ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ середины - второй половины XIX ст.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОВОДЯЩИХ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ XIX в.

 

Принципы «чистого искусства» в поэзии

 

В середине XIX в. теория «чистого искусства» («искусства для искусства»), известная еще с античных времен, обрела «новое дыхание». Во Франции ее поклонники - поэты Шарль Леконт де Лиль (1818-1894), Теофиль Готье (1811-1872), Жозе-Мариа де Эредиа (1842-1905), Теодор де Банвиля (1823-1891) - объединились в группу «Парнас» и напечатали три сборника «Современный Парнас» (1866, 1871 и 1876 гг.).

Уже само название этой группировки свидетельствует о нежелании его участников нарушать социальные проблемы, присущие реализму. Ведь в древнегреческой мифологии Парнас - это гора, где находились Аполлон и Музы, которые служили только высокому искусству.

Одновременно парнасцам не устраивал и эмоциональный субъективизм романтиков, которые превоВНОсили творческую раскованность художника (атрибутом которой, как вы уже знаете, часто была принципиальная незавершенность, «гениальная хаотичность» художественных произведений). Парнасці тщательно «шлифовали» каждый свое произведение, каждая его строчка, каждое слово, а также использовали культурные достижения предыдущих эпох и особенно восхищались ремінісценціями1.

1 Реминисценция (от лат, reminiscentia - воспоминание) - черты, которые вызывают воспоминания о другой произведение искусства.

Ad Fontes

Не будет преувеличением утверждение, что, в отличие от прозы, лирическая поэзия в европейских и американской литературах и в эпоху реализма оставалась преимущественно романтической... От этой «нормы» литературного процесса эпохи реализма существенно отклоняется разве что русская поэзия, в которой действительно развилась реалистичная течение, представлена прежде всего М. Некрасовым и его школой.

Д. Наливайко

От романтизма парнасці унаследовали его стремление к экзотике, неприятие современного им мира, воспевание страдания и одиночества. Впрочем, их пессимизм был лишен мятежной силы романтизма. Художественное совершенство произведений, стремление открывать новые поэтические горизонты превратили творчество парнасцам на выдающееся художественное явление. Правда, иногда им упрекали, что их поэзия неэмоциональная, «холодная». «И что же, - отвечали они на такие упреки, - ведь мрамор античных статуй тоже холодный, но несмотря на это человечество не знало высшей красоты».

С презрением относясь к морализаторству некоторых произведений реализма, они утверждали, что высокая нравственность присуща только высокому искусству (следы этой эстетической установки мы впоследствии увидим в творчестве А. Уайльда, который утверждал: «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или плохо написанные. Вот и все»). Одним из самых авторитетных парнасцам был Теофиль Готье, который с вызовом заявил: «прекрасно только то, что никому и ничему не служит, а все полеВНОе - уродливое», а едва ли не самым талантливым из них считался Шарль Леконт де Лиль, небезосновательно провозглашен «королем поэтов».

В России принципы «чистого искусства» исповедовал Афанасий Фет (Шеншин). Его видение роли искусства было диаметрально противоположным позиции «поэта-гражданина» М. Некрасова. Поэтому в тогдашней русской поэзии определяли два направления: «некрасовское» (гражданская лирика) и «фетівське» (интимная лирика).

Nota bene

Группа «Парнас» и украинская поэзия В начале XX в. украинские поэты начали искать новые пути развития литературы, ориентируясь на лучшие мировые образцы. Так, группа «неоклассиков» и, в частности, ее основатель Николай Зеров обратили пристальное внимание на творчество «парнасцам». Как поэтический манифест звучит его стихотворение «Pro domo», в котором названы упомянутые нами имена французских поэтов:

Какая же горькая, Господи, чаша сия,

Эта старосвітчина, этот дикий вкус,

Эти мечтатели без крыльев, которыми так

Поэзия прославилась наша!

Что не художник, то флегма и зипун,

Что не поэт - сентиментальная размазня...

О нет! Пегасовы нужна паша,

Чтобы не погряз в тине неборак.

Классическая пластика, и контур строгий,

И логика железная течение -

Вот твоя, поэзия, дорога.

Леконт де Лиль, Жозе Эредия,

Парнаських зрение незахідне созвездие

Возведут тебя на настоящие верхогір'я.

Афанасий Фет - чрезвычайно тонкий и даже виртуозный лирик. Некоторые его произведения написаны так искусно, что их даже можно читать в обратном порядке почти без потери смысла! Например, поэтический шедевр, в котором нет ни одного глагола:

Шепот... Нежный звук вздох...

Соловьиный пение...

Серебряная игра и потрясания

Сонных ручьев.

Ночи блеск... Дрожь теней...

Тени без конца...

Ненасильственные, странные изменения

Милого лица...

В облаках - пурпур розы.

Отблеск янтаря...

И цілунків пал, и слезы,

И заря, заря!

Перевод М. Рыльского

Таковы самые общие штрихи к портрету очень непростого и раВНОобраВНОго периода развития мировой поэзии середины XIX в.

Nota bene

Декадaнс (фр. decadence - упадок) - общее название явлений европейской культуры второй половины XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями грусти, безнадежности, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет истоки в кризисе общественного и индивидуального сознания, растерянности многих художников перед острыми жизненными противоречиями, которые возникли в тогдашней ситуации. Так, принципиальное игнорирование политических и гражданских тем и проблем художники-декаденты считали как выявлением, так и непременным условием свободы творчества и личности. Характерными проявлениями настроений Д. были: 1) в жизненной позиции художников - глубокий пессимизм, увлечение мистическими учениями и экзотическими культами, самоуглубление, растерянность перед проблемами действительности и попытка самоизоляции от них, предельный индивидуализм, неприятие и вызов буржуаВНОй морали, в том числе и в эстетической превосходства над «толпой» (дендизм); 2) в творчестве художников - предоставление преимущества формы над содержанием, захват малоизвестными эстетическими фактами (в т. ч. эпохи античности - парнасизм), ориентация не на широкую публику, а на узкий круг «избранных» интеллектуалов. Настроения Д. присущи творчеству Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо и А. Уайльда).