся, что Эдип усомнился. Он пошел в Дельфы, чтобы узнать правду. Однако Аполлон четкого ответа ему не дал, а через Піфію предсказал, что он убьет родного отца и женится со своей матерью.

Эдип и сфинкс. Античный роспись

В ужасе, Эдип отправился подальше от Полиба и Меропы, чтобы как-то случайно, не желая того, не убить их. Он вышел на путь, что вел к Фивам. Вдруг ему навстречу выехали коне с богатой колесницей, в которой сидел старикан в драгоценном наряде, а перед ним - окличник-извозчик, который правил лошадьми. Не успел Эдип отступить в сторону, как окличник оперіщив его кнутом. Разозлившись, молодой человек схватил камень и бросил, но попал не в извозчика, а в старого, который мертвым упал с колесницы. Так исполнилось веление Рока: Эдип убил своего отца, потому что тот старый был Лай. А Эдип успокаивал свою совесть: не он первый напал, его заставили защищаться!

Наконец он дошел до Фив, где люди узнали, что какой-то чужак только что убил их царя. Лай именно ехал в Дельфы, чтобы узнать, как фиванцам избавиться от Сфинкса до сих пор не виденного чудовища, порожденного огнедышащим Тифоном (тем самым, который вздыхал под гнетом вулкана Этна) и кровожерною Ехидной. Сфинкс имел женскую голову и грудь, туловище здоровенного льва и драконячий хвост. Он караулил возле Фив и всех, кто шел в город или оттуда, заставлял отгадывать загадку. Однако никто не мог этого сделать, и он рвал людей на куски и пожирал. Много фиванцев уже погибло, а Сфинкс грозился съесть всех.

Креонт, брат овдовевшей Иокасты, к которому временно перешла власть, пообещал руку царицы тому, кто избавит Фивы от Сфинкса. И когда в когтях чудовища погиб сын самого Креонта, больше никто не рисковал тягаться с чудовищем. И тогда Эдип пришел к скале и крикнул в него: «Говори свою загадку, я хочу ее разгадать!» Сфинкс злобно захохотал и сказал: «Кто ходит утром на четырех, днем - на двух, а вечером - на трех?» Эдип спокойно сказал: «Человек. На рассвете своей жизни он ползает на четырех, то есть на ногах и руках, в полдень возраста ходит на двух ногах, а в конце жизни ей нужен еще и посох».

Услышав правильный ответ, Сфинкс бросился с горы и разбился. Благодарны фиванцы избрали Эдипа царем, Креонт отдал за него Іокасту, которая была его родной матерью. Так исполнилось веление Судьбы: он убил отца и женился на матери. Подтвердилось и проклятие Пелопса: Лай погиб от руки собственного сына.

Иокаста родила сыновей Полиника и Этеокла и дочерей Антигону и Исмену. Доброго и справедливого Эдипа уважали фиванцы, которые начали забывать об убийстве Лая. Да и сам он почти забыл об ужасном дельфійське пророчество, чем вновь вызвал гнев богов. Начались страшная мор и засуха, погибало много людей. Никакие молитвы и жертвоприношения не помогали, и Эдип послал Креонта в Дельфы узнать, как можно помочь беде. После возвращения тот перевел предсказания дельфийского оракула: «Фиванцам надо найти убийцу Лая, который живет среди них, и навсегда изгнать из города». Народ зашумел: «Кто же убийца?» Эдип пообещал богатую награду тому, кто выдаст убийцу Лая, но все молчали. Тогда царю посоветовали обратиться к прорицателю Тиресию. Когда тот пришел, Эдип повторил вопрос, но прорицатель не отвечал. Разгневанный Эдип обвинил Тиресия в покрывательстве убийцы. Прорицатель рассердился и поразил царя страшной вестью: это он, Эдип убил своего отца Лая. Гнев, сомнения и отчаяние охватили царя. И вдруг его осенило: есть же свидетель, извозчик, который видел убийцу Лая. «Где тот извозчик?» - бросился Эдип к Иокасты. Она сказала, что с того времени, как избрали Эдипа царем Фив, извозчик стал пастухом на дальних горных пастбищах. Его нашли, и он подтвердил, что камень в Лая Эдип бросил. «О горе!» - простонал царь. Тут прибежала служанка и сообщила, что от стыда и позора Иокаста повесилась. Эдип бросился к ней и перерезал удавку, но было поздно. Тогда он сорвал с ее платья застежку и выколол себе глаза: «Эти глаза, что не узнали родной матери, не могут смотреть на белый свет. Вы видели, глаза, какие преступления я совершил, и не ослепли сами! О Зевс, наказывай меня, беспощадно карай».

Когда Креонт велел Эдипу покинуть Фивы, тот гордо ответил, что не молить оставить его в городе, а пойдет сам. Переодевшись в нищенское рубище, Эдип навсегда покинул родной город. И только дочь Антигона стала его поводырем. Долго они путешествовали, пока дошли до городка Колонн, неподалеку от Афин. Узнав о пришельцах, к ним пришел афинский царь Тезей, сын Эгея, чьим именем названо море. И Эдип уже умирал. Вдруг небо разорвали молнии, загрохотал гром. «То Зевс предвещает мне последние минуты! - сказал Эдип. - О славный Тезею! Ты, наверное, слышал о мои страшные преступления, и знай: я не виноват. Зрячий, я шел в темноте и платил злом за зло. Теперь, слепой, я вижу: так жить нельзя, но уже поздно, я умираю. Возвели похоронить меня в роще около Афин. Моя могила всегда будет защищать твое белокаменное город и твой умный народ».

Антигона вернулась в Фивы, где именно начали бороться за власть, Этеокл и Полиник. Чем закончился этот цикл вы узнаете, прочитав перевод перед прологом к трагедии Софокла «Антигона» (с. 82).

Известным в Элладе был и цикл мифов об аргонавтах. Езон, царь фессалийского города Иолка, имел коварного брата Пелия, который сверг его с престола. Именно тогда в Езона родился сын Язон. Чтобы передать царскую власть своим потомкам, Пелий решил убить младенца. Об этом узнал старый слуга и предостерег Езона. Ночью мать отнесла младенца в кентавра Хирона, под надзором которого Язон рос до двадцати одного года, ничего не зная о своем происхождении. Стал ши взрослым, он поблагодарил Хіронові и пошел искать приключений и славы. Оказавшись у реки, юноша встретил старенькую бабушку, которая попросила его перенести ее на другой берег. Язон охотно помог, не зная, что то была сама Гера, которая испытывала доброте юноши.

С тех пор жена Зевса стала его опекуншей. В речном иле Язон потерял сандалию и напівузутим зашел в Иолк. Там его увидел Пелий, который только что получил страшное предупреждение дельфийского оракула: «Бойся того, кто будет одновременно земляком и чужаком, босым и обутым». Поэтому перепуганный Пелий заметил Язона и велел слугам пригласить его во дворец. Там Язон назвал свое имя. Тогда царь спросил: «Что бы ты сделал, Язоне, если бы был царем и знал, что должен погибнуть от руки одного из твоих гостей?» - «Послал бы того гостя на поиски золотого руна». - Так знай же, что это именно ты и есть. Так иди и принеси мне золотое руно». Язон онемел, а к нему подошел слуга, который когда-предупредил Езона о страшном намерении Пелия, и рассказал историю его рода и провел к отцу. Увидев взрослого сына, Езон заплакал. Глубоко потрясен отцовской старостью и бедностью, Язон побежал к дворцу, в глаза сказал Пелію о его недостойном поведении и потребовал, чтобы тот вернул богатство и власть. Царь хитро ответил, что отдаст власть, когда Язон привезет золотое руно. От Хирона Язон знал историю руна.

Царь беотійського города Орхомени Атамась и его жена Нефела имели двух детей: сына Фрикса и дочь Геллу. Овдовев, Атамас женился на Ино, дочерью фіван - ского царя Кадма (родственницей Лая, Эдипа и Антигоны). Злая мачеха подговорила женщин с Орхомени ошпарить посевное зерно кипятком и тем вызвать в стране неурожай. Когда хлеба не взошли, Атамас отправил гонцов к оракулу спросить, как отвратить божий гнев. Ино подкупила гонцов, которые принесли царю ответ, что она сама подготовила: боги требуют, чтобы им принесли в жертву царских детей. Однако и Нефела наблюдала детей. Мамина душа появилась Фріксові во сне и велела бежать вместе с сестрой. Ночью за городом на них будет ждать волшебный золотой барашек, который унесет их, куда они захотят. Дети сели ему на спину и держались за золотое руно, а он пролетал над горами, островами и морем, словно ласточка. В проливе, который отделяет Азию от Европы, поднялась буря. Испугавшись, имела Гелла упала в море, которое с тех пор называется Геллеспонтом (греч. море Геллы), а ее брат оказался в Колхиде, где страдал прикован Прометей. Фрикс ухаживал барашка, пока тот состарился и попросил, чтобы его принесли в жертву Зевсу. А золотое руно царь Колхиды Еет повесил на дубе в священной роще Ареса.

 

Е. де Роберти. Аргонавты. XV ст.

Язон разослал гонцов по всей Элладе, созывая желающих в заморский поход. На зов появились Геракл, Тезей (который победил Минотавра и с помощью нити Ариадны вышел из лабиринта), Пелей (отец Ахилла), вдохновенный певец Орфей (он завораживал игрой на лире даже диких зверей и решился пойти к Аиду по Эвридику), сын Аполлона, бог врачей Асклепий (его еще называли Эскулапом, а медиков и до сих пор иронично называют «эскулапами») и другие смельчаки. Построили корабль «Арго» (греч. быстрый), а членов его экипажа стали называть аргонавтами. Выбрав вожаком Язона, они отправились в дальнее опасное странствие. У входа в Черное море, где теперь открывается пролив Босфор, проход закрывали две скалы Симплегады. Они то плотно сходились, то расходились, на мгновение открывая проход. Между Сімплегадами не мог пройти ни один корабль. Аргонавты остановились прямо возле них и выпустили голубя. Птица пролетело молниеносно, и скалы, соединившись, только вырвали у него из хвоста несколько перышек. Воспользовавшись мигом, когда скалы разошлись, аргонавты налегли на весла, и «Арго» пролетел так быстро, что они успели сокрушить лишь кусок дерева на его корме. Симплегады застыли и с тех пор больше не шелохнулись.

Аргонавты прибыли в Колхиду. Когда герои объяснили цель своего приезда, царь Еет коварно пообещал, что отдаст золотое руно Язонові только после того, как тот запряже пару бронзовых огнедышащих быков, распахивать Ареса поле, посеет драконовы зубы и победит воинов, которые родятся из этого посева, да еще и преодолеет неусыпного дракона, который стережет золотое руно.

К большому удивлению присутствующих, Язон совершил все эти подвиги, завладел золотым руном и получил вечную славу. И никто не знал, что ему помогла дочь Еета волшебница Медея, которая влюбилась в него и бежала с ним на «Арго». Когда же Еет послал флот вдогонку «Арго», она убила своего маленького брата, которого похитила из дома, порезала его тело на куски и разбросала по морю. Увидев на волнах тело сына, Еет остановил корабли, чтобы забрать его. Тем временем «Арго» стал недосягаемым для преследователей. Ужас охватил аргонавтов: карая за преступление, Зевс отвернулся от них, начались дни лишений и скитаний. Наконец аргонавты вернулись в Иолк. Но Езон уже был при смерти. Тогда Медея омолодила его и устроила так, чтобы дочери Пелия, захотев омолодить и своего отца, собственноручно его убили. Предчувствуя неизбежную месть жителей Иолка, Язон с Медеею и детьми бежали из города.

 

Медея. Ваза. V в. до н. э.

 

Вскоре они оказались в Креона, царя Коринфа, в дочь которого, Креусу, Язон влюбился. Медея была потрясена изменой мужа, ради которого столько сделал. Однако она сдержала гнев и даже подарила невесте удивление хорошую брачную платье. Когда Креуса надела подарок Медеи, платье облегло ее и ада, как огонь. Золотой венец на висках тлел, и пламя поползло по ее бледных щеках. Огонь пытались погасить, но вода превращалась в пар и окутывала царевну молочным облаком. Наряды, пропитанные в ядовитых соках раВНОго зелья, впилось в тело, и бедная девушка горела заживо. Услышав предсмертные вопли Креуси, Медея убила своих детей и на колеснице, запряженной крылатыми драконами, убежала в Афины. Тела ее сыновей коринфяни похоронили в храме Геры. На их могиле ежегодно происходило богослужение.

Мифы - неиссякаемый источник литературы. Недаром аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес сказал: «Литература начинается мифом и заканчивается мифом».

1. Что вы знаете о мифы и мифологическое мировоззрение? 2. Какие крылатые выражения, «рожденные» эллинской мифологией, вы знаете?

3. Назовите основные циклы древнегреческих мифов. Пересекаются ли они между собой? 4. Как Эдип оказался в Полиба и Меропы? Удалось Лаю предотвратить осуществлению предсказания дельфийского оракула? Почему?

5. Виновен Эдип в преступлениях, в которых его обвинил Тиресий? Почему?

6. Кого еще из великих героев, кроме Язона, воспитывал кентавр Хирон? 7. Какие испытания выпали на долю Язона? Все он прошел с честью? Обоснуйте свою точку зрения. 8. С какими циклами мифов связан цикл об аргонавтах? Ответ аргументируйте. 9. Назовите три условия, без выполнения которых греки не смогли бы одолеть Трои? Кто им помогал в этом? 10. По одному из мифов, боги начали Троянскую войну, чтобы под стенами Трои уничтожить всех героев и закончить их сутки. Как вы думаете, что побудило олимпийцев так сделать, чем им помешали герои? Ответ аргументируйте. 11. Где на территории нашего государства мы можем натолкнуться на эхо эллинской мифологии? Приведите конкретные примеры.

12. Древнегреческая мифология стала неисчерпаемым источником вдохновения для художников разных времен и народов. Попробуйте создать свое художественное произведение, используя сюжеты эллинской мифологии.