УОЛТ УИТМЕН (1819-1892)
СБОРНИК «ЛИСТЬЯ ТРАВЫ»
Уитмен трансценденталізм
На мировоззрение и творчество Уолта Уитмена и трансценденталізм оказал значительное влияние (от лат, transcendens - выходящий за пределы) - философско-литературное течение в США в 1830-1860 гг., основными идеями которой были социальное равенство, равенство людей перед Богом, их духовное самоусовершенствование, близость к первозданной природы, интуитивное осмысление которой ведет к абсолюту («наддуші») и нравственного очищения (прежде всего от «вульгарно-материальных» интересов).
Трансценденталізм был реакцией против рационализма XVIII в. и воплощением общей гуманистической тенденции развития мысли XIX ст. Основой этого движения была вера в единство мира и Бога. Душа каждого индивида считалась тождественной всему миру и представляла его в миниатюре.
В эссе «доверие к себе» Г. В. Эмерсон высказал главные идеи: необходимость нового национального видения мира, использование человеком личного опыта, понятие космической наддуші. Все эти идеи были изложены в его первом трактате «Природа» (1836), что считается манифестом трансценденталізму и начинается так: «Наш век обращено к прошлому. Оно строит склепы своим предкам. Он пишет биографии, истории, критические статьи. Прошлые поколения созерцали Бога и Природу; они смотрели в глаза друг другу. Мы же смотрим на все их взглядом. Почему мы неспособны наслаждаться нашим исконным связью со Вселенной? Почему мы не можем иметь поэзию интуитивную, поэзию внутреннего видения, а довольствуемся традиционной поэзией? Где та религия, которая стала бы для нас откровением, а не только историей религий?.. Так давайте же займемся нашей собственной работой, нашими собственными законами, своим служением Богу».
Самыми значительными для В. Уитмена были трансценденталістські идеи «доверия к себе», духовной независимости, божественности человеческого «я», естественного равенства людей, а также пантеїстичного восприятия. С этой точки зрения нужно воспринимать, например, стихотворение «Взгляд», где поэт воспринимает природу (зари) не как «формулы и цифры», а как часть Вселенной, к которому причастен и он сам:
Когда я слушал ученого астронома,
Когда передо мной выстроили
столбиками формулы и цифры,
Когда мне показывали графики
и карты, что-то добавляя, деля и измеряя,
Когда я сидел в аудитории, слушал лекцию
астронома и аплодисменты,
Удивительно быстро мне стало скучно и плохо так
Что я должен был встать и ускользнуть, и бродил сам
Среди влажной таинственной ночи, время от времени
Поглядывая в полной тишине на заре.
Перевод М. Крыши