II семестр
ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
УРОК № 64
Тема. Гамлет - вечный образ мировой литературы
Цель: охарактеризовать образ Гамлета; выяснить, почему он стал вечным образом мировой литературы; проанализировать отношения Гамлета и Офелии; установить міжлітературні связи; развивать умение высказывать собственную точку зрения; воспитывать уважение к мыслящего человека.
Оборудование: тексты трагедии «Гамлет»; тексты стихотворений А. Блока, М. Цветаевой, В. Высоцкого.
Я шел спокойно, прямо - в короли.
Я вел себя наследным принцем крови.
Я знал - все будет так, как я хочу.
Я не бывал в наложит и уроне.
В. Высоцкий
ХОД УРОКА
И. Мотивация учебной деятельности
- Четыре века назад Шекспир написал бессмертную трагедию «Гамлет». ее называют самым загадочным из шекспировских пьес, поставить ее на сцене считается большой честью, а соответствовать уровню гениальной пьесы - счастьем.
Кто же он, загадочный Гамлет? Почему его судьба до сих пор волнует читателей и зрителей, а образ его считается вечным образом мировой литературы?
II. Обобщение и систематизация изученного
1. Работа над характеристикой Гамлета
Словесное рисование
Опишите, каким вы представляете принца Гамлета.
Творческое задание
- Если бы вам пришлось создавать скульптуру Гамлета, какой бы она была? (Поза, взгляд...)
Над загадкой трагедии «Гамлет» на протяжении четырех веков сражались не только литературоведы. Поэты и писатели тоже не оставались равнодушными и стремились дать свою интерпретацию образов и событий шекспировской трагедии. Сегодня на уроке именно их произведения помогут нам глубже постичь неоднозначный образ Гамлета.
Чтение стихотворения В. Высоцкого «Мой Гамлет»
МОЙ ГАМЛЕТ
Я только малость объясню в стихе,
На все я не имею полномочий...
Я был зачат, как нужно, во грехе -
В поту и в нервах первой брачной ночи.
Я знал, что, отрываясь от земли,-
Чем выше мы, тем жестче и суровей;
Я шел спокойно прямо в короли.
Я вел себя наследным принцем крови.
Я знал - все будет так, как я хочу,
Я не бывал в наложит и в уроне,
Мои друзья по школе и мечу
Служили мне, как их отцы - короне.
Не думал я над тем, что говорю,
И с легкостью слова бросал на ветер.
Мне верили и так, как главарю,
Все высокопоставленные дети.
Пугались нас ночные сторожа,
Как оспинами, болело время нами.
Я спал на кожах, мясо ел с ножа
И злую лошадь мучил стременами.
Я знал, мне будет сказано: «Царуй!» -
Клеймо мне рок на лбу с рожденья выжег.
И я пьянел среди чеканных сбруй,
Был терпелив к насилью слов и книжек.
Я улыбаться мог одним лишь ртом,
А тайный взгляд, когда он зол и горек,
Умел скрывать, воспитанный шутом.
Шут мертв теперь: «Аминь!» Бедняга Йорик...
Но отказался я от дележа
Наград, добычи, славы, привилегий:
Вдруг стало жаль мне мертвого пажа,
Я объезжал зеленые побеги...
Я позабыл охотничий азарт,
Возненавидел и борзых, и гончих.
Я от подранка гнал коня назад
И плетью бил загонщиков и ловчих.
Я видел - наши игры с каждым днем
Все больше походили на бесчинства.
В проточных водах по ночам, тайком
Я отмывался от дневного свинства.
Я прозревал, глупея с каждым днем,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравились. И я зарылся в книги.
Мой мозг, до знаний жадный, как паук,
Все постигал: недвижность и движенье,
Но толку нет от мыслей и наук,
Когда повсюду - им опроверженье.
С друзьями детства перетерлась нить.
Нить Ариадны оказалась схемой.
Я бился над словами «быть не быть»,
Как над неразрешимою дилеммой.
Но вечно, вечно плещет море бед.
В него мы стрелы мечем - в сито просо,
Отсеивая призрачный ответ
Вот вычурного этого вопроса.
Зов предков слыша сквозь затихший гул,
Пошел на зов,- сомненья крались с тылу,
Груз тяжких дум наверх меня тянул,
А крылья плоти вниз влекли, в могилу
В непрочный сплав меня спаяли дни -
Едва застыв, он начал расползаться.
Я пролил кровь, как все. И, как они,
Я не сумел от мести отказаться.
А мой подъем пред смертью - есть провал.
Офелия! Я тленья не приемлю.
Но я себя убийством уравнял
С тем, с кем я лег в одну и ту же землю.
Я Гамлет, я насилье презирал.
Я наплевал на Датскую корону,-
Но в их глазах - за трон я глотку рвал
И убивал соперника по трону
Да, гениальный всплеск похож на бред.
В рожденьи смерть проглядывает косо.
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса.
• Найдите в поэзии «Мой Гамлет» строки, созвучные рассказы о безмятежной жизни героя до смерти отца.
(«Я шел спокойно, прямо - в короли.
Я вел себя наследным принцем крови.
Я знал - все будет так, как я хочу,
Я не бывал в наложит и в уроне»...)
• Как меняется взгляд на жизнь Гамлета после смерти короля? (Гамлет переживает большое разочарование в людях, в окружающем мире. От слов «Что за мастерское создание человек!» он приходит к выводу «Что мне эта квинтэссенция праха...» Пережив предательства близких людей, смерть отца, Гамлет не испытывает желания жить. Больше ничто его не держит в этом мире. Только чувство долга заставляет героя думать не только о личной мести, но и о восстановлении справедливости, нравственного очищения общества.)
• Зачитайте строки из поэзии Высоцкого, что комментируют это состояние героя.
(«Не нравился мне век, и люди в нем не нравились»,
«Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду - им опроверженье»;
«Я бился над словами «быть не быть»,
Как над неразрешимою дилеммой».)
• Послушайте отрывок из стихотворения. Определите, о каком времени пишет поэт.
И в философии царит сомненье,
Погас огонь, осталось только тленье,
Пропали солнце и земля, и где
Тот ум, что нам помочь бы мог в беде;
Распалось все, ни в чем порядка нет.
(Ответы учащихся.)
- Это стихи современника Шекспира Джона Донна, что написаны 1611 года.
• В каких словах Гамлета воплощено такое же мнение?
(«Век расшатался - и скверней всего,
Что я рожден восстановить его»;
«Дания - тюрьма... И прекрасная,
со множеством темниц и затворов»;
«Подгнило что-то в Датском королевстве».)
• Сравните монологи Клавдия (после спектакля) и Гамлета «Быть или не быть». О чем размышляют герои? (Клавдий встревожен за совершенное им убийство, но не может раскаяться и не хочет терять власть, добытое страшной ценой. Это - мысли правителя целого государства, который должен быть образцом для своих подданных. Принц же рассуждает о недостатках общественной жизни, безнравственность людей и думает о том, как это можно изменить.)
Вывод. Гамлет чувствует ответственность не только за свою семью, но и за судьбу Датского королевства. Однако, чтобы «действовать», ему нужно совершить убийство, наказать преступника. Гамлет, который учился в Виттенбергском университете, организации прогрессивных взглядов, является гуманистом, человеком эпохи Возрождения. Для него отомстить означает самому стать убийцей, преступником.
Груз тяжких дум наверх меня тянул,
А крылья плоти вниз влекли, в могилу.
И он решил действовать:
Я пролил кровь, как все. И как они,
Я не сумел от мести отказаться.
Но простил он себе эти поступки?
Офелия! Я тленья не приемлю.
Но я себя убийством уравнял
С тем, с кем я лег в одну и ту же землю.
Оттуда и неслучайное просьба - требование к Горацио рассказать историю Гамлета людям. Возможно, принц пытался предупредить других, чтобы не шли его путем - путем мести. А может, хотел, чтобы поняли:
Я Гамлет, я насилье презирал.
Я наплевал на Датскую корону,-
Но в их глазах - за трон я глотку рвал
И убивал соперника по трону.
Гамлету важно, чтобы потомки знали: он боролся не за власть, а за справедливость в этом мире.
Чтение поэзии О. Блока «Я - Гамлет» подготовленным учеником
Я - Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство сети,
И в сердце - первая любовь
Жива - к единственной на свете.
Тебя, Офелию мою,
Увел далеко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.
- Любил ли Гамлет Офелию? Как считает А. Блок?
Чтение поэзии М. Цветаевой «Диалог Тамлета с совестью» за лицами подготовленными учащимися
ДИАЛОГ ГАМЛЕТА С СОВЕСТЬЮ
- На дне она, где ил
И водоросли... Спать в них
Ушла,- но сна и там нет!
- Но я ее любил,
Как сорок тысяч братьев любит не могут!
- Гамлет!
На дне она, где ил:
Ил!.. И последний вэнчик
Всплыл на приречных бревнах...
- Но я ее любил,
Как сорок тысяч...
- Меньше
Все ж, чем один любовник.
На дне она, где ил.
- Но я ее -
любил?
- Сравните мнения М. Цветаевой и О. Блока. К которой из этих стихов склоняетесь вы?
Метод ПРЕСС
1. Я считаю... (позиция).
2. Потому, что... (объяснение).
3. Например,... (доказательства, аргументы).
4. И поэтому... (вывод).
Комментарий учителя
- По пьесе Шекспира, Гамлет любил Офелию, о чем неоднократно ей говорил, делал подарки. Но, разочаровавшись в матери, которая была для него образцом Женщины, он теряет доверие и к Офелии, отталкивает ее, оскорбляет, прикрываясь маской сумасшедшего. Таким образом он разрушает не только свое чувства к Офелии, но и веру девушки в любовь. Однако дальнейшие действия Полония и Офелии убеждают Гамлета, что он не ошибся: любимая способна предать его, она слишком инфантильная и слабая, чтобы сделать шаг навстречу своему смелому герою, она навсегда останется в враждебном для него лагере. Вина безвольного Офелии в том, что она никогда не станет решительной Джульеттой.
И все же, образ Офелии вызывает у читателя сочувствие: она теряет любовь, а потом, не выдержав смерти отца, становится сумасшедшей и, в конце концов, умирает.
Гамлету не хватило чуткости? («Из жалости я должен быть жесток»)
2. Проблемный вопрос
Образ Гамлета вызывает разные оценки в литературоведении, иногда даже полярные.
Например, И. С. Тургенев считал, что Гамлет «...весь живет для самого себя, он эгоист, он скептик, и постоянно занимается и носится с самим собой».
И. В. Гете, напротив, убежден, что Гамлет - «прекрасная, чистая, благородная, высоконравственный человек».
Прием «Займи позицию»
Ученики располагаются в классе в зависимости от своего мнения в отношении проблемного вопроса:
1 группа - «правый Тургенев»;
2 группа - «правый Гете»;
3 группа - «не определился».
Учащиеся по очереди высказывают свое мнение, приводя доказательства и аргументы.
III. Итоги урока
- У каждого из нас есть свой Гамлет, такой, каким мы его видим, ощущаем. Кому-то он кажется слишком медленным и нерешительным, кому - отважным и смелым. Думаю, что самое важное - иметь собственную точку зрения и собственное решение. А еще - перед его принятием нужно хорошо подумать и только тогда воплощать в жизнь свои замыслы.
Чтение поэзии Б. Пастернака «Гамлет»
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси!..
Но продуман распорядок действий
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.
IV. Домашнее задание
Подготовить инсценировку отрывков 1-й сцены из V действия.