ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ середины - второй половины XIX ст.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОВОДЯЩИХ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ XIX в.

 

Реализм и «поздний романтизм» в поэзии середины XIX в.

 

В литературе середины XIX в. все большую силу набирал реализм. Именно тогда вступил на литературную стезю или находились на вершине творческого взлета Стендаль, Бальзак, Диккенс, Достоевский, Толстой, которые были подлинными «властителями дум» своей эпохи. Все они - создатели прежде всего крупных эпических полотен: романов, эпопей.

Что же до поэзии, то этот период не был эпохой ее взлета, особенно если речь идет о поэзии реалистическую. Однако этические и эстетические принципы реалистической, социально направленной лирики воплотились прежде всего в творчестве выдающегося русского поэта, «певцу народных страданий» - Николая Некрасова. Известен его лозунг: «Поэтом можешь ты не быть, гражданином быть должен непременно» («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»).

Картина проводящих путей развития поэзии середины XIX в. будет неполной, если не упомянуть о романтическую лирику. Это был период «позднего романтизма», к которому принадлежит поэзия француза Шарля Бодлера, американца Уолта Уитмена, которые не только увенчали своим творчеством развитие романтической традиции, но и провістили наступления в литературном процессе новой, модернистской эпохи, а также россиянина Федора Тютчева. Так, Шарля Бодлера модернисты считали своим предшественником, а Волг Уитмен был связан с философией трансценденталізму универсальностью и масштабами своего поэтического мышления.

Российский поздний романтик Федор Тютчєв изобразил трагизм человеческой жизни на фоне универсальности бытия Вселенной и природы. Его лирике присуща глубокая философичность. В частности, он разрабатывал тему

одиночества человека в мире и принципиальной неспособности людей понять друг друга. «Как сердцу высказать себя? Как другому поймут тебя?» - поэт ставит риторический вопрос в одной из своих программных стихотворений с показательным названием «Silentium» (дословно с латыни - «Молчание»). Поэт затронул проблему отчуждения и одиночества человека в мире - одна из основных в литературе XX в.