XIX ВЕКА
Артюр Рембо «Ощущение», «Пьяный
корабль», «Голосівки»
Артюр Рембо (1854-1891) - выдающийся
французский поэт, в судьбе которого отразились переломные моменты современной истории
Франции. Родился он в семье среднего достатка в французском городке
Шарлевиль-Мезьер в департаменте Арденны. Ребенком он был невгамованою, но
довольно талантливой. До 15 лет выигрывал в многочисленных конкурсах и даже мог
сочинять стихи на латыни.
В 1870 году его учитель Жорж
Ізамбар стал настоящим наставником для Рэмбо, поэтому стихи молодого поэта начали
быстро совершенствоваться. Он мог часто убегать из дома и присоединяться к Парижской
коммуны 1871 года, которую он впоследствии описал в своей поэме «Парижская масса». По
некоторым версиям, он был похищен пьяными солдатами-коммунарами. К тому
времени он стал анархистом и удивлял местную буржуазию своим поношенной одеждой и
длинными волосами.
Летом 1870 года поэт покидает
Шарлевиль, что воплощал для него общественный порядок, религию, семью. В это время
Рэмбо уже был совершенным поэтом-сатириком, который имел богатый арсенал ироничных,
саркастических, гротескных красок. К осени 1870 года Рембо создал более десяти
стихов, в которых самая ощутимая зависимость от романтической традиции. Почти все
они написаны александрийским стихом, который воплощал устоявшиеся нормы
«правильного» французского стихосложения. При переходе к следующей фазе творчества
тон и стиль поэзии Рембо почти не меняются. Патетика уступает место
сарказма - от
достойного восхищения в прошлом поэт переходит к недостойному настоящего.
Образы величественные и возвышенные меняются образами никчемными и карикатурными.
Утверждаются жесткие, резкие, вызывающие интонации.
Франко-прусская война набирала
оборотов, и свое шестнадцатилетие поэт встречает стихами о войне. Это, в частности,
сонет «Спящий в щелочи». Но, в отличие от традиционных сонетов, для которых считались
обязательными сдержанность и строгость в отборе тем и тропов, сонет Рембо характеризуется
жестоким, саркастическим тоном, стремительным ритмом, приближенным к разговорной
поэтическим речью, лексичною свободой, использованием «прозаїзмів» и резкими
изменениями стиля. Это почти гротескное сочетание сонетної формы и «земного»
сатирического сюжета, полного анархического вызова. Всем этим определением
отвечает и сонет «Моя циганерія» - настоящий гимн богеме, человеку, который
оторвалась от общества и осталась наедине с небом и звездами. В стихотворении
«Заседатели» торжествует заложена в «людях-функциях» тенденция к
одеревенение, окаменелости. Исчезает любой намек на жизнь и действие. Человека
вытесняет функция, а затем функцию заменяет ее внешняя оболочка, предметная
характеристика. Так создается сатирический образ «человека-стула».
К периоду Коммуны - новой фазы в
творчества Рембо - принадлежат лишь четыре-пять стихотворений, но это действительно новая эпоха в
развития поэта. Все эти произведения поражают мудростью и глубиной, несмотря на то, что Рембо
едва-едва исполнилось шестнадцать лет! Только он насмехался над
бедными, измывался из женщин - и казалось, что нигилизм поэта не знает границ,- а
теперь создает настоящий гимн женщине-работнице - «Руки Жанны-Мари» - символ,
подобный «Свободы на баррикадах» Делакруа. Вдруг исчезают цинизм, напускная
грубость.
Поражение Парижской Коммуны, победа
версальців осознаются поэтом как глубочайшая трагедия. Стихи, написанные в Рэмбо
дни Коммуны, показывают, какое значение она для него мала. Поражение восстания
означала для Рембо победу «Заседателей» - «тех, кто сидит». После гибели
Коммуны Рембо все свои надежды возлагает лишь на искусство. Он прекращает обучение,
несмотря на впечатляющие успехи, и вообще избегает каких-либо постоянной деятельности.
Это было прежде всего демонстрацией мятежных настроений поэта, потому что он не
принадлежал к бездельников.
Тринадцатого мая 1871 года он
пишет письмо, в котором заявляет о своем намерении создавать новую поэзию: «Я хочу быть
поэтом, и я пытаюсь превратиться в ясновидца... Речь идет о том, чтобы достичь
неизвестного путем расстройства всех чувств...». Стремление к «ясновидения» Рэмбо
прямо связывает с бунтом, а «расстройство чувств» противопоставляет «нормальном»
социальному бытию. В период «ясновидения» Рэмбо по-настоящему вводит стихотворение
«Пьяный корабль», созданный летом 1871 года. Вслед за ним появился ряд
стихов, написанных во время скитаний поэта. Это последние стихи Рембо, и они
опять-таки составляют особый этап его творчества. Поэт стал «ясновидящим».
Образ общества почти совсем исчезает из его произведений. Может показаться, что последние
поэзии Рембо - это будто странствующие зарисовки, сделанные очень наблюдательным
поэтом во время его скитаний. Впрочем, в «Последних стихах» Рэмбо совсем реальные,
конкретные впечатления абстрагируются до уровня символа, который означает то ли «пейзаж
души», то пейзаж Вселенной. Эстетический эффект этих произведений определяется
парадоксальным слиянием самого простого и самого сложного. «Ясновидение» привело
поэта к расшатыванию основ традиционной системы стихосложения - хотя объективно это
был процесс обогащения, расширения возможностей французского стиха. Сохраняя
время рима, Рэмбо внедряет асонанси, дванадцятискладовий строка заменяет
одиннадцати-, десяти-, восьмискладовим, применяет сокращенный строка,
подчиняет песенным, разговорным ритмам, иногда не соблюдает пунктуации и
вообще демонстрирует независимость от «правил». Но, даже освобождаясь от
правил, Рэмбо все же продолжал писать стихи - то есть подчинялся условности
поэтического языка.
Начинается новый цикл скитаний. В
августе 1871 года Рембо посылает свои стихи Верлену, и тот, увлекшись ими,
приглашает поэта в Париж. Там Рембо сближается с Верленом, с другими поэтами и
прибегает к образу жизни настоящей богемы. В феврале 1872 года Рембо
возвращается домой, но уже в мае снова едет в Париж. Затем осуществляет
несколько поездок в Бельгию, Англию, опять во Францию и затем возвращается в
Бельгию. В июле 1873 года Верлен во время очередного ожесточенного спора двух
поэтов стреляет в Рембо, ранит его, а сам попадает в тюрьму. В начале
1874 года Рэмбо находится в Англии, затем в Германии, Италии; некоторое время живет
в Шарлевілі, откуда уезжает в Австрии и Голландии. Эта бесконечная «путешествие»
тянется вплоть до 1880 года, когда поэт окончательно покидает Европу. Это было
десятилетия нищеты, случайных заработков, странных экспериментов. Поэт живет, не
связывая себя даже фактом географического присутствия в одном месте.
Вызревание прозаїчності в последних
произведениях поэта делало предполагаемым то роковое освобождение от самого искусства,
которым завершился путь Рембо. «Озарения» (1872-1873, опубл. в 1886) - так называется
созданный в период «ясновидения» цикл «стихотворений в прозе».
«Пьяный корабль» судьбы Рембо
окончательно сбился с курса. Поэт искал забвения в алкоголе, наркотиках, бурных
пристрастиях. Но это не утолило «боли жгучих противоречий», и Рэмбо решил изменить
свою жизнь. После того как ему исполнилось двадцать лет, он не написал
никакого поэтического строки. Отказавшись от искусства, бродил по Англии,
Германии, Бельгии, торговал всевозможными мелочами на европейских базарах,
нанимался косить траву в голландских деревнях, был даже солдатом голландских
колониальных войск на Суматре. Побывал в Египте, на Капри, в Занзибаре. Рэмбо
изучал язык негров Сомали, осваивал земли Африки, где не ступала нога
цивилизованного человека, помогал императору Абиссинии готовить войну против
Италии. В последние годы работал в торговой фирме «Віанне, Барде и К°», которая
продавала кофе, слоновые бивни, кожу.
Тридцати семи лет, уставший, но
еще полный сил, вернулся Артюр Рембо во Францию. Неизвестно как сложилась бы его
дальнейшая судьба, и в 1891 году у него образовалась опухоль правого колена, которая
оказалась саркомой. 10 ноября того же года он умер в марсельской больнице.
Стихотворение «Чувство» относится к первому
периода творчества Рембо (1869 - май 1870 г.). Он написан
александрийским стихом, был воплощением «правильного» французского
стихосложение. Настроения поэта той поры нашли свое лучшее отражение в одном
из его писем: «Что вы от меня хотите, я упрям в своем обожании свободной
свободы...» Именно таким «упрямым в обожании свободной свободы» предстает лирический герой стихотворения
«Ощущение». Его путь направлен вперед и в будущее, что подчеркивает временная
форма глаголов, использованных в поэзии: «пойду», «колоть», «начну топтать»:,
«почувствует», «позволю овівати» и т.д. Он, полон величественных и возвышенных
чувств, словно замер в ожидании бесконечной действия, чтобы раствориться или злиться
с Природой, стать душой мира.
Это стихотворение Артюра Рембо созвучен
поэзии Шарля Бодлера «Вечерняя гармония». Однако если в лирического героя Бодлера
вечерняя гармония пробуждает элегические чувства, навеянные «меланхолійнім вальсом»
и «очманінням томным», то в героя Рэмбо, который мечтает «скитальцем» отправиться
неизвестно куда, «голубые вечера» вызывают восхищение.
Бесконечная дорога и человек на ней -
один из любимых мотивов и символов мировой поэзии. Так, он часто встречается
в произведениях русского поэта-романтика Г. Лермонтова, где картины ночного пейзажа
подчеркивают трагическое одиночество лирического героя:
Небеса прекрасные и бескрайние!
Спит земля в лучах голубом...
Почему же сердце от боли замирает?
Жду чего? Жалуюсь по чем? (Пер. М.
Рыльского)
Зато у лирического героя Рэмбо
все не так. Природа вдохновляет его, он ощущает себя ее частью. Он не
одинок, хотя вокруг и нет людей, ведь окружающий мир - голубой вечер,
трава, степная свежесть, ветер - такие же, как и он сам, органические частицы
Вселенной, и это наполняет его душу безграничной любовью:
Поэтому молчу себе, сповільнюю ходу.
В душе безграничной любви лишь
приливы;
Все дальше и дальше, как тот бродяга,
пойду,
С природой, словно с женщиной,
счастлив. (Пер. Г. Кочура)
В конце 1871 года Рембо
переходит на позиции символизма. Он считает, что задача поэта состоит в том,
чтобы быть провидцем, пророком, посредником между людьми и позареальним миром.
Чтобы стать таким посредником (медиумом), услышать и передать потусторонние голоса, Рембо
старается свести к минимуму участие разума в процессе творчества. Он настаивает
на том, что поэт должен быть Прометеем. Поэзия должна активно вмешиваться в
жизнь, идти впереди его. Строить «материалистическое будущее» может лишь тот
художник, который достиг «состояния прорицателя, предсказателя». По его мнению, выразить невисловлюване,
выразить ирреальные тайны бытия можно было лишь образами-символами - туманными,
многозначными и всегда необъяснимыми.
Ярким образцом символистской
лирики Рембо есть стихотворение «Пьяный корабль» (1869-1871).
«Пьяный корабль», написанный поэтом
в 15-летнем возрасте,- первое произведение, созданное согласно с традициями «объективной
поэзии», в которой, по Рембо, «не поэт думает, а его думают». Это один из
динамичных, найекспресивніших произведений мировой литературы. В стихотворении говорится
о корабль, потерявший управление и носится в безграничном океане, ища
спасение, счастье, любовь, красоту. По своему содержанию стихотворение является универсальным. Некоторые
увидели в нем отражение бунта против утилитаризма, другие - произведение, в котором
поэт прогнозирует свое будущее, кто-то проводил аналогии с событиями Парижской
Коммуны и т. п. Словно человек, потерявший жизненные ориентиры, отчаялась,
устала искать смысл бытия, «пьяный корабль» без руля и без ветрил, без
капитана и моряков затерялся среди волн безграничного океана, ему угрожают
рифы, скалы, он неизбежно столкнется с ними и, разбитый, погибнет, так и не
увидев родной берег, который исчез за горизонтом давно и навсегда.
«Пьяный корабль» - рассказ о той
путешествие, которое имеет намерение осуществить поэт-«ясновидящий». Какой-то корабль, что
начинает плавание по неспокойным морем, быстро теряет и экипаж, и руль, и,
в конце концов, готов пойти на дно. Впрочем, корабль этот «олюднюється»,
превращается в символ, наглядное, зримое воплощение «я» поэта, состояния его души. В
стихи возникает двойной образ «корабля-человека», двойной судьбы - и разбитого
корабля, и разбитого сердца поэта. Рембо не только рисует в виде «пьяного
корабля» свое путешествие по «неизвестным». Он предусматривает и скорую гибель
корабля, начал опасный путь, и свою поэтическую судьбу. «Пьяный корабль»
- это также своеобразный миф о мире, исповедь поэта в образе «маленькой
одиссеи», путешествия в поисках самого себя. Поэт отождествляет себя с кораблем, который,
потеряв команду, «лишившись своего груза», в восторге отдается стихии. И в
внешнем, повествовательном плане «Пьяного корабля», и в скрытом лирическом
переплетаются противоположные чувства: упорство и тревога, восхищение безграничной
волей и страх потеряться навсегда. Образы поэзии теряют четкость, деформируются,
и трудно определить границу между реальным и воображаемым. «Подстановка», которая состоялась в
«Пьяном корабле», ознаменовала формирование новой поэтической системы, основанной
на символическом отражении действительности.
Итак, в стихотворении «Пьяный корабль»
лирическое «я» - это «я» корабля, который стал свободным от руля и экипажа и путешествует
безграничными просторами океана, бросая вызов стихиям:
Когда шумящего я сбылся экипажа,
По воле Год я мчался, куда я только
желал.
Именно ощущение этого опьяневшего от
неограниченной свободы, незабываемых впечатлений и чувств корабля («крайне терпкая любовь
меня пьянила в море») передаются автором. Рэмбо находит яркие, свежие слова
для создания неожиданных образов, фантастических морских пейзажей,
использует своеобразную, непоетичну лексику, смело употребляет просторечия.
«Пьяный корабль» - это символ
освобождение от обычной жизни и устоявшегося видения мира. В то же время этот образ
символизирует собой бунтарскую и беспокойная душа поэта, стремящегося увольнения,
рвется на поиски новых впечатлений и открытий, хочет жить по принципам новой
сознания.
Возникают также ассоциации с
странствующим жизнью самого Артюра Рембо - неутомимого скитальца миром, что желал
познавать никогда и никем не познанное. Интересно, что на время написания «Пьяного
корабля» Рембо еще не видел моря. Богатство и выразительность образов,
многомерность символики, правдивость и естественность картин свидетельствуют о том, что
пророческие эксперименты Рембо были небезосновательны:
Я видел, как шумят топи и
верші,
Где в камышах гниет морской Левиафан,
Как падают в штиль гигантские волны
первые,
Как даль врезается в бездонный
океан.
Я созерцал солнце в пострахах
мистических,
Что зблисло сгустками фиалковых
луч;
Валы злые, словно актеры драм
античных,
Віконничий свой дрожь катили в
даль. (Пер. М. Терещенко).
Однако в финале стихотворения «пьяный корабль»
встает уставшим и обессиленным от бурного и жестокого жизни, одиноким,
отвергнутым и забытым всеми:
В бухтах спутанный весь травами
морскими,
Я шквалом брошен, где и птицы не
найти,
Откуда ни монитор, ни парусник не
поднимет
Разбит мой каркас, опьяненный
воды... (Пер. М. Терещенко)
Он больше не может вернуться к
своих безумных странствий и живет лишь воспоминаниями, однако ни о чем не жалеет и знает,
что никогда бы не мог вернуться к прежнему спокойному и общепринятого существования.
Таким образом, в очарованности Рембо,
которого Поль Верлен назвал «путникам в башмаках, подбитых ветром», свободным
жизнью бродяги-путешественника одновременно содержатся размышления о изнурительную за такой
свободы беспризорность без руля и ветрил, что в конце концов заводит в тупик. Жажда
свободы, захват стихией моря и в то же время страх перед ней, осознание
своей внутренней отрешенности от всего окружающего, устойчивого, стабильного -
все это воплотилось в маленькой «одиссеи» Артюра Рембо.
Но вряд ли такая судьба выглядит
жалкой, ведь пьянка миг свободы иногда дороже целую вечность в рабской
повиновении и в плену общепринятых обычаев. И «корабль» Артюра Рембо имеет
право гордиться своим коротким триумфом. Его незабываемым впечатлением полнокровного
жизнь, устойчивости и гордой силе можно по-настоящему позавидовать.
В сонете «Голосівки» Рэмбо предлагает
новый принцип формирования образа, который строится на свободной ассоциации между звуком
и цветом, зрительных впечатлениях. Сонет построен как череда произвольных ассоциаций
лирического героя между звуками и цветами, зрительными образами. Гласные звуки дают
импульс его творческому воображению, вызывая образы, рожденные впечатлениями от
внешнего мира и напряженной духовной жизни. Так, звук «А» ассоциируется у
поэта с черным цветом смерти, тления, мухами на помойках - символом всего
отжившего, ненужного. Звук «Э» ассоциируется с белым цветом, древней
чистотой ледников. «И» пурпур символизирует, ток крови, бурные страсти.
«В» воплощает мудрость зеленой природы и одновременно человеческую мудрость. «О» ассоциируется
с синим цветом неба, неземными тайнами и неразгаданным божественным
смыслом.
Цвето-звуковые ассоциации
соотносятся между собой по принципу контраста: черный - белый (духовная
смерть - вечное бытие), красный - зеленый (страсть - мудрый покой). Однако
для поэта все взаимосвязано, одно лучше отражает другое.
В «Голосівках» «поэт-ясновидец» все
подчиняет своем сознании и способен видеть природу и мироздание лишенными
объективных закономерностей, причинно-следственных связей. Как и большинство
стихов Рембо, «Голосівки» имеют множество трактовок. Например, одно из них
предлагает рассматривать стихотворение как символическую картину человеческого бытия: от тьмы
(черный цвет) света (белый цвет Е), через бурные страсти (красный
цвет И) к мудрости (зеленый цвет) и познания тайны Вселенной (синий
цвет В). Важную роль в «Голосівках» играет принцип контрастности: черное -
белое, смерть - жизнь, безобраВНОе - прекрасное, мимолетное - случайное. Рэмбо
использует форму сонета, который традиционно состоит из тезиса, антитезиса и их
синтеза, то есть в самой его строении заложено противоречие, и это позволяет
рассматривать «Голосівки» как образец символистского поиска «соответствий» между
разными началами жизни, как панорамную картину Вселенной.
Уподобление гласного звука цвета
означало пренебрежение словом как смысловой единицей, как носителем определенного значения.
Звук, изолированный от смыслового контекста, приобретает функцию «внушение»,
прямого воздействия на чувства, «внушаемости», с помощью чего и оказывается
«неизвестное». Такую литературную технику предвещал уже принцип Верлена «музыка более
все» (который, несомненно, напрямую повлиял на Рэмбо), но верленівський
импрессионизм хранил как образ данной души, так и конкретный природный образ, а
в Рэмбо непізнаванним становится все простое и ощутимое.
Подхватывая идею бодлерівську
общих «соответствий» в храме природы, Рэмбо вписывает ее в свою концепцию
«ясновидение», что дает ему возможность увидеть природу и мироздание лишенными
причинно-следственных связей, объективных закономерностей, где все подчиняется
сознании поэта.
«Голосівки» поражают своей
динамикой, раВНОобразием образов и чувств, изменениями интонаций, что помогает
автору открыть многогранный мир человеческих ощущений, впечатлений, ассоциаций.
Эксперименты А. Рэмбо продолжили следующие поколения символистов, ища
таинственный смысл в области звуков и удивительных образов.