ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 65

 

Тема. Сочетание в повести М. Гоголя «Шинель» элементов романтизма и реализма. Проблемы, поднимаемые в повести.

Цель: продолжить работу над проблематикой повести Гоголя «Шинель»; учить учащихся находить реалистические и романтические элементы в произведении, высказывать личное отношение к проблемам, которые поднимаются в повести, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста; формировать чувство гуманистического и толерантного отношения к окружающим.

Оборудование: лист формата А1, стики (карточки с клейким слоем) для индивидуальной работы; карточки с отрывками из текста повести.

Тип урока: урок - исследование.

 

Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?

Башмачкін (Г. Гоголь «Шинель»)

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

 

9) Вопросы к ученикам

• Что означает термин «маленький человек » ?

9) Методика взаємозапитань

Вопрос учащиеся подготовили дома по упреждающим задачей. Когда все вопросы исчерпаны, ученики определяют самые интересные.

 

9) Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. Смешной и ничтожный Акакий Акакиевич! Не смог он защитить себя в жизни. Но наш смех печален и полон сочувствия. Почему? Потому что эту историю нам рассказал автор, который любил людей. За историей одного человека скрытая история целого слоя общества - чиновников, которые существовали незаметно, выполняли свою работу и не надеялись на внимание начальства. Когда оскорбляли Акакия Акакійовича, он старался не замечать этого. И лишь когда образы становились невыносимыми, он проиВНОсил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Кроме, казалось бы, банальной проблемы - потери шинели - автор раскрыл и много других, более серьезных.

 

9) Работа над темой урока

 

9) Определение проблем, раскрытых в повести Гоголя «Шинель».

Индивидуальная работа

Учащиеся получают по три стики, на которых должны указать, какие, по их мнению, проблемы раскрывает Гоголь в повести и причины их возникновения. Когда все ученики заполнят свои карточки, по очереди они выходят к доске и закрепляют на листе бумаги стики. Когда стики закреплено, учитель зачитывает записи и делает обобщения.

9) «Дневник двойных заметок»

Каждая пара учеников получают от учителя карточку с отрывком из текста; работают сначала индивидуально, затем в паре. Лист тетради делится пополам: слева записывают фразу или цитату, предложенные учителем; дело - свои соображения относительно каждого фрагмента или отрывка.

Цитаты

9) «Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в то же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове».

9) «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказал даже «перепишите»... Он брал и тут же пристраивался писать ее».

9) «Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме».

9) «Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он проиВНОсил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде».

9) «Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению. Никто не мог сказать, чтобы когда-нибудь видел его на каком-нибудь вечере. Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра? Так протекала мирная жизнь человека, который с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием, и дотекла бы, может быть, до глубокой старости, если бы не было разных бедствий, рассыпанных на жизненной дорогое не только титулярным, но даже тайным, действительным, надворным и всяким советникам, даже и тем, которые не дают никому советов, ни от кого не берут их сами».

9) «Вышед на улицу, Акакий Акакиевич был как во сне... вме-сто того чтобы идти домой, пошел совершенно в противную сторону, сам того не подозревая. Дорогою задел его всем нечистым своим боком трубочист и вычернил все плечо ему; целая шапка извести высыпалась на него с верхушки строившегося дома. Он ничего этого не заметил, и потом уже, когда натолкнулся на будочника, который, поставя около себя свою алебарду, натряхивал из рожка на мозолистый кулак табаку, тогда только немного очнулся, и то потому, что будочник сказал: "Чего лезешь в самое рыло, разве нет тебе трухтуара?" Это заставило его осмотреть и поворотить домой».

9) «Здесь только он начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде свое положение, стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и откровенно, как с благоразумным приятелем, с которым можно поговорить о деле самом сердечном и близком... Тут-то увидел Акакий Акакиевич, что беВНОвой шинели нельзя обойтись, и поник совершенно духом. Как же, в самом деле, на что, на какие деньги ее сделать? Конечно, можно бы отчасти положиться на будущее награждение к празднику, но эти деньги давно уж размещены и распределены вперед...»

9) «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходит вместе жизненную дорогу,- и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без иВНОсу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель... В продолжение каждого месяца он хотя один раз наведывался к Петровичу, чтобы поговорить о шинели, где лучше купить сукна, и какого цвета, и в какую цену, и хотя несколько озабоченный, но всегда довольный возвращался домой, помышляя, что наконец придет же время, когда все это купится и когда шинель будет сделана...»

9) «Наконец достигнул он дома, в котором квартировал помощник столоначальника. Помощник столоначальника жил на большую ногу: на лестнице светил фонарь, квартира была во автором этаже. Во - шедши в переднюю, Акакий Акакиевич увидел на полу целые ряды калош. Между ними, посреди комнаты, стоял самовар, шумя и ис-пуская клубами пар. На стенах висели все шинели да плащи, между которыми, некоторые были даже с бобровыми воротниками или с бархатными отворотами... Он просто не знал, как ему быть, куда деть руки, ноги и всю фигуру свою; наконец подсел он к игравшим, смотрел в карты, засматривал тому и другому в лица и чрез несколько времени начал зевать, чувствовать, что скучно, тем более что уж давно наступило то время, в которое он, по обыкновению, ложился спать. Он хотел проститься с хозяином, но его не пустили, говоря, что непременно надо выпить в честь обновки по бокалу шампанского».

9) «Повествование о грабеже шинели, несмотря на то что нашлись такие чиновники, которые не пропустили даже и тут посмеяться над Акакием Акакиевичем, однако же, многих тронуло. Решились тут же сделать для него складчину, но собрали самую безделицу... Один кто-то, движимый состраданием, решился, по крайней мере, помочь Акакию Акакиевичу добрым советом, ска-завши, <...> чтобы он обратился к одному значительному лицу, что значительное лицо, спишась и снесясь с кем следует, может заставить успешнее идти дело».

3. Элементы реализма и романтизма в произведении. Работа в парах

Задача

Найти элементы романтизма и реализма в повести, заполнить таблицу.

 

Романтизм

Реализм

• Появление призрака в конце произведения;

• наказание «значительного лица»

Описание служебных обязанностей героя;

• изображение быта чиновника;

• приготовление до пошива шинели;

• равнодушие тех, кто должен был бы защитить

 

9) Рефлексия

9)

9) Беседа

Могло ли быть жизнь Акакия Акакійовича другим?

Есть ли подобные проблемы актуальны сегодня?

Какими могут быть пути решения этих проблем?

Можем ли мы говорить о месте автора в произведении? (См. приложение)

Чего больше в произведении: юмора или сатиры? Что вы можете сказать о Гоголевский юмор?

 

Обобщение

Учитель. Гоголь хотел донести до читателя мысль: каким бы слабым ни был человек, какое бы мизерное место не занимала в жизни, она не заслуживает издевательства и презрение. Превосходство унижает того, кто дает ему волю.

 

Написание сенканів «Шинель», «Равнодушие», «Сострадание»

 

Домашнее задание

 

Характеризовать образ Башмачкин, просмотреть характеристику Максима Максимовича (Г. Лермонтов. «Герой нашего времени»).

 

Приложение

«...Только когда уже слишком невыносим был шутка, когда толкали его под руку, мешая делать свое дело, он проиВНОсил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то чудное было в словах и в голосе, которым их проказувано. В нем слышалось что-то такое, склоняя к сожаления, что один молодой человек, недавно назначенный, который по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, словно пораженный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и приняло другой вид. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, считая их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лисинкою на лбу, с своими впечатляющими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - и в этих поразительных словах звучали другие слова: «я брат твой». И закрывался рукой бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечности, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, Боже! Даже в том человеке, которого свет признает как благородную и честную.»

(.М. Гоголь «Шинель». Перевод Антона Хуторяна)