ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

ІІ семестр

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР

 

УРОК № 67

Тема. Главные жизненные ценности в сказке-притче «Маленький принц»

 

Цель: выяснить, какие жизненные ценности считает главными автор сказки; провести литературные параллели; усвоить термины по теории литературы; воспитывать стремление к самосовершенствованию.

Оборудование: схема, тексты-миниатюры Ф. Крівіна «Памяти Экзю Пери».

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня мы разгадаем последнюю загадку Маленького принца. Прочитайте высказывание на звезде. Как вы его понимаете?

(Выражение «Вода бывает нужна и сердцу» означает, что, помимо обычной жажды, существует еще и духовная жажда, которая возникает, когда человеку необходимо понимание, поддержка, сопереживание... Как тело не может долго жить без воды, так и душа человека не выдержит долго без дружбы, любви, понимания.)

 

 

II. Выявление читательских впечатлений учащихся

• Какие эпизоды сказки поразили вас удивили? А какие заставили задуматься?

• Какое отношение возникло к героям произведения? Почему?

 

III. Беседа по последним разделам сказки

• Каким настроением проникнуты последние разделы сказки? (Они грустные, потому что Маленький принц собирается покинуть Землю, расстаться со своими друзьями. Летчику больно слушать разговор мальчика и змеи, ведь он хочет сохранить Маленького принца, но тот все же решил вернуться домой.)

• Как вы понимаете исчеВНОвения Маленького принца? Почему оно так похоже на смерть? Или это и есть смерть? (Маленький принц якобы возвращается на свою звезду. И читателям, и рассказчику очень хочется верить, что так оно и произошло. Возможно, эта грусть от разлуки, от осознания невозможности увидеться вновь?Автор книги не дает однозначного ответа на этот вопрос. Видимо, потому, что терять друзей всегда тяжело и грустно, даже если они остаются жить.)

• Чему учит сказка «Маленький принц»? На каких моральных заповедях отмечает в этом произведении Экзюпери? Мы узнаем об этом, «открыв» «Копилку золотых высказываний» (см. схему).

Выводы. Какие ценности, по мнению Экзюпери, самые главные в жизни? (Любовь, дружба, преданность, ответственность, труд...)

 

«Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь...»

необходимо иметь привязанность к кому-то, близкие, дружеские отношения; не быть как «перекати-поле»

«Все взрослые когда-то были детьми, но мало кто из них об этом помнит»

повзрослев, не пытайся уничтожить ребенка в себе

«Проснулся утром, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету»

нужно придерживаться чистоты как физической, так и моральной; беречь свою планету

«Надо было судить не по словам, а по делам»

надо делать выводы о человеке по его делам (слова могут не соответствовать действительности)

«Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты мудрый!»

оценивать себя объективно, признавать свои ошибки

«Видит одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

доверять своему сердцу, его велению

«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»

быть верным, преданным другом, нести ответственность за близких людей

 

IV. Применение литературоведческих терминов

Докажите, что «Маленький принц» - философская сказка-притча. Это произведение - ...

...сказка, потому что в нем рассказывается о фантастических событиях;

...притча, потому что имеет ярко выраженный поучительный характер, содержит в себе мораль;

...философский, потому что в нем рассматриваются «вечные» проблемы - любви, дружбы, жизни, смерти.

 

V. Литературные параллели

Феликс Кривин, известный российский писатель, создал миниатюру «Памяти экзю пери». Прочтите ее.

Памяти Экзю Пери

Вы помните Маленького Принца? Чтобы вернутся на свою планету, он должен был умереть на Земле. Сколько лет прошло, уже и Автор Принца умер и улетел на свою планету, а Маленький Принц все еще бродит по Земле.

Недавно я встретил его. Это было на маленькой станции, где поезда стоят не больше минуты. Когда все поезда ушли, все пассажиры уехали и приехали, а зал ожидания заперли на замок до рассвета, ко мне подошел Маленький Принц.

Он очень изменился. Вырос, повзрослел, поседел. Но в его глазах отражалась его планета.

Мы сидели на скамейке у запертых дверей. Нам было холодно. Мы молчали.

Потом он сказал:

- Поезда неудобный вид транспорта. У них на пути слишком много расставаний.

Я не ответил. Я подумал: может быть, он говорит во сне.

Нас опять соединило молчание.

Но вот, разрывая его, он сказал:

- Сколько станций - столько расставаний. На каждой станции оставляешь клочок души.

Я спросил:

- А почему вы тогда не улетели?

- Не получилось. Для того, чтобы вернуться, я должен умереть на Земле, а у меня не получается.- Он вздохнул.- Я прошел всю войну, побывал в таких местах, где жизнь совершенно невозможна. И везде находился кто-то, кто умирал за меня. Вы думаете, один солдат из-за меня домой не вернулся? Я просила приговоренного к смерти: тебе это не нужно, а мне нужно, позволь мне за тебя умереть. Но он отвечал: мне будет легче умереть, зная, что ты живешь, чем жить, зная, что ты умер. Я просила мать умирающего ребенка позволит мне умереть за ее ребенка. Она мне сказала: если ты умрешь, его детство ему не понадобится.

Люди привыкли умирать за других, но далеко не все умирают вот так, осмысленно. Скольким приходится умирать неизвестно за что, за чьи-то преступные замыслы, корыстные интересы...

Старый Маленький Принц... Как он прожил все эти годы? Наверно, не от радости он поседел. Сколько лет он бродит по дорогам, оставляя на каждой станции клочки своей детской души,- потому что души ведь не старятся, они либо рождаются старыми, либо остаются юными до конца.

- Послушайте, вы уже не маленький...

- И не Принц...

- В детстве вы рассказали прекрасную сказку, но одно в ней вызывает сомнение: неужели для того, чтобы попасть на свою планету, нужно непременно умереть на Земле?

- Иначе не долетишь. Тело слишком тяжелое.

- Это вы уже говорили. Но представьте себе: у каждого есть своя планета, каждый стремится к своей планете, но зачем же превращать Землю в кладбище! На последней войне погибли десятки миллионов - разве столько наберется планет? И неужели наша Земля лишь на то и годится, чтоб на ней умирать?

Он не ответил. Он только сказал:

- Каждый человек должен стремиться к своей планете.

Он умолк, опустил в ладони седую голову.

Светало. К нам подошел солдат,- возможно, один из тех, кто не дал умереть Маленькому Принцу. Только состарился он с тех пор, и вместо ноги у него была деревяшка.

- Пусть поспит,- сказал солдат, укрывая Принца своей шинелью.- Устал он, намаялся. Пусть поспит.

Солдат достал из кармана ключи и стал отпирать зал ожидания для дальнейших ожиданий.

1982

 

Почему Маленький принц остался на Земле? (Находились люди, которые умирали за него.)

• По какой причине другие люди берегли жизнь Маленького принца? («Светочи необходимо оберегать...» Маленький принц олицетворяет в себе идеал нравственной чистоты, ответственности, верности. Если этот идеал исчезнет, люди не смогут нормально жить дальше.)

• Какие афоризмы встречаются в этой миниатюре? Как вы понимаете их суть? («Души не стареют, они или рождаются старыми, или остаются юными навсегда», «Каждый человек должен стремиться к своей планеты»)

 

VI. Итоги урока

- Если вы внимательно читали сказку Экзюпери, задумались над вечными проблемами жизни, усвоили нехитрые истины человеческого счастья, вы потратили время не зря.

Пусть образ Маленького принца останется с вами на всю жизнь и поможет вам, став взрослыми, не забывать о ребенке в вашей душе.

НЕ ПРИВЫКАЙТЕ К ЧУДЕСАМ

Не привыкайте к чудесам -

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,-

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так - и все не так

Через одно мгновенье.

(В. Шефнер)

 

VII. Домашнее задание

Прочитать рассказ К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».