ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

II семестр

 

ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

УРОК № 64

Тема. Гамлет - вечный образ мировой литературы

 

Цель: охарактеризовать образ Гамлета; выяснить, почему он стал вечным образом мировой литературы; проанализировать отношения Гамлета и Офелии; установить міжлітературні связи; развивать умение высказывать собственную точку зрения; воспитывать уважение к мыслящего человека.

Оборудование: тексты трагедии «Гамлет»; тексты стихотворений А. Блока, М. Цветаевой, В. Высоцкого.

 

Я шел спокойно, прямо - в короли.

Я вел себя наследным принцем крови.

Я знал - все будет так, как я хочу.

Я не бывал в наложит и уроне.

В. Высоцкий

 

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности

- Четыре века назад Шекспир написал бессмертную трагедию «Гамлет». ее называют самым загадочным из шекспировских пьес, поставить ее на сцене считается большой честью, а соответствовать уровню гениальной пьесы - счастьем.

Кто же он, загадочный Гамлет? Почему его судьба до сих пор волнует читателей и зрителей, а образ его считается вечным образом мировой литературы?

 

II. Обобщение и систематизация изученного

1. Работа над характеристикой Гамлета

Словесное рисование

Опишите, каким вы представляете принца Гамлета.

Творческое задание

- Если бы вам пришлось создавать скульптуру Гамлета, какой бы она была? (Поза, взгляд...)

Над загадкой трагедии «Гамлет» на протяжении четырех веков сражались не только литературоведы. Поэты и писатели тоже не оставались равнодушными и стремились дать свою интерпретацию образов и событий шекспировской трагедии. Сегодня на уроке именно их произведения помогут нам глубже постичь неоднозначный образ Гамлета.

Чтение стихотворения В. Высоцкого «Мой Гамлет»

МОЙ ГАМЛЕТ

Я только малость объясню в стихе,

На все я не имею полномочий...

Я был зачат, как нужно, во грехе -

В поту и в нервах первой брачной ночи.

Я знал, что, отрываясь от земли,-

Чем выше мы, тем жестче и суровей;

Я шел спокойно прямо в короли.

Я вел себя наследным принцем крови.

Я знал - все будет так, как я хочу,

Я не бывал в наложит и в уроне,

Мои друзья по школе и мечу

Служили мне, как их отцы - короне.

Не думал я над тем, что говорю,

И с легкостью слова бросал на ветер.

Мне верили и так, как главарю,

Все высокопоставленные дети.

Пугались нас ночные сторожа,

Как оспинами, болело время нами.

Я спал на кожах, мясо ел с ножа

И злую лошадь мучил стременами.

Я знал, мне будет сказано: «Царуй!» -

Клеймо мне рок на лбу с рожденья выжег.

И я пьянел среди чеканных сбруй,

Был терпелив к насилью слов и книжек.

Я улыбаться мог одним лишь ртом,

А тайный взгляд, когда он зол и горек,

Умел скрывать, воспитанный шутом.

Шут мертв теперь: «Аминь!» Бедняга Йорик...

Но отказался я от дележа

Наград, добычи, славы, привилегий:

Вдруг стало жаль мне мертвого пажа,

Я объезжал зеленые побеги...

Я позабыл охотничий азарт,

Возненавидел и борзых, и гончих.

Я от подранка гнал коня назад

И плетью бил загонщиков и ловчих.

Я видел - наши игры с каждым днем

Все больше походили на бесчинства.

В проточных водах по ночам, тайком

Я отмывался от дневного свинства.

Я прозревал, глупея с каждым днем,

Я прозевал домашние интриги.

Не нравились. И я зарылся в книги.

Мой мозг, до знаний жадный, как паук,

Все постигал: недвижность и движенье,

Но толку нет от мыслей и наук,

Когда повсюду - им опроверженье.

С друзьями детства перетерлась нить.

Нить Ариадны оказалась схемой.

Я бился над словами «быть не быть»,

Как над неразрешимою дилеммой.

Но вечно, вечно плещет море бед.

В него мы стрелы мечем - в сито просо,

Отсеивая призрачный ответ

Вот вычурного этого вопроса.

Зов предков слыша сквозь затихший гул,

Пошел на зов,- сомненья крались с тылу,

Груз тяжких дум наверх меня тянул,

А крылья плоти вниз влекли, в могилу

В непрочный сплав меня спаяли дни -

Едва застыв, он начал расползаться.

Я пролил кровь, как все. И, как они,

Я не сумел от мести отказаться.

А мой подъем пред смертью - есть провал.

Офелия! Я тленья не приемлю.

Но я себя убийством уравнял

С тем, с кем я лег в одну и ту же землю.

Я Гамлет, я насилье презирал.

Я наплевал на Датскую корону,-

Но в их глазах - за трон я глотку рвал

И убивал соперника по трону

Да, гениальный всплеск похож на бред.

В рожденьи смерть проглядывает косо.

А мы все ставим каверзный ответ

И не находим нужного вопроса.

 

• Найдите в поэзии «Мой Гамлет» строки, созвучные рассказы о безмятежной жизни героя до смерти отца.

(«Я шел спокойно, прямо - в короли.

Я вел себя наследным принцем крови.

Я знал - все будет так, как я хочу,

Я не бывал в наложит и в уроне»...)

Как меняется взгляд на жизнь Гамлета после смерти короля? (Гамлет переживает большое разочарование в людях, в окружающем мире. От слов «Что за мастерское создание человек!» он приходит к выводу «Что мне эта квинтэссенция праха...» Пережив предательства близких людей, смерть отца, Гамлет не испытывает желания жить. Больше ничто его не держит в этом мире. Только чувство долга заставляет героя думать не только о личной мести, но и о восстановлении справедливости, нравственного очищения общества.)

• Зачитайте строки из поэзии Высоцкого, что комментируют это состояние героя.

(«Не нравился мне век, и люди в нем не нравились»,

«Но толка нет от мыслей и наук,

Когда повсюду - им опроверженье»;

 

«Я бился над словами «быть не быть»,

Как над неразрешимою дилеммой».)

Послушайте отрывок из стихотворения. Определите, о каком времени пишет поэт.

И в философии царит сомненье,

Погас огонь, осталось только тленье,

Пропали солнце и земля, и где

Тот ум, что нам помочь бы мог в беде;

Распалось все, ни в чем порядка нет.

(Ответы учащихся.)

- Это стихи современника Шекспира Джона Донна, что написаны 1611 года.

• В каких словах Гамлета воплощено такое же мнение?

(«Век расшатался - и скверней всего,

Что я рожден восстановить его»;

 

«Дания - тюрьма... И прекрасная,

со множеством темниц и затворов»;

 

«Подгнило что-то в Датском королевстве».)

Сравните монологи Клавдия (после спектакля) и Гамлета «Быть или не быть». О чем размышляют герои? (Клавдий встревожен за совершенное им убийство, но не может раскаяться и не хочет терять власть, добытое страшной ценой. Это - мысли правителя целого государства, который должен быть образцом для своих подданных. Принц же рассуждает о недостатках общественной жизни, безнравственность людей и думает о том, как это можно изменить.)

Вывод. Гамлет чувствует ответственность не только за свою семью, но и за судьбу Датского королевства. Однако, чтобы «действовать», ему нужно совершить убийство, наказать преступника. Гамлет, который учился в Виттенбергском университете, организации прогрессивных взглядов, является гуманистом, человеком эпохи Возрождения. Для него отомстить означает самому стать убийцей, преступником.

Груз тяжких дум наверх меня тянул,

А крылья плоти вниз влекли, в могилу.

И он решил действовать:

Я пролил кровь, как все. И как они,

Я не сумел от мести отказаться.

Но простил он себе эти поступки?

Офелия! Я тленья не приемлю.

Но я себя убийством уравнял

С тем, с кем я лег в одну и ту же землю.

Оттуда и неслучайное просьба - требование к Горацио рассказать историю Гамлета людям. Возможно, принц пытался предупредить других, чтобы не шли его путем - путем мести. А может, хотел, чтобы поняли:

Я Гамлет, я насилье презирал.

Я наплевал на Датскую корону,-

Но в их глазах - за трон я глотку рвал

И убивал соперника по трону.

Гамлету важно, чтобы потомки знали: он боролся не за власть, а за справедливость в этом мире.

 

Чтение поэзии О. Блока «Я - Гамлет» подготовленным учеником

Я - Гамлет. Холодеет кровь,

Когда плетет коварство сети,

И в сердце - первая любовь

Жива - к единственной на свете.

Тебя, Офелию мою,

Увел далеко жизни холод,

И гибну, принц, в родном краю,

Клинком отравленным заколот.

- Любил ли Гамлет Офелию? Как считает А. Блок?

 

Чтение поэзии М. Цветаевой «Диалог Тамлета с совестью» за лицами подготовленными учащимися

ДИАЛОГ ГАМЛЕТА С СОВЕСТЬЮ

- На дне она, где ил

И водоросли... Спать в них

Ушла,- но сна и там нет!

- Но я ее любил,

Как сорок тысяч братьев любит не могут!

- Гамлет!

На дне она, где ил:

Ил!.. И последний вэнчик

Всплыл на приречных бревнах...

- Но я ее любил,

Как сорок тысяч...

- Меньше

Все ж, чем один любовник.

На дне она, где ил.

- Но я ее -

любил?

- Сравните мнения М. Цветаевой и О. Блока. К которой из этих стихов склоняетесь вы?

Метод ПРЕСС

1. Я считаю... (позиция).

2. Потому, что... (объяснение).

3. Например,... (доказательства, аргументы).

4. И поэтому... (вывод).

Комментарий учителя

- По пьесе Шекспира, Гамлет любил Офелию, о чем неоднократно ей говорил, делал подарки. Но, разочаровавшись в матери, которая была для него образцом Женщины, он теряет доверие и к Офелии, отталкивает ее, оскорбляет, прикрываясь маской сумасшедшего. Таким образом он разрушает не только свое чувства к Офелии, но и веру девушки в любовь. Однако дальнейшие действия Полония и Офелии убеждают Гамлета, что он не ошибся: любимая способна предать его, она слишком инфантильная и слабая, чтобы сделать шаг навстречу своему смелому герою, она навсегда останется в враждебном для него лагере. Вина безвольного Офелии в том, что она никогда не станет решительной Джульеттой.

И все же, образ Офелии вызывает у читателя сочувствие: она теряет любовь, а потом, не выдержав смерти отца, становится сумасшедшей и, в конце концов, умирает.

Гамлету не хватило чуткости? («Из жалости я должен быть жесток»)

 

2. Проблемный вопрос

Образ Гамлета вызывает разные оценки в литературоведении, иногда даже полярные.

Например, И. С. Тургенев считал, что Гамлет «...весь живет для самого себя, он эгоист, он скептик, и постоянно занимается и носится с самим собой».

И. В. Гете, напротив, убежден, что Гамлет - «прекрасная, чистая, благородная, высоконравственный человек».

Прием «Займи позицию»

Ученики располагаются в классе в зависимости от своего мнения в отношении проблемного вопроса:

1 группа - «правый Тургенев»;

2 группа - «правый Гете»;

3 группа - «не определился».

Учащиеся по очереди высказывают свое мнение, приводя доказательства и аргументы.

 

III. Итоги урока

- У каждого из нас есть свой Гамлет, такой, каким мы его видим, ощущаем. Кому-то он кажется слишком медленным и нерешительным, кому - отважным и смелым. Думаю, что самое важное - иметь собственную точку зрения и собственное решение. А еще - перед его принятием нужно хорошо подумать и только тогда воплощать в жизнь свои замыслы.

Чтение поэзии Б. Пастернака «Гамлет»

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

 

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси!..

 

Но продуман распорядок действий

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.

 

IV. Домашнее задание

Подготовить инсценировку отрывков 1-й сцены из V действия.