ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XIX ВЕКА

Новая драма

 

Предел XX в. в истории западноевропейской литературы обозначена мощным подъемом драматического искусства. Драматургию этого периода современники назвали «новой драмой», подчеркивая радикальный характер изменений, которые произошли в ней.

«Новая драма» возникла в атмосфере культа науки, обусловленного чрезвычайно бурным развитием естествознания, философии и психологии, и, открывая для себя новые сферы жизни, впитала дух всемогущего и все pervading научного анализа. Она восприняла множество раВНОобразных художественных явлений, испытала влияние различных идейно-стилевых течений и литературных школ, от натурализма к символизму. «Новая драма» появилась под время господства «хорошо сделанных», но далеких от жизни пьес и от самого начала постаралась привлечь внимание к наиболее болезненных проблем. У истоков новой драмы стояли Ибсен, Б'єрнсон, Стриндберг, Золя, Гауптман, Шоу, Гамсун, Метерлинк и другие выдающиеся писатели, каждый из которых внес неповторимый вклад в ее развитие. В историко-литературной перспективе «новая драма», что послужило коренной перестройке драматургии XIX в., ознаменовала собой начало драматургии XX ст.

«Новая драма» началась с реализма, с которым связаны художественные достижения Генрика Ибсена, Кнута Гамсуна, Августа Стриндберга, Герхарта Гауптмана, Бернарда Шоу, Антона Чехова, но впитала в себя идеи других литературных школ и направлений переходной эпохи, прежде всего натурализма и символизма. Под лозунгами натурализма, требовал абсолютной точности, научности и объективности изображения, формировалась социально-критическая драматургия Августа Стриндберга и Герхарта Гауптмана, что стала одним из важнейших открытий и завоеваний реалистической драмы рубежа веков, хотя приверженность идеям биологического детерминизма время и вносила в их художественную творчество известную долю авторского произвола и субъективизма. В свою очередь, символизм с его реакцией отталкивания от натурализма, возражения и преодоление его идейно-теоретических основ, устремленностью к духовности, попыткой абстрагироваться от конкретно-чувственных явлений и выразить сущность бытия в аллегории, метафоре, іносказанні, существенно обогатил изобразительные возможности реалистического искусства Ибсена. В то же время в «новой драме» нашел свое место и религиоВНО-мистический вариант символизма, в котором иносказания не использовалось для обобщения реальных процессов, а для намека на то, что за спостережуваною действительностью скрывается действительность духовная или метафизическая. Этому варианту символизма отдали дань Август Стриндберг и Морис Метерлинк.

И все-таки основная тенденция «новой драмы» - в ее стремлении к достоверному изображения, правдивого показа внутреннего мира, социальных и бытовых особенностей жизни персонажей и окружающей среды. Точный колорит места и времени действия - ее характерная черта и важное условие сценического воплощения. «Новая драма» стимулировала открытие новых принципов сценического искусства, основанных на требовании правдивого, художественно достоверного воспроизведения того, что происходит. Благодаря «новой драме» и ее сценическому воплощению в театральной эстетике возникло понятие «четвертой стены», когда актер, находящийся на сцене, словно не принимая во внимание присутствие зрителя, по словам К. С. Станиславского, «должен прекратить играть и начать жить жизнью пьесы, становясь ее действующим лицом», а зал, в свою очередь, поверив в эту иллюзию правдоподобия, с волнением наблюдать за легко узнаваемым жизнью персонажей пьесы.

Характерные черты «новой драмы»:

• приближение к реальной жизни;

• своеобразие конфликта (невозможность решения внешнего конфликта приводит к тому, что внутренний конфликт становится центром действия);

• широкое использование подтекста в речи персонажей пьесы;

• ощущение влияния различных литературных школ и течений (особенно натурализма и символизма);

• обращение к античности;

• осознание значительной роли режиссера;

• разработка новых жанров (социальная драма, психологическая драма, интеллектуальная «драма идей»).

Итак, «новая драма» разработала жанры социальной, психологической и интеллектуальной «драмы идей»,

что оказались чрезвычайно продуктивными в драматургии XX в. Без «новой драмы» не можно себе представить возникновение ни экспрессионистской, ни екзистенціалистської драмы, ни эпического театра Брехта, ни французского «антитеатру». И хоть от момента рождения «новой драмы» нас отделяет уже более века, она по сей день не потеряла своей актуальности, особой глубины, художественной новизны и свежести.

Принципы «новой драмы» в творчестве Г. Ибсена. В истории западноевропейской «новой драмы» роль новатора и первопроходца принадлежит норвежскому писателю Генрику Ібсену. Его художественная творчество сталкивается со многими литературными направлениями и не укладывается полностью в рамки ни одного из них. В 1860-е годы Ибсен начинает как романтик, в 1870-и становится одним из признанных европейских писателей-реалистов, символика в его пьесах 1890-х годов сближает Ибсена с символистами и неоромантиками конца века. Но во всех его произведениях остро звучит социальная и нравственная проблематика, далека последовательном символизма и неоромантизма. Ибсена с полного основанием считают творцом психологической драмы и философской «драмы идей», которые во почему определили художественный облик современной мировой драматургии.

Творческий путь Ибсена охватывает более полвека. В 1849 г. он написал свою первую романтическую драму «Катіліна», а вслед за ней - в национально-романтическом духе - «Богатырский курган» (1850), «Воины в Хельгеланні» (1857) и «Борьба за престол» (1863). Вершиной его романтического творчества стали философско-символические драмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867), поставили философские проблемы назначения и морального обязанности человека, и философская драма, примыкающей к ним, на историческую тему «Кесарь и Галилеянин» (1873), провозгласившая идею«третьего царства» - мира свободы, добра и красоты, что идет на смену язичеству и христианству.

И все-таки, несмотря на огромное значение романтической драмы Ибсена, его главные художественные достижения лежат в области реалистической драматургии 1870-1890-х годов, получила заслуженное признание у читателей и зрителей во всем мире.

Отход от романтизма наметился в Ибсена еще в 1860-е годы в «Комедии любви» (1862), еще в большей мере в «Союзе молодежи» (1869) - острой сатире на политическую жизнь Норвегии. В 1877 г. в пьесе «Столпы общества» Ибсен делает решительный шаг к созданию социальной драмы, что подвергает беспощадной критике духовное состояние норвежского общества.

За период с 1877 до 1899 г. Ибсен создал двенадцать пьес: «Столпы общества»; «Кукольный дом», «Призраки», «Враг народа», «Дикая утка», «Росмерсхольме», «Женщина с моря», «Гедца Габлер», «Строитель Сольнес», «Маленький Зйольф», «Йун Габриэль Боркман», «Когда мы, мертвые, просыпаемся». их принято делить на три группы, по четыре пьесы в каждой. Если в пьесах первой группы Ибсен основное внимание уделяет социальным проблемам, то, начиная с «Дикой утки», - морально-психологическим, наполняя содержание произведений символическим смыслом. При этом он часто нарушает строгую композицию, свойственную его социальным драмам, и больше, чем прежде, внимания уделяет пейзажу, что отражает внутреннее состояние героев.

Решающим условием возникновения «новой драмы» в творчестве Ибсена стало его обращение к проблемам современной действительности. Его первая социально-критическая драма «Столпы общества», углубляя сатирические тенденции, заложенные в «Союзе молодежи», разоблачает пороки тогдашнего общества, препятствующих человеку «быть собой» и осуществить свое предназначение.

В постановке проблемы и решения конфликта в своей первой «новой драме» Ибсен явно ориентировался на художественный опыт своего соотечественника, писателя и драматурга Бйорнстьєрне Б'єрнсона (1832-1910), которого часто называют «пионером «новой драмы» в Норвегии».

Однако критика Ибсена, начиная с «Кукольного дома», более радикальная, чем у его предшественника. Героиня «Кукольного дома», милая и непосредственная Нора Хельмер, казалось бы, совсем далекий от проблем общественной жизни, вступает в непримиримый конфликт с этим обществом, называя его законы нечеловеческими. Сделав горькое для себя открытие, что ее идиллическое семейная жизнь не более чем иллюзия и что долгие годы она поклонялась навязанным ей обществом фальшивым жизненным ценностям, Нора решительно переосмысливает свое прошлое и принимает непростое решение - покинуть мужа и детей, чтобы наедине с собой спокойно и трезво разобраться, «кто же прав - общество или она сама».

Бернард Шоу, который увидел в Ібсені «великого критика идеализма», а в его пьесах - прообраз своих собственных пьес-дискуссий, в статьях «Квинтэссенция ібсенізму» (1891), «Драматург-реалист - своим критикам» (1894), а также в многочисленных рецензиях, письмах и предисловиях к пьес дал глубокий анализ идейно-художественного новаторства норвежского драматурга, сформулировав на его основе свое представление о творческие задачи, что стояли перед «новой драмой». Главная особенность «новой драмы», по мнению Шоу, заключается в том, что она решительно вернулась к современной жизни и начала обсуждать «проблемы, характеры и поступки, имеющие непосредственное значение для самой зрительской аудитории». Ибсен положил начало «новой драме», и в глазах Бы. Шоу для современного зрителя он куда важнее, чем великий Шекспир. Именно поэтому и необходимо осуществить реформу драмы, сделать главным элементом драматургии дискуссию, столкновение различных идей и мнений. Б. Шоу убежден, что драматизм современной пьесы должен основываться не на внешней интриге, а на острых идейных конфликтах самой действительности.

«В новых пьесах драматический конфликт строится не вокруг вульгарных склонностей человека, его жадности или щедрости, образе или честолюбии, недоразумение, случаев и всего прочего, а вокруг столкновения различных идеалов».

Ибсен ввел дискуссию и расширил ее права настолько, что, распространившись и вмешавшись в действие, она окончательно с ней ассимилировалась. Пьеса и дискуссия стали практически синонимами.

Риторика, ирония, спор, парадокс и другие элементы «драмы идей» призваны служить тому, чтобы разбудить зрителя от «эмоционального сна», заставить его сопереживать, превратить в «участника» дискуссии - то есть, не дать ему «спасения в чувствительности, сентиментальности», а «научить думать».

Осознание и выявление Ибсеном глубокого внутреннего противоречия между «идеалом» и «действительностью», видимостью и сущностью окружающего мира определило художественную структуру его пьес о современности. Знаменитая ретроспективная или «интеллектуально-аналитическая» форма ибсеновской драмы служит «узнаваемости» тайны прошлого его героев. Оставаясь за рамками непосредственного действия, оно анализируется и раскрывается ими в процессе происходит. «Узнавание» тайны резко нарушает спокойный и благополучный течение их жизни. В Ибсена «экспозиция», как правило, распространяется на всю ее действие, и только в последних сценах тайное становится явным. Разоблачение того, что было с героями в прошлом, вызванное событиями настоящего времени, и чем больше читателю или зрителю открывается тайн их прошлого, тем яснее причина, что вызвала катастрофу. Короче говоря, с помощью ретроспективной техники Ибсен обнаруживает истинное положение, скрытое за внешней оболочкой благополучия. «Узнавание» тайны для него важнейший способ исследования не только сценических характеров, но и жизнь в целом, во всем богатстве ее проявлений, противоречий и возможностей.

В своих пьесах Ибсен стремится к абсолютной вероятности действия. Он подчеркивает, что его произведения призваны создать у читателя или зрителя впечатление, будто перед ним сама нынешняя действительность», а от постановщиков требует, чтобы их сценическое воплощение было «максимально естественным» и «на всем лежала бы печать настоящей жизни». Требование жизненной правды важна и для языка ибсеновской драмы. Драматург добивается того, чтобы реплики героев точно соответствовали языковым формам действительности. Еще важнее для него широкое использование подтекста. В репликах героев часто прочитывается дополнительный смысл, который проливает свет на сложные процессы, которых и сами они порой не осознают. Наряду с диалогом смысловую нагрузку в речи героев несут и паузы, роль которых резко возрастает в поздних пьесах драматурга.

Свою художественную форму «новая драма» Ибсена нашла в «Кукольном доме». В «Кукольном доме» Хельмер узнает о «поступок» Норы, совершенное задолго до начала событий в пьесе, в ее последнем акте. Напряженность достигается не за счет захватывающей интриги, а главным образом благодаря тонкому анализа настоящего состояния героини, что с тревогой ожидает своего разоблачения.

В финале пьесы после дискуссии с мужчиной Нора открывает для себя новый путь в жизни. По словам Б. Шоу, благодаря дискуссии в финале пьесы «Кукольный дом» «покорил Европу и основал новую школу драматического искусства».