ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XIX ВЕКА

Генрик Ибсен «Кукольный дом»

 

Генрик Ибсен (1828-1906) - норвежский драматург и поэт, реалистичные и противоречивые пьесы которого революционизировали европейский театр.

Генрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в норвежском портовом городке Шієн, в семье, принадлежавшей к кругу местной купеческой аристократии. С пятнадцати лет юноша был вынужден работать учеником аптекаря - именно тогда он начинает писать стихи в сентиментально-романтическом духе. Революционные потрясения 1848 года в Европе влияют и на него: Ибсен создает свою первую бунтарско-романтическую пьесу «Катіліна» (1849). В 1850 году он переезжает в Кристіанії (современный Осло) и становится профессиональным литератором.

В это время Ибсен пишет несколько пьес, преимущественно в национально-романтическом духе. С конца 1851 по 1857 года он руководит первым норвежским национальным театром, основанным в Бергене и последовательно выступает за возрождение национального искусства. Со временем драматурга приглашают возглавить «Норвежский театр» в Кристіанії, и здесь в первой половине 60-х годов создаются и приобретают сценического воплощения первые значительные произведения Ибсена.

В то время в норвежской литературе господствовала так называемая национальная романтика. Но Ибсен был убежден, что «не мелочное копирование сцен быта» делает писателя национальным, а «тот особый тон», что несется навстречу нам из родных гор из долин... но прежде всего - с глубины нашей собственной души». Еще в 1857 году Ибсен так определил свое творческое задача - сделать драму серьеВНОй, заставить зрителя мыслить вместе с автором и героями, превратив его в «соавтора драматурга». В драме не должны бороться идеи, потому что этого не бывает в действительности, нужно показывать «столкновения людей, жизненные конфликты, в которых, как в коконах, глубоко скрытые идеи, борются, гибнут или побеждают».

Стремясь избежать фальшивой романтической приподнятости и найти тверже почву для своего творчества, писатель обратился к историческому прошлому своей страны и создал две пьесы: построенную на материале древних саг драму «Воины в Хельгеланді» (1857) и народно-историческая драма «Борьба за престол» (1863). В стихотворной пьесе «Комедия любви» (1862) Ибсен едко высмеял романтические иллюзии, считая более приемлемым мир трезвой практики. Разочарование Ибсена в национальной романтике, что усилилось в конце 50-х годов, было связано и с его неверием во всех сферах норвежского общественной жизни. Для него становится ненавистным не только мелочное мещанское существование, но и лживость возвышенных фраз, демагогические лозунги, которые провозглашаются на страницах газет и в народных собраниях.

Впрочем, жизнь Ибсена становится все более тяжким. Он бедствует, и настоящим спасением оказывается полученная стипендия на поездку в Рима. Ибсен уезжает иВНОрвегии 5 апреля 1864 года и находится за границей с короткими перерывами почти двадцать семь лет.

В Италии драматург создал две монументальные философско-символические стихотворные драмы «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867), которые знаменовали его отграничения и прощание с романтизмом и поставили Ибсена в первый ряд современной скандинавской литературы. И «Бранд», и «Пер Гюнт» сочетают живые, индивидуализированные образы с обобщенными, подчеркнуто типизированными.

Творческие поиски первых драматических произведений, философские обобщения и художественные находки «Бранда» и «Пер Гюнта» стали основой для создания драмы нового типа. Внешним проявлением этого является переход от стихотворного к прозаической речи драматических произведений. В комедии «Союз молодежи» (1868) писатель обращается к прямой политической сатиры. Ибсен предчувствует и призывает приход «революции духа», которая должна обновить все сферы человеческого существования. Свои размышления Ибсен воплощает в философско-исторической трилогии «Кесарь и галилеянин» (1873) и в нескольких крупных стихах. Но переворот в общественном жизни не происходит. Начинается новый цикл мирного внешне благополучного исторического развития - расцвет «классического» буржуаВНОго общества. И, начиная с 1877 года, из драмы «Столпы общества», Ибсен создает двенадцать пьес, в которых чрезвычайная точность в изображении реальных форм современной жизни сочетается с глубоким проникновением во внутреннюю его суть и в душевный мир людей.

Эти пьесы обычно разделяют на три группы, по четыре в каждой. Первая группа, в которой особенно четко и прямо определена социальная проблематика,- это «Столпы общества», «Кукольный дом» (1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882). Ко второй, которая также отражает обстоятельства реальной жизни, но больше сосредоточена на конфликтах в душе человека, принадлежат «Дикая утка» (1884), «Росмерсхольме» (1886), «Женщина с моря» (1888), «Гедца Габлер» (1890). Пьесы третьей группы исследуют глубины человеческой души в определенной экспериментальной отвлеченности. Это «Строитель Сольнеє» (1892), «Маленький Ейольф» (1894), «Йун Габриель Боркман» (1896) и драматический эпилог «Когда мы, мертвые, просыпаемся» (1899). В них еще ярче проглядывают обобщенно-символические черты, присущие пьесам второй группы. Подобное группирование пьес несколько условное. Социальная проблематика не исчезает и из более поздних пьес Ибсена, а душевная жизнь человека стоит и в центре его «социальных» драм.

Еще при жизни его драматургия Ибсена была признана новаторской. С полным правом он был объявлен создателем аналитических пьес, которые возрождали традиции античной драматургии. Композиционные принципы драм Ибсена связывались с построением «Царя Эдипа» Софокла. Все действие этой трагедии посвящена раскрытию тайн - выяснению событий, которые когда состоялись. Постепенное приближение к раскрытию тайны и создает сюжетное напряжение пьесы, а окончательное ее раскрытия - развязку, которая определяет истинную предысторию главных персонажей и их дальнейшую судьбу.

В пьесах Ибсена драматизм ситуации заключается в том, что оказывается полная противоположность между видимостью жизни и его настоящей природой. Раскрытие показанного в пьесе мира начинается чаще всего уже в ходе действия - в деталях, в отдельных и, казалось бы, случайных репликах, в конце же пьесы происходит полный крах иллюзий и выяснения истины.

Ібсенівська аналитичность отличная от аналитичности античной трагедии, глубоко погруженной в мифологическую стихию. Недаром для действия «Царя Эдипа» так важны прорицания оракула. У Ибсена же судьбы противостоит детерминированность законами природы и общества, а также внутренними законами человеческой души. В «новой драме» Ибсена именно интеллектуальный диалог является способом решения сюжетных коллизий. Именно логика действия приводит героев к необходимости осмыслить свою жизнь, себя самих, своих близких, свое среда, а иногда и все то общество, в котором они живут, а также принять решения, поскольку дальше жить так, как жилось раньше, больше нельзя.

Интеллектуально-аналитическая строение «новых пьес» Ибсена соединенная со стремлением сохранить естественность и достоверность сценического действия, жизненность персонажей. С этим связано и своеобразие языковой ткани его пьес, которая создается с помощью чрезвычайной экономии и стилистической лаконичности. Источники такой художественной экономии - в традициях древней исландской саги с ее сдержанностью в изображении чувств.

Скрытые смыслы делают структуру диалога многослойной. В отдельных фрагментах текста содержатся указания на то, что уже произошло или должно произойти, на то, что непонятное самим персонажам. Велика и роль пауз. Возникает особый подтекст - система значений, которые не даны сразу, в диалоге, но существуют скрыто, осознаются лишь в меру развертывание действия, но иногда так и не раскрываются до конца.

Но особенно определяющие все же пьесы Ибсена, в которых и сюжетная аналитичность, и интеллектуальное осмысление сосредоточены в последних сценах произведения, в его развязке, где в диалоге, который граничит с дискуссией, происходит настоящее переосмысление персонажами своего предварительного жизнь и самих себя. Такие пьесы и являются классическими интеллектуально-аналитическими пьесами Ибсена, в которых внешнее воздействие полностью покорена интеллектуально-аналитическом началу.

в 1891 году Ибсен вернулся в Норвегию. Умер Генрик Ибсен 23 мая 1906 года после изнурительной болезни.

Концепция, по которой в современной действительности связи между внешней и внутренней сутью является расторгнутым, становится определяющей для проблематики пьес Ибсена и для их строения. Аналитическая композиция превращается в постепенное раскрытие внутреннего неблагополучия и трагизма, которые скрываются за достаточно благополучной внешней оболочкой изображаемой действительности.

Это очень сильно проявляется в пьесе «Кукольный дом». С помощью аналитической структуры автор постепенно подводит зрителя к пониманию внутренней сущности семейной жизни адвоката Хельмера, на первый взгляд, довольно счастливой, но основанного на лжи и эгоизме. При этом раскрывается настоящий характер как самого Хельмера, который оказывается себелюбцем и трусом, так и его жены Норы, которая вначале выступает как легкомысленное существо, но на самом деле является человеком сильным, способным на жертвы и такой, что стремится мыслить самостоятельно. Важную роль в этом играет и предісторія, раскрытия сюжетных тайн как движущая сила в развертывании действия. Постепенно выясняется, что Нора, чтобы получить заем у ростовщика Крогстада, необходимую для лечения мужа, подделала подпись своего отца - ведь женщина в тогдашней Норвегии была лишена права ставить свою подпись под документами, за ней должны были «поручиться» отец или муж. Очень насыщенной и напряженной оказывается и внешняя действие: постоянная угроза разоблачения Норы, ее попытка оттянуть момент, когда Хельмер прочитает письмо Крогстада, который лежит в почтовом ящике, и т.д.

Конфликт раскрывает и сущность социальных норм - женщина боится признаться в том, что способна на самоотверженные поступки, какие законы и официальная мораль признают лишь преступлением. Нора уходит от мужчины, надеясь проанализировать и осознать события, что произошли. Хельмер же остается ждать «чуда из чудес» - возвращение Норы и их обоюдного перерождения. Окончательное разочарование Норы в ее семейной жизни, осознание ней необходимости начать новое существование, чтобы стать полноценным человеком,- вот к чему приводит развитие действия в «Кукольном доме».

Социальные противоречия в драме Ибсена «Кукольный дом» перерастают в противоречия моральные, и драматург решает их в психологическом плане. Главное внимание автор сосредоточивает на том, как воспринимает Нора свои поступки и поступки других героев, как меняется ее оценка мира и людей. Ее страдания и прозрения становятся основным содержанием драмы.

Стремление пересмотреть и переоценить все современные обычаи и нормы морали с точки зрения человечности превращало драмы Ибсена на дискуссии. И дело здесь не только в том, что развязкой в «Кукольном доме» есть беседа Норы с Хельмером - первая за всю их совместную жизнь, в которой Нора делает твердый и требовательный анализ подлинной сути их отношений. И Нора и Хельмер, и все их существование предстают в этой беседе совсем по-новому - и именно новизна придает особого драматизма заключительной сцене пьесы. Здесь происходит переход внешнего сюжетного напряжения в напряжение внутреннее, интеллектуальное, напряжение мысли, из которого и вырастает сюжетный поворот, который завершает развитие действия.

В психологической драме Ибсена важную роль играет символика. Символично название пьесы «Кукольный дом». Маленькая женщина встает против общества, не желая быть куклой в кукольном доме. Символика эта воспроизводится в системе «игорь»: Нора играет с детьми, «играет» с мужем и доктором Утром, и они, в свою очередь, тоже играют с ней. Все это готовит зрителя к финальному монологу Норы, в котором она упрекает мужчине и отцу, всему обществу, что ее превратили в игрушку, а она сделала игрушками своих детей.

Пьеса «Кукольный дом» вызвала бурные дискуссии, в которых принимали участие и критики, и зрители. Публику волновала острая постановка проблемы положения женщины в буржуаВНОй семье и лживых, ханжеских основ, на которых базируется эта семья. Но, как и в других пьесах, Ибсен не ограничивается социальным аспектом проблематики, задумываясь о правах личности и достоинство человека. Так, в «Кукольном доме» в ответ на слова Хельмера, что Нора не имеет права покинуть семью, потому что у нее есть священные обязанности перед мужем и детьми, она говорит: «У меня есть и другие, так же священные... обязанности перед самой собой».

Генрик Ибсен создал современную «новую драму», насытив ее социальной, философской и нравственной проблематикой. Он разработал ее художественную форму, развил искусство диалога, включив в него живет разговорное речи. В сценических картинах повседневности драматург широко использовал символику, значительно расширив изобразительные возможности реалистического искусства.

Учеником Ибсена считал себя Бернард Шоу. Последователями Ибсена на разных этапах творчества выступали Август Стриндберг и Гергарт Гауптан. Символика ибсеновской драматургии вдохновляла Морис Метерлинк. Ни один из драматургов рубеже веков не избежал его влияния.

«Кукольный дом» является одним из самых известных произведений Ибсена, в котором вытекает проблема самопожертвования ради любовь. Автор взял историю одной семьи, где родственные отношения раскрылись под время вынужденного обмана. Драматург пытался таким образом разобраться в механизме супружеского и семейного счастья, ведь именно от этого зависит судьба общества.

Главная героиня «Кукольного дома» Нора видит смысл жизни в любви к близким, а именно к мужа и детей. Она верит, что в ее семье царят мир и любовь, потому что они с мужем по-настоящему любят друг друга. Именно ради любимого мужчины Нора восемь лет назад подделала подпись своего умершего отца, чтобы иметь возможность занять денег у местного дельца Крогстада. Нора сделала это ради того, чтобы заплатить за лечение своего тяжело больного мужа. Свой поступок она сохранила в тайны. Утром долг был отдан, а Нора была рада, что ее тайна есть веским доказательством преданной любви. С этого момента начались страдания Норы. Крогстад - человек не слишком высоких моральных качеств - начинает шантажировать Нору. Он мечтает путем шантажа занять высокую должность в банке Торвальда - мужа Норы. Письмо Крогстада Торвальду не только открывает давнюю тайну, но и определяет, кто есть кто. Узнав о Норин долг, человек начинает беспокоиться, ведь в то время любая добропорядочная семья могла стать предметом сплетен, пересудов и скандалов. К тому же Торвальд борется за свое место в банке. Он уже говорит с женой как с настоящей преступницей. «О, какое страшное пробуждение! Все эти восемь лет... она, моя радость, моя гордость... была лицемерна, лживая..., какая бездонная пропасть грязи, притворство!» Торвальд стремится соблюсти внешней благопристойности. Жена словно перестает существовать для него. Торвальд даже собирается отстранить Нору от воспитания детей. Ситуация решается сама собой: поняв, что совершил совсем непорядочно, Крогстад отказывается от своих притязаний, уверяя, что ничто не угрожает Норе и Торвальду. Торвальд счастлив, однако Нора уже не Та. Женщина поняла, что, желая семейного счастья, она пошла на преступление, а в результате потеряла чувство собственного достоинства. В руках мужчины она стала любимой игрушкой. Дом, построен на лжи и заблуждении, не может быть настоящим домом: словно игрушечный домик, он разрушается после первой бури. Нора собирается оставить семью. На вопрос обеспокоенного Торвальда, вернется ли она, звучит решительная ответ: «Для этого должно произойти чудо из чудес, чтобы совместная жизнь по-настоящему стала браком». Торвальд пытается удержать Нору, напоминая ей о так называемый «долг перед мужем и детьми». Нора отвечает, что она не только мать семейства, но «прежде всего человек, такой же, как и ты, - или, по крайней мере, должна стать человеком». Своей драмой «Кукольный дом» Генрик Ибсен вскрыл глубокое несоответствие между благопристойным видимостью и внутренней порочностью изображаемой действительности, выразил протест против всей системы общественных учреждений, требуя максимальной эмансипации женщины.