XIX ВЕКА
Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Оскар Уайльд (Уайльд), полное имя
Оскар Фингал о'Флаерті Віллс Уайльд (1854-1900) - англо-ирландский поэт,
драматург, прозаик, эссеист.
Родился в семье врача Уильяма
Уайльда и писательницы Джейн Франциско Элджи. Получил классическое образование: эстетические
взгляды формировались в Тринити Колледже (Дублин) и оксфордском колледже св.
Магдалены, - однако шел собственным путем, руководствуясь собственным тезисом: «То, что действительно
надо знать, не растолкует никто».
В 1881 г. вышла первая сборка
его стихов. Однако, с 1882 по 1888 гг., чтобы получить средства на содержание семьи,
занимается в основном журналистской работой: редактирует дамский журнал «Женский
мир», журнал «Драматический вестник». В 1888 г. вышел в свет сборник сказок
«Счастливый принц».
1891 г. сказался сборником «Преступление
лорда Артура Севиля» и другие рассказы», вышедшая в свет, и обнародованием,
как и критических работ «Замыслы», «Упадок лжи «Критик как художник», «Душа
человеческая при социализме», так и единственного романа «Портрет Дориана Грея» - теперь
наиболее знаменитого его произведения, которое после публикации принес довольно неслави:
скандал, процесс, суд и двухлетнее заключение за моральные извращения. Снова собственной
тезисом-итогом прозвучали горькие слова изданной анонимно «Баллады Рэдингской
тюрьмы» (1898): «Любимых убивают все».
Успех и признание принесли автору
его пьесы «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893),
«Идеальный муж» (1895). И все же лучшей считается пьеса «Как важно быть
уважаемым. Легкомысленная комедия для серьезных людей» (1895).
Последние годы добровольного изгнания
с родины Уайльд провел во Франции, где поселился после освобождения из тюрьмы под
приобретенным именем, потерпев там материальной нужды,- а еще более духовной.
Жил в Париже, где и умер.
Писателя и изгнанника кощунственного общества викторианской Англии похоронили
на парижском кладбище Пер-Лашез.
Взгляды будущего писателя
формировались в родительском доме: здесь же устраивались поэтические вечера, дом
посещали интересные, творчески одаренные люди. В школьные годы читал в оригинале
трагедии Эсхила и с детства приучался существовать в мире поэтических образов,
уважения к красоте, созданной человеком. Атмосферу красоты, что царила в родительском
доме, воспринимал как единственную возможную атмосферу существования.
В значительной степени на формирование
эстетических взглядов повлияла университетское образование. Его одаренность
признавали все преподаватели. Больше всего он ценил мнения двух профессоров, имя
каждого из которых много значит в английской культуре. Сначала был Джон Раскин,
замечательный лектор, который читал курс истории искусства; впоследствии изменил Раскина
Уолтер Пейтер, который не славился таким красноречием, как его предшественник, однако
имел незаурядный талант к писательству. Раскин был автором многих исследований
античного искусства и философии: особое влияние на современников имели его работы
об искусстве Возрождения, которых автор назвал «священным писанием красоты». Пейтер
изучал архитектуру Франции, живопись Италии, был автором трудов по «поэзии
архитектуры», ренессансного и современного живописи. Выводом его трудов стало
положение о том, что искусство вдохновляется самим искусством и существует оно лишь
для себя, ему не нужны другие обоснования. Это положение определило развитие
целого направления в искусстве конца XIX века. Отдавая должное их творческим
поискам, Уайльд шел собственным путем, усвоив с ренессансной эстетики положение
о том, что мудрость достигается только через опыт.
Путь этот был и сложным, и
опасным: достигал успеха, и делал ошибки. Накануне 1882 г., имея лишь
эту первую книгу, но уже знаменитый необычностью своих суждений и неординарной
поведением, отправился на «завоевание» Америки. Там читает «эстетские» лекции,
пропагандирует «новое возрождение» в английской литературе.
К жанру сказки писатель обратился
с выходом в свет «Счастливого принца» в первую очередь потому, что искал возможности
говорить о реальности на другом языке, чем фактографическая литература, которая, на его
мнению, была не способна передать все богатство и раВНОобразие действительности. О
свое-понимание сложных взаимоотношений между вымыслом и реальностью, фантазией и фактом
(в частности между жизнью и литературой) говорил уже в «Кентервільському призраке»
(1887), который имел подзаголовок «Материально-идеалистическая история». Стремление
обратить внимание читателей на раВНОобразие жизни, которое не исчерпывается фактами
обыденности, доказывало, что его произведения обращены не только к детям. Через несколько
лет Уайльд вернулся к жанру сказки и создал новую сборку «Гранатовая хижина»
(1891).
Во всех своих литературных произведениях, как
и в жизни, писатель широко использовал парадокс, который был, и литературным
приемом и способом мышления. Писателю была близка тезис его литературных
предшественников, деятелям эпохи Возрождения, которые остро поставили проблему о
соотношение правды и красноречия, осознав, что игра словом может быть
опасна, она может уводить от истины, а не вести к ней. Парадоксальными
у Уайльда становятся не только отдельные высказывания и ситуации.
В сказке «Счастливый принц» живой принц
не знал слез. Его Дворец безмятежности был расположен за высоким забором, который
відмежовував прекрасный придворный сад от города. А после смерти принц смог
познать сожаление и печаль людей и научился сочувствовать им - слезы катились из
сапфировых глаз его статуи, которая стояла на высокой колонне над городом. Ласточка
снимала с нее кусочки позолоты и относила бедным. Но статую забрали с
городской площади: «В нем уже нет красоты, а следовательно, нет и пользы» - говорил в
Университете профессор Эстетики». Однако с этим не могло согласиться ни одно читательское
сердце. Так автор стремился разоблачить утилитарный, слишком практический подход к
понимание красоты. И парадоксально противоречил сам себе: красота души и сердца принца
реализовались именно в его желании быть полезным людям. Размышления о
соотношение добра, пользы и красоты красной нитью прошли через все его
произведения.
Однако роман «Портрет Дориана Грея»,
создан в рекордно короткий срок, принес автору скандальную славу. В
предисловии к роману автор писал: «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги
хорошо написанные и плохо написанные. Вот и все». Он отстаивал право искусства
отбивать все и создавать совершенное несовершенными средствами. Герой его произведения
собственной жизнью доказывал позаморальність красоты, но в финале романа он наказан
за это. Из этого вовсе не следует, что писатель брал на себя право
морализировать и поучать. Последний тезис предисловия утверждает: «Любое искусство не
дает никакой пользы». В игре таких взаимоисключающих противоречий и заключается творчество
автора: то скрываться за маской эстета-денди, то играть в неуловимость,
- все это ему вполне под силу. И дело здесь не только в «бальзаківському
парадоксе» - явлении, когда автор как художник, призван сказать правду, не может ее
не сказать, оказывается гіднішим самого себя мыслителя и теоретика. Такая сила
творчества и искусства слова. Дело еще и в том методе, который выбирает или
производит Уайльд: он играет словом, подает противоположные суждения, их столкновения,
но никогда в пределах художественного целого уродливое и неморальное не побеждает. В той
самой предисловии к роману он писал: «Искусство - зеркало, которое отражает
того, кто в него смотрит, а не всю жизнь». Он прекрасно усвоил университетские
лекции Пейтера, который говорил о устоявшуюся изменчивость жизни. В конце своего
жизнь автор скажет: «Жизнь - нельзя писать, можно только жить». И он
жил, перенося игру словами и понятиями в жизни.
Наибольший успех и признание принесли
Уайльду его пьесы, которыми вступал в творческое соревнование с другим английским
драматургом и мастером парадокса - Бернардом Шоу. Шоу признавал молодого
драматурга за достойного соперника и так определил разницу между их произведениями:
«Да, это по-настоящему смешно, но если комедия меня только забавляет, неспособна
растрогать, я считаю, что зря поехал на спектакль». С появлением комедий автору
пришли слава и богатство, но над жизнью писателя заходили и облака. Он
пошивав в дураках и розлючував обывателей. И они, так же, как запутались
когда в итогах его романа, не видели различия между сущностью и писателя
его маской.
Найвідомішім произведением Оскара Уайльда,
который принес ему всемирную славу и полно отразил его философские и
эстетические взгляды, стал роман «Портрет Дориана Грея» (1891). «Портрет Дориана
Грея» можно считать образцом интеллектуального романа конца XIX в. В этом
небольшом по размерам романе выдающийся английский писатель-модернист Оскар
Уайльд обратился к проблеме, которая интересовала и волновала его на протяжении всего
творческой жизни, - соотношение искусства и действительности, искусства и морали.
Одна из художественных формул-парадоксов
О. Уайльда звучит так: «Я могу поверить только невероятном». Поэтому роман
«Портрет Дориана Грея»- произведение противоречивый. В нем чувствуется влияние романов
о человеке, который продал душу дьяволу за вечную молодость и красоту.
Художник Бэзил Голуорд создал
портрет красивого юноши Дориана Грея, который казался ему гармоничной и
совершенным существом. И Бэзил, работая над портретом, вкладывает в него всю свою
душу, чтобы передать не только внешнюю красоту, но и духовный мир юноши, которого
художник видел гармоничным и идеальным. Ища свой путь в искусстве,
художник в этом портрете стремился воплотить свое видение «гармонии духа и тела»,
стремился воссоздать совершенную единство содержания и формы.
Дориан и его портрет становятся
нераздельными, точнее - портрет стал отражением всех душевных движений своего
прототипа, и прекрасных, и отвратительных. Таким образом, Оскар Уайльд воплотил в произведении
один из самых популярных своих парадоксов жизнь подражает искусству, а не
искусство отражает жизнь.
Неоднозначный образ лорда Генри становится
воплощением философии гедонизма (наслаждения жизнью). Именно он пробуджуєте Доріані
зависть к вечной красоты и молодости своего портрета: «...Если бы это я мог оставаться
век молодым, а старел - портрет! ...Я отдал бы за это даже саму душу!»
Так Генри нарушил девственную чистоту этой души. Парадоксальный и циничный, он
заворожил юношу своими мыслями о культ наслаждения и вседозволенность,
спровоцировал его на постоянное стремление разрешенных и недозволенных наслаждений, которые
составляют теперь смысл его жизни.
Встреча и дружба с Доріаном имеют
фатальные последствия для окружающих: самоубийства, загадочные смерти, тюремные приговоры.
«Говорят, что близость к вам портит каждого, и что достаточно вам заявиться в дом, как
следом приходит позор»,- с грустью говорит Бэзил.
Портрет, который ранее был
отражением внешней красоты юношу, теперь стал зеркалом его искалеченной
души. Бэзил призывает его к молитве и покаянию, но Дориан убивает друга. Так
совершенство внешности и уродство внутреннего мира главного героя
своеобраВНО отражают идею писателя о самодостаточности и «аморальность
красоты», одновременно подвергая критике основы теории эстетизма.
Оскар Уайльд пропагандировал декадентской
идею отстраненности от реальности. По его мнению, необходимо стать «зрителем
собственной жизни», что даст возможность «избежать страданий», повседневных
хлопот, столкновения с грубой действительностью. Отталкиваясь от этой идеи,
писатель выдвигает положение - жизни должно стать свободным экспериментом: в
жизни надо испытать все, но остаться неизменным. Тогда человек сможет себе
сказать, что она вырвалась из круга повседневности.
Сам Дориан испытывает разрушительных изменений от
экспериментирование с собственной жизнью. Юноша не смог устоять перед соблазнами
жизнь, не задев своей внутренней сущности. Его эмоциональная сфера претерпевает катастрофические
изменений: он перестает откликаться на события реальной жизни, начинает отстраненно
воспринимать и себя и свои чувства. Дориан с холодным интересом анализирует чувства,
вызванные самоубийством влюбленной в него артистки. Его взгляд такого себе
«театрального ценителя» обнаруживает, что эта смерть не произвела на него особого
впечатление: «А все же то, что произошло, не поразило меня так, как должно было поразить В...
нем - вся жуткая красота греческой трагедии...»
С образом юной Сибил Вейн связана
декадентская идея приоритета формы над содержанием. Актриса, страстно
влюблена в Дориана, не может изображать чувства на сцене - естественность чувств
противостоит искусственности. Она теряет любовь Дориана именно тогда, когда не может
воспроизводить образы на театральной сцене. Юношу интересовало в ней лишь внешнее,
только ее артистическое умение, а не внутренний мир девушки. Сам Дориан и его
портрет представляют парадоксальное разделение на форму и содержание, где человек -
это форма, а произведение искусства - ее содержание.
Оскар Уайльд, который увлекался
романом Ф. Достоевского «Преступление и наказание», в своем произведении решает также моральный
проблему безнаказанного преступления, проблему, которая издавна интересовала художников. Писатель
решает ее по-новому, в гуманистическом плане: преступление неизбежно оставляет отпечаток
на втором старательно скрытом «Я» человека.