ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XIX ВЕКА

Поль Верлен «Поэтическое искусство», «Так тихо сердце плачет...»

 

Поль Верлен (1844-1896) - французский писатель, поэт, символист.

Родился ЗО марта 1844 года в городке Мец в семье военного инженера, который рано умер. Мать, дочь богатого сахарного фабриканта, одна воспитывала ребенка. В 1851 году Верлен учился в Париже, в частном пансионе Ландри. Впоследствии продолжил Верлен обучение в парижском лицее Бонапарта. В 1862 году, сдав экзамен на звание бакалавра, слушал лекции в училище правоведения. Однако обучение длилось недолго. Уже в 1864 году Верлен - мелкий служащий одной из страховых агентств, несколько позже - чиновник районной парижской мэрии и городской ратуши.

Уже в юношеские годы у Верлена появляется склонность к литературному творчеству. Он зачитывается стихами III. Бодлера, поэтов-«парнасцам» Т. де Банвіля и Т. Готье. Осенью 1862 года Верлен записывается на факультет права - изучать юриспруденцию, и вскоре через материальные лишения оставляет обучения и приступает к работе.

В 1866 году Верлен публикует свои стихи в журнале «Современный Парнас» и издает за свой счет сборник «Сатурнічні поэзии». В первом сборнике поэта еще ощутимо влияние эстетики поэтов-«парнасцам». «Парнасці» отказывались от романтического «кипение чувств», от «исповедальной лирики».

Основным критерием прекрасного, на их мнению, должна быть совершенство формы, «равновесие между объективным и субъективным», и этот принцип отчасти сохраняется в поэтических образах молодого Верлена. Однако стихи «Сатурнічних поэзии» уже имеют признаки оригинального верленівського стиля: меланхоличность интонации, способность передавать тайные движения души, ее «музыку».

Сборник посвящен тем, кто родился «под знаком Сатурна», всем, «кто несчастлив на земле, кого тревожит мятущаяся воображение, кто обречен на земле, а возможно, и на вековые страдания». Именно таким видел поэт себя и своего читателя, надеясь на его сочувствие. Поэт восторженно говорит о произведения и предметы искусства, часто употребляет слова прекрасное, идеал, бесстрастный, равнодушный. Но в его восприятии мир не является холодно-гармоничным и прекрасно-равнодушным, каким он представал в «парнасцам». Созданы Верленом пейзажи в основном изображают осень, закат, сумерки («Осенняя песня», «Солнце на закате», «Never more»). Лирический герой этих стихов статический, в его застылости ощутимое нечто роковое. В конце 60-х годов Верден сотрудничает с литературными журналами; в 1869 году издает за свой счет сборник под названием «Изысканные праздники». Отправным пунктом для создание сборника послужили поэту книга братьев Гонкуров о искусство XVIII ст., отдельные стихи В. Гюго и Т. где Банвіля, а также открытие залов Лувра, посвященных этой «галантной» эпохи.

В сборнике «Изысканные праздники» Верлен использовал характерный для «парнасцам» прием создания пейзажа: не впечатление от живой природы, а ее отражение в живописи вдохновляют поэтические строки. Поэта захватывают картины Ватто, Фрагонара, Греза, однако, зарисовки природы приобретают чисто верленівського характера «пейзажа души», они подчинены основном здесь художественной задаче - выявить оттенки состояния души лирического героя. Дамы и кавалеры, которые появляются в книге, не живут в реальном мире, а существуют как игра воображения, как капризная спектакль на фоне изящного «пейзажа души»: «Твоя душа - витворний пейзаж, //Которым проходят с песней и игрой // Волшебные маски, радостные на вид, // И полны тайной журою». Стихи «Изысканных праздников» написаны в новой, совершенно отличной от «парнаської», меланхолично-игривой форме, которая допускает разговорную интонацию. Поэт играет новыми, невозможными в традиционном стихосложении рифмами.

Сборник «Изысканные праздники» дала толчок дальнейшим творческим исканиям самого Верлена и А. Рембо. Любовная страсть к Матильде Моте, волшебной шістнадцятилітньої девушки навеяла Верлену стихи, собранные в третьей книге «Добрая песня» (1870). Это рассказ о пылкой и одновременно несмелое любви к девушке, которая пленила поэта чистотой и женским обаянием. Стихам, которые вошли в сборник, характерна общая мелодия. Голос поэта становится нежным, лиричным. Он пишет об ожиданиях, о нетерпение, с которым «ждет союза двух сердец», о скромную прелесть своей невесты, о пробуждении в душе высоких чувств. В целом сборник знаменует переход от «эпического» к личного, повседневного, до впечатлений «этого момента». Проникновенное усвоения подробностей бытия, обычных, ежедневных вещей, которые Верлен превращает в детали истинно поэтического мира, на «пейзаж души», - все это, как и характерная естественность стиха, становится признаком «импрессионистической поэзии». Сборник «Добрая песня» было напечатано летом 1870 года, накануне франко-прусской войны. Именно тогда состоялось и свадьбы Верлена и Матильды. Молодожены поселились в Париже, и вскоре им пришлось пережить осаду столицы прусскими войсками.

Надеясь на семейное счастье и домашний уют Поль Верлен в 1870 году вступил в брак с Матильдой Моте, однако впоследствии поэту пришлось испытать разочарование в своих замыслах. В 1871 году Верлен не подчинился версальцям, остался в Париже, работая в бюро прессы Парижской коммуны. Поэтому ему пришлось пережить репрессии и кровавый террор, длительное время скрываясь. Так он пристрастился к алкоголю. Роковую роль в этом сыграла и дружба с Рэмбо.

В августе 1871 года юный Рембо присылает Верлену листа со стихотворением «Пьяный корабль», а потом приезжает к нему в Париж. их отношения были бурными и полными драматизма. Сблизившись с Верленом, Рембо стал его постоянным спутником, завсегдатаем гулянок в кафе. В июле 1872 года оба поэты отправляются в Бельгию, а оттуда - в Англию, где, терпя голод и холод, часто задурманені алкоголем, они проводят время в бесконечных спорах и ссорах. Летом 1873 года в Брюсселе во время ссоры Верлен ранил товарища, выстрелив в него из пистолета. За покушение на жизнь Рэмбо Верлена был задержан и осужден на 2 года тюремного заключения.

В тюрьме Верлен переживал глубокую духовный кризис. Здесь он снова обратился к католической вере, вере его детства. Там же он написал стихи, которые вошли в его сборник «Романсы без слов» (1874). Этот сборник стихов литературоведы оценивают как вершину творчества Поля Верлена, потому что именно с ней связывается представление о новой, импрессионистскую поэзию Верлена.

Поль Верлен занимает особое место среди выдающихся французских лириков конца XIX ст.. Провозглашен «королем поэтов» и уважаемый как признанный мастер символического направления, он, однако, не был ни его лидером, ни теоретиком. Факты личной биографии поэта и его творчество неразрывно связаны. Натура страстная и неуравновешенная, Верлен часто сгибался под тяжестью жизненных обстоятельств, запутывался в противоречиях собственной судьбы и характера. Но справедливо заметил А. Франс: «нельзя применять к этому поэта то же мерило, которое применяют к здравомыслящих людей. Он имеет права, в которых нас нет, поскольку он стоит несравненно выше и, вместе с тем, несравненно ниже нас. Это бессознательное существо, и это такой поэт, который встречается раз на века».

«Романсы без слов» - высшее поэтическое достижение Верлена.

Снова, как и в первых сборниках, звучат ноты печали и меланхолии, непродолжительного забвения и печали. Отдельные стихи сборники напоминают пейзажи художников-импрессионистов, у них все будто покрыто серой мглой или растворенное в тумане. При этом четко проявляется присущая поэзии рубеже веков тенденция к синтезу словесных и живописных образов, использование изобразительных художественных возможностей языка. Прислушиваясь к монотонного шума дождя, эхо церковных колоколов, блуждая насыщенными осенним воздухом улицам, погружаясь в сиренево-зеленую тень деревьев, поэт сливается душой с печальным и таинственным миром.

Окружающие предметы не существуют для отдельно от света, который они излучают, от вибрации воздуха: «Зеленовато и малиново // В непевнім свете лампы // За окном все снова и снова // Мерцают пригарки и рампы...». «Романсы без слов», импрессионистические по своей природе, состоят преимущественно из стихов, рисующих пейзажи.

Другие сюжеты (исторические, героические, сатирические) бесследно исчезают. Но пейзаж здесь необычный - это опять-таки «пейзаж души». Природа и душа поэта сливаются в одном образе, в единой существу, которое, оставаясь природой, становится вместе с тем человеком. «Мгновенность» впечатлений подчеркнута тем, что Верлен из всех времен глагола предпочитает настоящем, а сами глаголы в него уступают место іменникам. Вместе с глаголом-сказуемым с поэтической фразы исчезает действие. Верлен попытался доверить общение души и природы краскам и звукам.

Само название сборника «Романсы без слов» свидетельствует также о стремлении поэта усилить музыкальную окраску стихов: «Мжиці грустные звуки // и на земле, и по крышам! // В сердце, что вянет от скуки, // льются грустные звуки». Поэзия Верлена впервые во Франции полагается на суггестивную силу лирики: поэтическое слово в его стихах влияет не столько благодаря своему предметному значению, сколько благодаря «смысловом ореола», который внушает, подсказывает те или иные настроения. Именно через это поэты-символисты считали Верлена своим предшественником.

По выходе из тюрьмы в мировосприятии поэта произошел настоящий переворот - он обратился в католичество. Следующая книга Верлена «Мудрость» (1881) явила миру новую свойство его поэзии - религиоВНОе вдохновение. РелигиоВНОе обращение, бурный и страстное, было, как это свойственно Верлену, противоречивым и непоследовательным, вместе с тем, «Мудрость» - книга глубоко продумана. Поэт, отрекаясь от своего развратного прошлого с Рэмбо, рассчитывал найти «подкрепление» в вере, с ее помощью разрешить конфликт между «жизнью» и «искусством». В 1875-1877 годах поэт живет преимущественно в Англии, много работает.

В своем программном стихотворении «Поэтическое искусство» (который был написан в 1874 году, а напечатан в 1882 году и пародировал известное произведение теоретика классицизма XVII в. Буало) Верлен, в противовес логично-рационалистическим принципам поэзии прошлого, провозгласил необходимость создание иного стиля в поэтическом искусстве - легкого, мелодичного и чувственного. Он выступил против рационализма в поэзии, против искусственности, риторики, требовал от поэта подлинного искусства, чистого дыхания чувств, дрожательной передачи впечатлений, призвал приблизить поэзию к музыке.

Прежде всего - музыка в слове!

Бери же из размеров такой,

Что течет, мутноватая и легкий,

А не тяготеет, словно закови. (Пер. Г. Кочура)

Поэт пытается сбросить узы традиционного стихосложения («Хребет риторике затруднения И еще как следует обуздай рифмы»). Он утверждает поэзию внутреннего видения и внутренней жизни. Верлен считает, что истинное назначение поэзии - выразить то, что невозможно выразить в любой другой способ.

Мелодику стихотворения Верлен противопоставил его смысловой четкости, лирика Верлена - это поэзия намеков и полутонов. Слово для поэта - прежде всего музыка, а не смысл, оно должно манить вдаль, на поиски прекрасного.

Чтобы стих твой всегда был крылатый,

Чтобы душу порывал - искать Новую лазурь, новую любовь.

Чтобы мчался, где даль не мрачная,

Где чары веет ветерок,

Где пахнет мята и тимьян...

Стихотворение, за Верленом, имеет ценность лишь тогда, когда направлен к небесам, к сверхъестественному. Поэт завершает произведение ироничным возгласом: «А остальное все - литература!», пренебрежительно называя «литературой» все то, что по его мнению, является искусственным, риторическим, надуманным, лишенным жизни и свободы.

Характерная особенность творчества Верлена - внушаемость его лирики (от лат. 8觧еаііо - намек, внушение). Слово у поэта действует не столько своим предметным значением, сколько смысловым ореолом, словно навевает ли подсказывает определенные настроения. Именно суггестия приближает Верлена до символистов, ведь как такого символа в его лирике нет.

Его поэзия - это отражение непосредственных, сиюминутных впечатлений. Размытая линия у него царит над четким контуром, оттенок - над ярким цветом, светотень - над светом, полутон - над выразительным тоном.

Люби оттенок и полутон.

Не краску - краски нам враждебные:

Оттенок лишь объединить может

Трубу и флейту, мечту и сон. (Пер. Г. Кочура)

Все эти особенности связывают поэзию Поля Верлена с эстетическими принципами не только символизма, но и импрессионизма, утверждения которого связывают с его именем. Імпресіоністичність - еще одна важная черта его поэзии (от фр. impression - впечатление; импрессионизм - направление в искусстве, который основной своей задачей считал воспроизведение личностных впечатлений, мгновенных ощущений и переживаний).

Стихотворение «Поэтическое искусство» стал своего рода манифестом поэтов конца XIX ст. «Прежде всего - музыка в слове» - это лозунг и импрессионистов и символистов.

Интересно, что «Поэтическое искусство» Верлена вызвало восхищение не только литераторов, но и художников-импрессионистов, в частности Огюста Ренуара, Клода Моне, Камиля Писсаро, а также композиторов-импрессионистов, в первую очередь - Клода Дебюсси, который на тексты Верлена написал несколько музыкальных произведений.

Стихотворение «Так тихо сердце плачет...» принадлежит до цикла «Забытые арієти» из сборника «Романсы без слов». И название сборника, и название цикла подчеркивают особенность поэзии Верлена, которое чрезвычайно метко воплотилось в формуле «прежде всего - музыка в слове...» Арієта - это музыкальный термин, небольшая ария, простая по изложению и песенным характером мелодии. Такие же стихи Верлена из этого цикла: небольшие по объему, могут даже казаться слишком простыми, одновременно напоминая знакомую до боли мелодию, которую поет душа.

«Так тихо сердце плачет...» - одна из лучших и самых известных стихотворений Верлена. Как и многие символистских шедевров, она создает настроение, вырисовывая знаменитый верленівський «пейзаж души»: в городе начинается дождь, а вместе с ним начинает плакать сердце. Поэт не создает никакого зрительного образа. Мы только слышим, как нежно шумит дождь по крышам, по листьям. Никаких резких звуков, это вроде заставляет лирического героя прислушиваться к своему сердцу, к тому невыносимой сумму, что охватил его. Откуда взялась печаль «в осиротілім сердце»? Ответа на этот вопрос нет. Просто в город пришел дождь:

О, как нежно шумит

Дождь по крышам, по листьям!

В эту тоскливую минуту

Как сладко шумит! (Пер. М. Рыльского)

Душа лирического героя, а с ним и читателя (разве в нас сердце не замирает от беспричинной тоски, когда мы слышим, как шелестят капли дождя?!) сливается воедино с природой. И уже непонятно, что чему предшествовало: то сердце начало плакать, потому что в город пришел дождь, то задождило через невыносимую грусть на душе... В этом стихе нет неожиданных метафор, сложных символов и сияющим эпитетов. Образы, которые есть в нем, важные не своими предметными значениями, а теми смыслами, ассоциациями, их внушают определенные настроения. Использование глаголов настоящего времени помогают писателю «вирвать мгновение из течения времени» (В. Вордсворт), и тем самым раствориться в вечности, ведь действия нет, потому что нет ни прошлого, ни будущего:

Так тихо сердце плачет,

Как дождь шумит над городом.

Нет причин как будто,

А сердце ревностно плачет. (Пер. М. Рыльского)

Одновременно существительные и прилагательные «тоскливая миг», «осиротевшее сердце», «измена», «потеря», «журба», «невыносимая печаль» имеют общее значение тоски и боли. Даже дождь, который с древнейших времен в литературе является аллегорией слез, плачу Бога и природы, лишь подчеркивает общий меланхолическое настроение.

Поль Верлен - непревзойденный мастер звукопису. Аллитерация и асонанси в его стихотворении играют не меньшую, а возможно, даже и большую роль, чем смысловое наполнение слов. В этом стихе Верлен демонстрирует виртуозную поэтическую технику, ведь ритм стихотворения создается повторами на разных уровнях текста. Это обрамление, когда последние слова первого и последнего строк строфы повторяются, рифмовки (абаа), однородные члены предложения (синтаксический повтор): «ни измены, ни урона»; «без гнева, без любви, без ревности, без дум». Все это создает эффект бесконечного движения по кругу, что не имеет ни начала, ни конца, и на удивление удачно совпадает с монотонным ритмом дождя, который становится «пейзажем души» лирического героя.