ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

ІІ семестр

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР

 

УРОК № 66

Тема. Любовь и дружба в сказке-притче А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

 

Цель: продолжить чтение сказки, раскрыть понятия «любовь» и «дружба», сравнить, как их понимают герои сказки и ученики; пополнить «Копилку золотых изречений»; разгадывать загадки героев сказки; воспитывать уважение к настоящих жизненных ценностей.

 

Хорошо, если есть друг, даже если надо умереть.

А. де Сент-Экзюпери

 

Любить - это не значит смотреть друг на друга,

любить - значит смотреть в одном направлении.

А. де Сент-Экзюпери

 

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

- Антуан де Сент-Экзюпери в душе навсегда остался ребенком. В своей жизни он совершил немало таких поступков, которые вызывают и удивление, и восхищение.

• Когда его друг Гійоме разбился в Кордильерах, он день за днем кружил на своем самолете над мертвыми горными верхушками, достигая самого дна ледяных ущелий.

- Лежа в снегу, я тебя видел, но ты меня не замечал,- говорил потом чудом спасенный Гійоме.

- Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?

- Кто бы еще отважился летать так низко в этих горах? - ответил Гійоме.

• Сент-Экзюпери в своей жизни потерпел 15 аварий. Первая из них произошла, когда во время народного гуляния в Версале он выделывал головокружительные трюки. Машина начала разваливаться в воздухе. «Мне не спастись, и не падать же на праздничную толпу»,- успел подумать он и сумел дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.

• Много лет без всякой надежды находился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Экзюпери выкупил Барка и помог ему вернуться на родину - до жены и детей.

• Однажды в Южной Америке Экзюпери случайно встретил обедневшего старого француза, который отправился в Новый свет в поисках счастья и доживал свой век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль до Марселя и отдал ему последние деньги.

• В Орконте Экзюпери увидел знакомую девочку Сесиль всю в слезах. Ей хотелось иметь зонтик, но мать убеждала дочь в том, что зонтиков для детей не бывает. На следующий день писатель пришел к Сесиль с маленьким зонтиком.

Возможно, именно про этот случай вспомнил Экзюпери, когда писал: «Маленькая девочка в слезах, ее надо утешить. Только тогда наступит в мире порядок».

• Он научил трехлетнего мальчика пускать мыльные пузыри. Но, касаясь стены, пузырьки лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходов мрачный. Потом добавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри улетали от стенки, словно мячики; они стали ярче и долговечнее.

- Какие черты характера присущи Экзюпери? (Мужество, смелость, ответственность, отзывчивость, доброта... )

- Как вы думаете, был писатель настоящим другом, умел он любить? (Да, потому что он всегда стремился прийти на помощь другим людям, проявлял чуткость и доброту.)

 

II. Изучение нового материала

1. «Продолжите предложение»

- Какой смысл вы вкладываете в слова дружба, любовь? Что означает для вас дружить, любить?

Дружить - это... (помогать, делиться, поддерживать, интересоваться...) Любить - это... (заботиться,радоваться, сочувствовать...)

Объясните значение эпиграфов к уроку. Согласны ли вы с этими мыслями?

 

2. Работа с текстом

1) Чтение XVII, XX разделов с лицами

• Что означают слова змеи: «Я могу отнести тебя дальше, чем любой корабль?» (Змея - небольшое существо, но мощная, потому что может лишить жизни кого угодно. Она жалеет Маленького принца, но предлагает ему свою «помощь» на тот случай, если она ему понадобится.)

• Как вы понимаете слова змея: «Среди людей тоже одиноко»? (Можно чувствовать себя одиноко даже в толпе людей, если не имеешь друзей, единомышленников, близких по духу людей. Яркий пример - рассказчик, которому было одиноко в мире взрослых и который встретил духовно родственную душу в пустыне, за тысячи миль от человеческого жилья.)

• Почему заплакал Маленький принц, увидев розы на Земле? (Только теперь он узнал, что его цветок - обычная роза, а не исключительная, загадочное растение, подобной которой нет во Вселенной.)

2) Чтение за лицами XXI раздела

• Что значит «приручить»? Или вы кого-нибудь приручали? («Приручить» означает испытывать сильную привязанность к кому-то, нежность, любовь, чувство ответственности.)

• Как изменится жизнь Лысая после приручения? («Если ты меня приручиш, моя жизнь словно солнцем осветится. Твои шаги я буду отличать от тысячи других. Услышав шаги людей, я всегда убегаю и прячусь. И твоя походка позовет меня, словно музыка, и я выйду из своего убежища.

И еще - смотри! Видишь, вон там, в полях колосится пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужно. Поля пшеницы мне ни о чем не говорят. И это печально. А ты имеешь золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручиш! Золотая пшеница будет напоминать мне о тебе. И я полюблю шелест колосьев на ветру...»)

• В чем суть диалога Маленького принца и Лиса?

«Настало время прощания.

- Я буду плакать по тебе,- вздохнул Лис.

- Ты сам виноват,- сказал Маленький принц. - Я не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

- Да, конечно,- сказал Лис.

- Но ты будешь плакать!

- Да, конечно.

- Значит, тебе от этого плохо.

- Нет, мне хорошо,- возразил Лис. - Вспомни, что я говорил про золотые колосья».

(Лис будет страдать от разлуки с Маленьким принцем. Но еще хуже для него было бы не иметь друга вообще. Лис будет вспоминать о Маленьком принце, глядя на золотые колосья пшеницы, и помнить, что когда-то у него был друг, который его приручил.)

Какие секреты открывает Лис Маленькому принцу? («Видит одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»; «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»)

• Как вы понимаете эти слова? (Надо доверять своему сердцу, действовать так, как оно велит. Чувствовать ответственность за людей, которые стали тебе близкими, заботиться о них, поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Слово «навсегда» у Экзюпери подчеркивает невозможность измены, разрыва отношений между близкими людьми. Так должно быть, по мнению писателя. Так не всегда бывает, к сожалению. Не поэтому так много несчастных людей в мире?)

3) Работа с «Копилкой золотых высказываний»

Запишите секреты Лиса в «Копилку».

• Мальчик понял слова Лиса? (Да, он возвращается домой, чтобы сохранить свой цветок, потому что она - единственная и неповторимая, хотя и очень похожа на все другие розы.

«Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть... Мне она одна дороже всех вас. Это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком... Я слушал, как она жаловалась и как хвасталась, я прислушивался к ней, даже когда она замолчала. Она - моя».)

• В чем суть аллегорического образа Лиса? (Лис - друг)

 

III. Выводы

• Что понял и чему научился Маленький принц во время пребывания на Земле? (Он понял, что такое настоящая дружба и любовь; начал ценить свою капризную, но прекрасную розу; нашел на Земле друзей - Лиса и летчика.)

 

IV. Домашнее задание

Дочитать сказку «Маленький принц».