XIX ВЕКА
Поль Верлен «Поэтическое искусство»,
«Так тихо сердце плачет...»
Поль Верлен (1844-1896) -
французский писатель, поэт, символист.
Родился ЗО марта 1844 года в
городке Мец в семье военного инженера, который рано умер. Мать, дочь
богатого сахарного фабриканта, одна воспитывала ребенка. В 1851 году Верлен
учился в Париже, в частном пансионе Ландри. Впоследствии продолжил Верлен
обучение в парижском лицее Бонапарта. В 1862 году, сдав экзамен на звание
бакалавра, слушал лекции в училище правоведения. Однако обучение длилось
недолго. Уже в 1864 году Верлен - мелкий служащий одной из страховых
агентств, несколько позже - чиновник районной парижской мэрии и городской ратуши.
Уже в юношеские годы у Верлена
появляется склонность к литературному творчеству. Он зачитывается стихами III.
Бодлера, поэтов-«парнасцам» Т. де Банвіля и Т. Готье. Осенью 1862 года Верлен
записывается на факультет права - изучать юриспруденцию, и вскоре через
материальные лишения оставляет обучения и приступает к работе.
В 1866 году Верлен публикует свои
стихи в журнале «Современный Парнас» и издает за свой счет сборник «Сатурнічні
поэзии». В первом сборнике поэта еще ощутимо влияние эстетики поэтов-«парнасцам».
«Парнасці» отказывались от романтического «кипение чувств», от «исповедальной
лирики».
Основным критерием прекрасного, на
их мнению, должна быть совершенство формы, «равновесие между объективным и
субъективным», и этот принцип отчасти сохраняется в поэтических образах молодого
Верлена. Однако стихи «Сатурнічних поэзии» уже имеют признаки оригинального
верленівського стиля: меланхоличность интонации, способность передавать тайные
движения души, ее «музыку».
Сборник посвящен тем, кто родился
«под знаком Сатурна», всем, «кто несчастлив на земле, кого тревожит мятущаяся
воображение, кто обречен на земле, а возможно, и на вековые страдания». Именно
таким видел поэт себя и своего читателя, надеясь на его сочувствие. Поэт
восторженно говорит о произведения и предметы искусства, часто употребляет слова
прекрасное, идеал, бесстрастный, равнодушный. Но в его восприятии мир не является
холодно-гармоничным и прекрасно-равнодушным, каким он представал в «парнасцам».
Созданы Верленом пейзажи в основном изображают осень, закат, сумерки
(«Осенняя песня», «Солнце на закате», «Never
more»).
Лирический герой этих стихов статический, в его застылости ощутимое нечто роковое.
В конце 60-х годов Верден сотрудничает с литературными журналами; в 1869 году
издает за свой счет сборник под названием «Изысканные праздники». Отправным пунктом для
создание сборника послужили поэту книга братьев Гонкуров о искусство XVIII
ст., отдельные стихи В. Гюго и Т. где Банвіля, а также открытие залов Лувра,
посвященных этой «галантной» эпохи.
В сборнике «Изысканные праздники» Верлен
использовал характерный для «парнасцам» прием создания пейзажа: не впечатление
от живой природы, а ее отражение в живописи вдохновляют поэтические строки. Поэта
захватывают картины Ватто, Фрагонара, Греза, однако, зарисовки природы приобретают
чисто верленівського характера «пейзажа души», они подчинены основном здесь
художественной задаче - выявить оттенки состояния души лирического героя. Дамы и
кавалеры, которые появляются в книге, не живут в реальном мире, а существуют как
игра воображения, как капризная спектакль на фоне изящного «пейзажа души»: «Твоя душа -
витворний пейзаж, //Которым проходят с песней и игрой // Волшебные маски, радостные
на вид, // И полны тайной журою». Стихи «Изысканных праздников» написаны в новой,
совершенно отличной от «парнаської», меланхолично-игривой форме, которая
допускает разговорную интонацию. Поэт играет новыми, невозможными в традиционном
стихосложении рифмами.
Сборник «Изысканные праздники» дала толчок
дальнейшим творческим исканиям самого Верлена и А. Рембо. Любовная страсть к
Матильде Моте, волшебной шістнадцятилітньої девушки навеяла Верлену стихи,
собранные в третьей книге «Добрая песня» (1870). Это рассказ о пылкой и одновременно
несмелое любви к девушке, которая пленила поэта чистотой и женским обаянием.
Стихам, которые вошли в сборник, характерна общая мелодия. Голос поэта становится
нежным, лиричным. Он пишет об ожиданиях, о нетерпение, с которым «ждет союза
двух сердец», о скромную прелесть своей невесты, о пробуждении в душе
высоких чувств. В целом сборник знаменует переход от «эпического» к
личного, повседневного, до впечатлений «этого момента». Проникновенное усвоения
подробностей бытия, обычных, ежедневных вещей, которые Верлен превращает в детали
истинно поэтического мира, на «пейзаж души», - все это, как и характерная
естественность стиха, становится признаком «импрессионистической поэзии». Сборник «Добрая
песня» было напечатано летом 1870 года, накануне франко-прусской войны.
Именно тогда состоялось и свадьбы Верлена и Матильды. Молодожены поселились в Париже,
и вскоре им пришлось пережить осаду столицы прусскими войсками.
Надеясь на семейное счастье и
домашний уют Поль Верлен в 1870 году вступил в брак с Матильдой Моте, однако
впоследствии поэту пришлось испытать разочарование в своих замыслах. В 1871 году Верлен
не подчинился версальцям, остался в Париже, работая в бюро прессы Парижской
коммуны. Поэтому ему пришлось пережить репрессии и кровавый террор, длительное время
скрываясь. Так он пристрастился к алкоголю. Роковую роль в этом сыграла
и дружба с Рэмбо.
В августе 1871 года юный Рембо
присылает Верлену листа со стихотворением «Пьяный корабль», а потом приезжает к нему в
Париж. их отношения были бурными и полными драматизма. Сблизившись с
Верленом, Рембо стал его постоянным спутником, завсегдатаем гулянок в кафе. В
июле 1872 года оба поэты отправляются в Бельгию, а оттуда - в Англию, где,
терпя голод и холод, часто задурманені алкоголем, они проводят время в
бесконечных спорах и ссорах. Летом 1873 года в Брюсселе во время ссоры
Верлен ранил товарища, выстрелив в него из пистолета. За покушение на жизнь
Рэмбо Верлена был задержан и осужден на 2 года тюремного заключения.
В тюрьме Верлен переживал глубокую
духовный кризис. Здесь он снова обратился к католической вере, вере его
детства. Там же он написал стихи, которые вошли в его сборник «Романсы без
слов» (1874). Этот сборник стихов литературоведы оценивают как вершину творчества
Поля Верлена, потому что именно с ней связывается представление о новой,
импрессионистскую поэзию Верлена.
Поль Верлен занимает особое место
среди выдающихся французских лириков конца XIX ст.. Провозглашен «королем поэтов»
и уважаемый как признанный мастер символического направления, он, однако, не был ни
его лидером, ни теоретиком. Факты личной биографии поэта и его творчество
неразрывно связаны. Натура страстная и неуравновешенная, Верлен часто сгибался
под тяжестью жизненных обстоятельств, запутывался в противоречиях собственной судьбы и
характера. Но справедливо заметил А. Франс: «нельзя применять к этому
поэта то же мерило, которое применяют к здравомыслящих людей. Он имеет права, в которых
нас нет, поскольку он стоит несравненно выше и, вместе с тем, несравненно
ниже нас. Это бессознательное существо, и это такой поэт, который встречается раз на
века».
«Романсы без слов» - высшее
поэтическое достижение Верлена.
Снова, как и в первых сборниках,
звучат ноты печали и меланхолии, непродолжительного забвения и печали. Отдельные стихи
сборники напоминают пейзажи художников-импрессионистов, у них все будто покрыто
серой мглой или растворенное в тумане. При этом четко проявляется присущая
поэзии рубеже веков тенденция к синтезу словесных и живописных образов,
использование изобразительных художественных возможностей языка. Прислушиваясь к
монотонного шума дождя, эхо церковных колоколов, блуждая насыщенными
осенним воздухом улицам, погружаясь в сиренево-зеленую тень деревьев, поэт
сливается душой с печальным и таинственным миром.
Окружающие предметы не существуют для
отдельно от света, который они излучают, от вибрации воздуха: «Зеленовато
и малиново // В непевнім свете лампы // За окном все снова и снова // Мерцают
пригарки и рампы...». «Романсы без слов», импрессионистические по своей природе,
состоят преимущественно из стихов, рисующих пейзажи.
Другие сюжеты (исторические, героические,
сатирические) бесследно исчезают. Но пейзаж здесь необычный - это опять-таки
«пейзаж души». Природа и душа поэта сливаются в одном образе, в единой
существу, которое, оставаясь природой, становится вместе с тем человеком. «Мгновенность» впечатлений
подчеркнута тем, что Верлен из всех времен глагола предпочитает настоящем,
а сами глаголы в него уступают место іменникам. Вместе с
глаголом-сказуемым с поэтической фразы исчезает действие. Верлен попытался доверить
общение души и природы краскам и звукам.
Само название сборника «Романсы без слов»
свидетельствует также о стремлении поэта усилить музыкальную окраску стихов:
«Мжиці грустные звуки // и на земле, и по крышам! // В сердце, что вянет от
скуки, // льются грустные звуки». Поэзия Верлена впервые во Франции полагается
на суггестивную силу лирики: поэтическое слово в его стихах влияет не столько
благодаря своему предметному значению, сколько благодаря «смысловом ореола», который
внушает, подсказывает те или иные настроения. Именно через это поэты-символисты считали
Верлена своим предшественником.
По выходе из тюрьмы в
мировосприятии поэта произошел настоящий переворот - он обратился в
католичество. Следующая книга Верлена «Мудрость» (1881) явила миру новую
свойство его поэзии - религиоВНОе вдохновение. РелигиоВНОе обращение, бурный и
страстное, было, как это свойственно Верлену, противоречивым и непоследовательным, вместе
с тем, «Мудрость» - книга глубоко продумана. Поэт, отрекаясь от своего развратного
прошлого с Рэмбо, рассчитывал найти «подкрепление» в вере, с ее помощью
разрешить конфликт между «жизнью» и «искусством». В 1875-1877 годах поэт живет
преимущественно в Англии, много работает.
В своем программном стихотворении «Поэтическое
искусство» (который был написан в 1874 году, а напечатан в 1882 году и
пародировал известное произведение теоретика классицизма XVII в. Буало) Верлен, в противовес
логично-рационалистическим принципам поэзии прошлого, провозгласил необходимость
создание иного стиля в поэтическом искусстве - легкого, мелодичного и
чувственного. Он выступил против рационализма в поэзии, против искусственности, риторики,
требовал от поэта подлинного искусства, чистого дыхания чувств, дрожательной
передачи впечатлений, призвал приблизить поэзию к музыке.
Прежде всего - музыка в слове!
Бери же из размеров такой,
Что течет, мутноватая и легкий,
А не тяготеет, словно закови. (Пер. Г.
Кочура)
Поэт пытается сбросить узы
традиционного стихосложения («Хребет риторике затруднения И еще как следует обуздай
рифмы»). Он утверждает поэзию внутреннего видения и внутренней жизни. Верлен
считает, что истинное назначение поэзии - выразить то, что невозможно выразить в
любой другой способ.
Мелодику стихотворения Верлен противопоставил
его смысловой четкости, лирика Верлена - это поэзия намеков и полутонов. Слово
для поэта - прежде всего музыка, а не смысл, оно должно манить вдаль, на поиски
прекрасного.
Чтобы стих твой всегда был крылатый,
Чтобы душу порывал - искать Новую
лазурь, новую любовь.
Чтобы мчался, где даль не мрачная,
Где чары веет ветерок,
Где пахнет мята и тимьян...
Стихотворение, за Верленом, имеет ценность лишь
тогда, когда направлен к небесам, к сверхъестественному. Поэт завершает произведение ироничным
возгласом: «А остальное все - литература!», пренебрежительно называя «литературой» все то,
что по его мнению, является искусственным, риторическим, надуманным, лишенным жизни и
свободы.
Характерная особенность творчества
Верлена - внушаемость его лирики (от лат. 8觧еаііо - намек, внушение).
Слово у поэта действует не столько своим предметным значением, сколько смысловым
ореолом, словно навевает ли подсказывает определенные настроения. Именно суггестия приближает
Верлена до символистов, ведь как такого символа в его лирике нет.
Его поэзия - это отражение
непосредственных, сиюминутных впечатлений. Размытая линия у него царит над четким
контуром, оттенок - над ярким цветом, светотень - над светом, полутон -
над выразительным тоном.
Люби оттенок и полутон.
Не краску - краски нам враждебные:
Оттенок лишь объединить может
Трубу и флейту, мечту и сон. (Пер. Г.
Кочура)
Все эти особенности связывают поэзию
Поля Верлена с эстетическими принципами не только символизма, но и импрессионизма,
утверждения которого связывают с его именем. Імпресіоністичність - еще одна важная
черта его поэзии (от фр. impression - впечатление; импрессионизм - направление в
искусстве, который основной своей задачей считал воспроизведение личностных впечатлений,
мгновенных ощущений и переживаний).
Стихотворение «Поэтическое искусство» стал своего
рода манифестом поэтов конца XIX ст. «Прежде всего - музыка в слове» - это лозунг и
импрессионистов и символистов.
Интересно, что «Поэтическое искусство»
Верлена вызвало восхищение не только литераторов, но и
художников-импрессионистов, в частности Огюста Ренуара, Клода Моне, Камиля Писсаро,
а также композиторов-импрессионистов, в первую очередь - Клода Дебюсси, который на
тексты Верлена написал несколько музыкальных произведений.
Стихотворение «Так тихо сердце плачет...» принадлежит
до цикла «Забытые арієти» из сборника «Романсы без слов». И название сборника, и название
цикла подчеркивают особенность поэзии Верлена, которое чрезвычайно метко
воплотилось в формуле «прежде всего - музыка в слове...» Арієта - это музыкальный термин,
небольшая ария, простая по изложению и песенным характером мелодии. Такие же стихи
Верлена из этого цикла: небольшие по объему, могут даже казаться слишком
простыми, одновременно напоминая знакомую до боли мелодию, которую поет душа.
«Так тихо сердце плачет...» - одна из
лучших и самых известных стихотворений Верлена. Как и многие символистских шедевров,
она создает настроение, вырисовывая знаменитый верленівський «пейзаж души»: в
городе начинается дождь, а вместе с ним начинает плакать сердце. Поэт не создает
никакого зрительного образа. Мы только слышим, как нежно шумит дождь по крышам, по листьям.
Никаких резких звуков, это вроде
заставляет лирического
героя прислушиваться к своему сердцу, к тому невыносимой сумму, что охватил его.
Откуда взялась печаль «в осиротілім сердце»? Ответа на этот вопрос нет.
Просто в город пришел дождь:
О, как нежно шумит
Дождь по крышам, по листьям!
В эту тоскливую минуту
Как сладко шумит! (Пер. М.
Рыльского)
Душа лирического героя, а с ним и
читателя (разве в нас сердце не замирает от беспричинной тоски, когда мы слышим, как
шелестят капли дождя?!) сливается воедино с природой. И уже непонятно, что
чему предшествовало: то сердце начало плакать, потому что в город пришел дождь, то
задождило через невыносимую грусть на душе... В этом стихе нет неожиданных
метафор, сложных символов и сияющим эпитетов. Образы, которые есть в нем, важные
не своими предметными значениями, а теми смыслами, ассоциациями, их внушают
определенные настроения. Использование глаголов настоящего времени помогают писателю
«вирвать мгновение из течения времени» (В. Вордсворт), и тем самым раствориться в вечности,
ведь действия нет, потому что нет ни прошлого, ни будущего:
Так тихо сердце плачет,
Как дождь шумит над городом.
Нет причин как будто,
А сердце ревностно плачет. (Пер. М.
Рыльского)
Одновременно существительные и прилагательные
«тоскливая миг», «осиротевшее сердце», «измена», «потеря», «журба», «невыносимая печаль»
имеют общее значение тоски и боли. Даже дождь, который с древнейших времен в
литературе является аллегорией слез, плачу Бога и природы, лишь подчеркивает общий
меланхолическое настроение.
Поль Верлен - непревзойденный мастер
звукопису. Аллитерация и асонанси в его стихотворении играют не меньшую, а возможно,
даже и большую роль, чем смысловое наполнение слов. В этом стихе Верлен
демонстрирует виртуозную поэтическую технику, ведь ритм стихотворения создается повторами
на разных уровнях текста. Это обрамление, когда последние слова первого и последнего
строк строфы повторяются, рифмовки (абаа), однородные члены предложения
(синтаксический повтор): «ни измены, ни урона»; «без гнева, без любви, без
ревности, без дум». Все это создает эффект бесконечного движения по кругу, что не имеет
ни начала, ни конца, и на удивление удачно совпадает с монотонным ритмом дождя,
который становится «пейзажем души» лирического героя.