ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС

I семестр

 

ГЕРОИЧЕСКИЕ ПЕСНИ и БАЛЛАДЫ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

УРОК 6

Тема. Сербская народная баллада «Смерть матери Юговичів»*. Фольклорная основа и драматизм сюжета и признаки фольклорного характера произведения

 

Цель: ознакомление с содержанием средневековой сербской баллады; работа над выразительным чтением баллады; совершенствование навыков текстологического анализа баллады, раскрытия жанровых особенностей; употребление повторений, символики чисел, монологов-обращений; воспитание культуры свяВНОй речи и выразительного чтения.

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Беседа по домашнему заданию

• Дать определение баллады как жанра (конкурс на лучшее определение).

• Какие мы знаем виды баллад?

• Как вы считаете, какие баллады возникают во время героической борьбы народа и почему литература откликается на события именно таким жанром?

2. Сообщения учащихся об исторических событиях на Косовім поле в 1389 г. (битва болгар и сербов с турками, завершилась победой турок)

- Существует даже так называемый Косовский цикл баллад. Сегодня мы ознакомимся с одной из них - сербской народной балладой «Смерть матери Юговичів».

 

II. Формирование новых знаний, умений и навыков

1. Чтение текста баллады вчителем. совместное с учениками комментирование текста

• С чего начинается баллада?

(Песенный запев, зачин.

Имя героев Юговенки - это украинский восточнославянский вариант образования фамилии от имени отца (в украинском переводе 1876г. Михаила Старицкого).

Для южных славян, в частности - сербов, характернее фамилия - Юговичі)

• Как вы считаете, зная уже, чем кончилась битва на Косовім поле, будет оптимистичным содержание баллады?

 

2. Чтение отрывка от фразы «Молит Бога Юговенків мать...» до «И возвратилась к бил-двора с ними...»

Можно ли, прочитав этот отрывок, сказать, что перед нами произведение, которое относится к фольклорному жанру? Докажите свое мнение.

(Повторение слов и словосочетаний, наличие постоянных эпитетов, символика числа 3: кони - соколы - львы; 3 х 3 = 9.)

• Зачем во время рассказа о гибели даются такие замечательные выразительные описания? (Смерть за Родину торжественная, трагедийность содержания приобретает высокого звучания.)

• Почему мать оказалась на Косовім поле? Почему именно мать «не обронила и одной слезини»?

 

3. Чтение отрывка от фразы «А невестки взріли мать с далее» к «не обронила и одной слезини»

• Как встречают невестки и дети погибших?

(«Заридало девьять сирот ревностно»,

«Закувало удівонек девьять».

Внимание учащихся обращается на повторение: «заридало... ревностно», на глагол «закувало»: образ женщины, которая скорбит по мужу, издавна связан с образом кукушки.)

• Почему мать не проронила и одной слезини»?

 

4. Чтение отрывка от фразы «В ночи-же, как по северу стало...» до «не обронила и одной слезини»

• Как изменяется рассказ в балладе? Почему включили в рассказ диалог? (Действие становится напряженной, приобретает драматизма.)

Внимание учащихся сосредотачивается на обращении в диалоге: «Демьянова женщина», «Демьянова иметь». Уточняется, почему в обращении подаются не собственные имена женщин, а упоминается об их родственные отношения. Выясняется, о чем свидетельствует повтор и єдинопочаток строк.)

• Что является центром этого фрагмента:

«Конь... скучает... из жалости ржот, что не привез домой»?

• Сравните три прочитанные рефрены баллады. Чем третий рефрен отличается от первого и второго? Почему приняты именно уменьшительно-ласковое «сердечко»?

• Почему во время первой встречи с мертвыми родными, при первом всплеска тоски вдов и сирот было легче сдержаться, чем тогда, когда из жалости заржал конь?

 

5. Чтение фрагмента (от фразы «А в ранце начало светать» до конца

• В чем проявляется высокий драматизм отрывке?

• Сколько диалогов в этом фрагменте?

(Диалог матери и невестки.

Мать обращается до руки погибшего сына. Внимание учащихся сосредотачивается на уменьшительно-ласковых словах: «рученька», «ручка» (хотя речь идет об руку взрослого мужчины, воина), а также на сравнении «яблунятко». Яблоки (плоды на дереве) олицетворяют сыновей - детей матери.)

• Кто из членов семьи пережил величайшую трагедию и почему? (Величайшую трагедию пережила мать, потому что у нее «разбилось сердце из жалости по сынах, по девьятех Югенках», да еще и «по десятом Юг-Богдане сивім».

У невесток-вдов остались дети - мать потеряла все. Она готова была к гибели воинов, но не смогла выдержать, что погибшего сына разорвано на кусочки... )

• Как вы считаете, почему этой балладе суждено пережить века? Можно ли считать это произведение лишь памятником мировой культуры?

 

III. Работа над выразительным чтением баллады. Конкурс с выразительного чтения баллад или отрывков из баллад наизусть

 

IV. Подведение итогов урока

Учитель. К каким выводам мы пришли сегодня на уроке?..

Даже если бы мы не обсуждали особенностей баллады, не подчеркивали значимость этого жанра в истории литературы примерами из текста, все равно после прочтения героических баллад становится понятным, что целью любого литературного произведения является стремление повлиять на сердце и разум, формировать личность читателя.

Кстати, этот текст сербского баллады, с которым мы работали, перевел на украинский язык известный поэт М. Старицкий, а на обложке книги сделал такую надпись: «Чистая выручка в пользу братьев-славьян».

 

V. Домашнее задание

Составить ответ-таблицу о разнице между фольклорным и литературным произведением. Выполнить письменно.

 

Критерии

Фольклорное произведение

Літературний произведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное задание 2 ученикам: подготовить сообщение о Франсуа Вийона.

 

Приложение

 

СМЕРТЬ МАТЕРИ ЮГОВЕНКІВ

Сербская народная баллада**

Из сб.: Сербские народные думы и песни (К.: Тискария В. Давыденко, 1876.- С. 163-166)

 

Боже, что-же то чуда и чуда!

Ой собралось на Косовім войска,

А между войском Юговенків девять,

Еще и десятый сам Богдан Юг седой.

Молит Бога Юговенків мать,

Чтобы дал ей соколиные глаза

И серебристые лебединые крылья,

Чтобы смогла лететь на Косово,

Позирнуть на девьятех Юговенків,

На старого отца их Богдана;

Что просила и выпросила у Бога:

Дал Господь ей соколиные глаза

И серебристые лебединые крылья.

Полетела на Косово ровно,

Нашла мертвых Юговенків девьять

И старого отца Юг-Богдана.

Девьять копий воткнуты над ними,

На тех копьях соколов является девьять,

Круг копий девьять добрых коней,

А в середці девьять львов свирепых.

 

Ой, заржало девьять добрых коней,

Зарикало девьять львов свирепых,

Заквилило и соколов еще девьять...

Но иметь сердце очень мала,

Не обронила и одной слезини;

Забирает девьять добрых коней,

Забирает девьять львов свирепых,

Забирает и соколов еще девьять,

И возвратилась к бил-двора с ними.

А невестки взріли мать с далее

И побежали ей навстречу из двора:

Заридало девьять сирот ревностно -

Закувало удівожк девьять;

Вдруг заржало девьять добрых коней,

Зарикало девьять львов свирепых,

Заквилило и соколов еще девьять...

Но иметь сердце очень мала,

Не обронила и одной слезини.

Ночью же, как по северу стало,

То заржал Демьянів лошадь Буланко.

Пита иметь Демьянову женщину:

«Моя доченька, Демьянова женщина!

Чего же ржот Демьянів лошадь Буланко?

Или еще хочет белой пшеницы,

Или жада он с Звенчана*** водицы?»

Одмовля ей Демьянова женщина:

«Ой свекрухо, Демьянова иметь!

Лошадь не хочет белой пшеницы,

Не жада он из Звечана водице;

А Демьян его так призвичаїв,-

До полуночи лишь оброк жевать,

А с севера отправятся в дорогу:

То и скучает за своим господином,

Из жалости ржот, что не привез домой!»

 

И здесь мать удержала сердечко -

Не обронила и одной слезини.

Как утром начало светать,

Аж два черные вороны с поля несутся;

В крови им по мышцы крыла,

Белая пена на дзебах засохла.

Несут вороны юнакову руку

С еще и золотым перстнем на пальце;

Несут руку, бросают на лоно

К той матери старой.

 

Взяла руку Юговенків мать,

Со всех сторон обзор кровавую,

Дальше и зовет Демьянову женщину:

«Моя доченька, Демьянова женщина!

Или узнала бы ты, чья рука это?»

Одмовля ей Демьянова женщина:

«Ой свекрухо, Демьянова иметь!

Тот рученька нашего Демьяна!

Я познала злотый перстінь, мама,

Потому что это то, что я дала на браке!»

Взяла мать Демьянову руку,

Со всех сторон обзор кровавую

И говорит тихо:

«Моя ручко, яблунятко красное!

Где же росло ты? Где тебя зірвато?

Росло у меня, у матери на лоне,

А зірвате на Косово ровном!»

 

Напрудилось тогда сердце в нени,

Напрудилось и разбилось из жалости,

По сынах, по девьятех Югенках,

По десятом Юг-Богдане сивім.

(Пер. М. Старицкого)

_______________________________________________________

* Текст баллады прилагается. (См. приложение)

** Здесь и далее орфография издания.

*** Звечан - река небольшая, но очень быстрая.