ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

3 КЛАСС

 

НА ИВЕ ГРУШИ, А НА ОСЫКЕ КИСЛИЦЫ

 

Урок 28

Тема. Стихи-небилицї. Эдвард Лир «Дед и чайник», «Новый наряд»

 

Цель: ознакомить учащихся с необычными произведениями английского писателя; учить практически различать небылицу, называть основное ее отличие от других произведений, выбирать и применять во время чтения речевые средства выразительности (тон, темп, громкость, логическое ударение и логические паузы); совершенствовать навыки выразительного и правильного чтения; воспитывать ответственность, трудолюбие, организованность.

Оборудование: карта мира; таблица для розчитування; скороговорка; иллюстрация к произведению «Новый наряд»; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Эмоциональный настрой на урок

Склонились головки к труду поскорей.

Ты все преграды одолеть сумей!

Работай упорно, быстро, старательно,

Чтобы ни одна минутка не пропала напрасно.

 

II. Упражнения на совершенствование читательских навыков

1. Розчитування. Дополнить предложения

Ма-ма-ма - ой прошла уже... (зима),

Оз-оз-оз - утика от нас... (мороз).

На-на-на - поступила... (весна).

Ки-ки-ки - дзюркотять... (ручьи).

Ва-ва-ва - зеленеет... (трава).

Хы-хы-хы - прилетают... (птицы).

Ла-ла-ла - цветок... (расцвела).

Ло-ло-ло - солнце... (отчаянно).

2. Работа над скороговоркой

У повара Валерика

Розварились вареники.

Розварились вареники...

Вареницы в Валерика.

Чтение в замедленном, ускоренном и быстром темпе, тихое и громкое чтение.

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Наш урок сегодня необычный. На нем будут смех, шутки, веселье, улыбки, хорошее настроение. А подарит их нам творчество английского художника-пейзажиста Эдварда Лира, который является автором стихов-небылиц, что с ними мы сегодня ознакомимся. Что же это за небылицы и где они берутся. Давайте послушаем внимательно.

Знаете, как еще называют небылицу? Побрехенькою и чушью. Догадываетесь почему? Обратите внимание на название: небылица от не бывает. Такого, о чем рассказывает это произведение, не бывает.

Небылица - небольшой рассказ или стихотворение развлекательного содержания, комизм которого строится на алогізмах и каламбуре. Алогизм - это нечто лишенное смысла. А каламбур - остроумная игра слов. Итак, небылицы рассказывают об очень смешное, лишено смысла.

Зачем же сочиняют небылицы? Чтобы развеселить, рассмешить нас. Ранее небылицы были распространенным развлечением молодежи. Исполнитель небылиц должен быть талантливым рассказчиком. Он всегда предупреждал своих слушателей, чтобы они ничего не опровергали в его рассказе. «Слушайте, девушки! Я вам расскажу, что со мной когда-то было, - и только чур! - не перебивать и «врешь» не говорить, а то брошу рассказывать».

Веселые словесные развлечения имели когда дети и молодежь! И поверьте, такое общение было гораздо веселее и полезнее для развития интеллекта и души, чем бездумное просиживание перед телевизором.

Сегодня мы читаем стихи-небылицы в переводе О. Мокровольская.

 

IV. Работа над новым материалом

1. Ознакомление с творческим и жизненным путем поэта

- в 1846 году в Лондоне вышла в свет небольшая книжечка стихов и еще смішніших рисунков с необычным названием: «Книга бессмыслиц». Имя автора не было указано.

Книжка имела успех, да еще какой!

Предназначалась она для детей, но и взрослые читали ее с восторгом. Это было событие не только в детской, но и во «взрослой» литературе Англии.

«Книга бессмыслиц» сразу же стала библиографической редкостью: ее быстро раскупили, и даже Британская библиотека в настоящее время не имеет экземпляра первого издания, а должен довольствоваться третьим.

Написал ее Эдвард Лир, художник-пейзажист и натуралист, который был в то время известен немногим.

Родился он в Лондоне 12 мая 1812 года, а умер в 1888 году в Сан-Ремо, в Италии, где прожил последние свои годы.

Нищета и болезни (хроническая астма, бронхит, неврозы, больное сердце) гонят Е. Лира с места на место, из страны в страну. Врачи ему рекомендуют полный покой, и на все болезни Лир знал одно лекарство - труд. Конечно, знаменитый автор веселых бессмыслиц-небылиц и известный художник мог бы легко сделать карьеру в поместьях английских аристократов или при дворе, ведь однажды ему пришлось даже дать несколько уроков рисования самой королеве Виктории, однако он раз и навсегда выбрал шаткую судьбу свободного художника.

Эдвард Лир создал свой художественный мир - фантастический, буйный, веселый.

Приятного и полеВНОго вам знакомства с Эдвардом Лиром!

2. Проработка стихотворения «Дед и чайник»

1) Чтение стихотворения учителем.

- То почему дідисько остался жить в чайнике?

- Может ли такое происшествие произойти на самом деле?

2) Повторное чтение учащимися стихотворения вслух (по цепочке). Ответы на вопросы.

- Подготовьтесь к выразительному чтению. Будьте умелыми исполнителями небылицы: прочитайте ее так, будто вы убеждены, что такие ситуации случаются в реальной жизни.

- Расскажите, как вы проілюструєте этот веселый стих.

- Почему это произведение - небыль?

3. Проработка стихотворения «Новый наряд»

1) Самостоятельное чтение стихотворения учащимися (молча).

- Почему одежда деда был очень необычный?

2) Словарная работа.

Жилет

пояс

обнова

натянул

чулки

ум'яли

фрукты

дорвались

вприпрыжку

дерзкий

3) Работа над заголовком.

- Прочитайте название произведения. Или автор удачно подобрал ее в небылицы? Докажите свое мнение.

4) Повторное чтение стихотворения вслух. Анализ содержания.

- С чего сшил себе дед одежду?

- До чего дорвались мальчишки? А коровы? Обезьяны?

- Почему дед вынужден был бежать?

- Чем интересна для вас эта небыль? Есть ли в ней что-то правдивое?

- Рассмотрите рисунок художника и подберите к нему строки из текста.

5) Упражнения на совершенствование техники чтения.

- Найдите самое короткое и самое длинное предложение.

- Дольше предложения прочитайте на одном дыхании.

- Я читаю слово, а вы быстренько отыскиваете его в тексте вместе с прилагательными.

Обнова обезьяны

рубашка цапище

котлеты свинятина

листья пальто

4. Работа в тетради

 

V. Итог урока

- Произведения какого поэта мы сегодня изучали?

- Чем стихи-небылицы отличаются от обычных стихов?

- С каким настроением надо читать небылицы?

Для самостоятельного дополнительного чтения

Льюис Кэрролл «Трулюлю и труляля», Эмиль Риу «Краски», Элизабет Флеминг «Кто в домике живет?».