ВСТУПЛЕНИЕ
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ЭПОХА РЕАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Победа реализма над романтизмом обусловлена торжеством науки над фантазией.
О. де Бальзак
Литературный процесс
Как вы уже знаете, в каждой художественной эпохе, кроме основного, доминирующего, направления или стиля, существуют также другие, сопутствующие: те, что гаснут, и те, что зарождаются. Именно такая ситуация «эстетического двоевластие» сложилась в мировой культуре в 30-х годах ХІХ ст., когда на эстетическом олимпе воцарились два направления - романтизм и реализм. К тому же это и хронологическая граница, которой отмечен постепенный переход пальмы первенства от романтизма к реализму.
За периодом бурных потрясений начала XIX в. наступила пора стабильности. Новые хозяева жизни - буржуа - привыкали к парламентским креслам, овладевали более-менее изысканные манеры, потому что к этому их обязывали государственная власть и высокие должности, которые они получили во многих странах Европы. Конечно, эта стабильность была относительной, потому что, как известно, свободолюбивые соревнования народов всего мира не утихали, впереди была «весна народов» 1848 г., Парижская коммуна 1871 г., различные военные кампании. Вообще жизнь напоминает море, где абсолютного штиля почти никогда не бывает, поскольку вода находится в постоянном движении. Поэтому сильнейшие штормы хотя бы временно, но таки затихают. Итак, в Европе в 1830-1840 гг. сложилась новая политическая и мировоззренческая ситуация. А изменение этой ситуации, пусть и не сразу и не прямо, обуславливала изменение художественной ситуации.
Менялись общественные интересы и предпочтения, художественная мода. До середины XIX в. чрезмерная экзотика и «мировая скорбь» романтиков, их стремление погрузить читателя в мир безграничного воображения и фантазии стали в определенной степени надоедать интеллигентной публике. Тем временем вокруг бурлила реальная жизнь со своими острыми проблемами и конфликтами, со своим «духом эпохи». А в нем, по меткому выражению Е. Золя, «есть все: прекрасное и отвратительное, низкое и высокое, цветы, грязь, рыдания, смех - одним словом, весь поток жизни, который куда-то неустанно несет человечество». Несомненно, романтики признавали противоречивость жизни, его резкие контрасты, антитезы «прекрасного и отвратительного, низкого и высокого, цветов и грязи» их не пугали. В то же время они решительно отрицали все обыденное, «неромантического». Однако жизнь человека и человечества - это в основном будни. И писатели почувствовали, что изображения и исследования обыденности может быть не менее интересной темой литературного произведения, чем фантазирование романтиков.
Из «досье» реализма
В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложное и противоречивое. Его границы изменчивы и неопределенны; стилистически он многолик и поліваріативний. Термин «реализм» впервые употребил Же. Шан - флери для определения искусства, противостоящего романтизму и символизму. Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819-1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма».
Г. Курбе. Автопортрет
Господство позитивизма в философии, новые научные открытия и научно-техническая революция тоже делали свое дело. Следовательно, интерес к реальной жизни («реальное сильнее мнимое»), в его острых реальных проблем, а также стремление решить самые болезненные из них до середины XIX в. стали преобладать в художественном процессе. И самым заметным ответом на эти вызовы времени стало искусство реализма.
Как вы уже знаете, романтики утверждали свою эстетическую программу в постоянных спорах с класицистами, и ту «художественную войну они выиграли. Однако в разгар своей борьбы как-то не заметили, что рядом росло их союзник в этой ВОЙНЕ, но и будущий наследник, и новый обладатель эпохи - реализм. «Пока классицизм и романтизм воевали друг с другом, рядом вырастало нечто значительно сильнее и могущественнее; оно прошло между ними, а они не узнали повелителя по властным видом его; это “нечто” оперлося одним локтем на класицистів, а вторым - на романтиков и стало выше их, - как “повелитель”, оно признало и первых, и вторых, а потом отреклось от их обоих... Мечтательный романтизм начал ненавидеть новое направление за его реализм» (А. Герцен). Что же известно о нового обладателя художественного трона XIX в.?
Ad Fontes
Одним из научно-технического прогресса XIX в. стал «Хрустальный дворец» (архитектор Дж. Пакстон), построенный в Лондоне (1851) для Первой всемирной промышленной выставки. Показательно, что «антизахідницькі» взгляды Ф. Достоевского видим именно в его скрытой иронии в отношении этого величественного сооружения - 72 м2. В романе «Преступление и наказание» хрустальным дворцом названо «большой дом, весь занят съедобно-выпи - вально заведениями», возле которого толпятся постоянные посетители злачных мест.