ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

ІІ семестр

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР

 

УРОК № 62

Тема. Антуан де Сент-Экзюпери - французский писатель. «Маленький принц» - философская аллегорическая сказка-притча

 

Цель: заинтересовать биографией и творчеством А. де Сент-Экзюпери; ознакомить с историей создания сказки «Маленький принц», усвоить новые литературоведческие термины; начать чтение сказки; воспитывать уважение к книге как к источнику мудрости.

Оборудование: фотопортрет А. де Сент-Экзюпери, выставка книг писателя, музыкальная запись песни М. Таривердиева и М. Добронравова «Звездная страна».

 

Прежде чем писать, надо жить.

Сент-Экзюпери

 

Откуда я родом? Я родом из детства, как из какой-нибудь страны.

Сент-Экзюпери

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

Звучит песня на музыку М. Таривердиева, слова М. Добронравова «Звездная страна».

Почему именно эту песню избран, чтобы начать урок? (Она написана о мечтателе, который любит небо и звезды, в песне упоминается Экзюпери и Маленький принц. Эта песня - отклик на творчество писателя и его книгу «Маленький принц».)

• Чем же завораживает эта книга? Кто автор этого удивительного произведения? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

 

II. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя о жизни и творчестве Экзюпери

- Летчик и философ. Наверное никто, кроме А. де Сент-Экзюпери, не смог бы совместить одно с другим. Пилот почтовых линий, начальник аэродрома в пустыне и писатель, мыслитель-гуманист. «Для меня летать и писать - одно и то же,- говорил Экзюпери. - Главное - действовать, главное - найти себя».

Антуан де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 года в Лионе в графской семье. Род Сент-Экзюпери старинный, предки Антуана были воинами и магнатами, исторические писания упоминают о них с 1235 года. Но у отца Антуана не осталось ничего, кроме титула, и он зарабатывал на жизнь чиновничьим трудом. Он умер, когда Антуану было 4 года. Воспитывала мальчика мать, мудрая и благородная женщина. Она происходила из богатого провансальского рода, следовательно, детство Антуана проходило в средневековых домах - замках ее теток.

«Сначала был Антуан де Сент-Экзюпери, сильный, веселый, откровенный парень, который в 12 лет уже конструировал аэроплан-велосипед и заявлял, что взлетит в небо под восторженные крики толпы: “Да здравствует Антуан де Сент-Экзюпери!”

В семье его называют Король Солнце за его белокурые волосы; товарищи прозвали Антуана Звездочетом через его задранный к небу нос. Он уже тогда был маленьким принцем, всегда радостным и бесстрашным»1.

Антуан пишет стихи. На полях тетрадей со стихами рисует схемы моторов. Так в его жизнь входит поэзия и техника - две стихии, которые станут любовью будущего писателя и пилота Сент-Экзюпери.

Уже в 12 лет Антуан отправляется в свой первый полет. Его взял с собой на борт самолета пилот Жюль Ведрин. Этот день Антуан запомнил на всю жизнь.

Именно поэтому в 1921 г. он покидает Париж и записывается добровольцем в Страсбургский авиационного полка. Учиться летному делу он был вынужден у частников. На обучение у матери выпрашивает 2 тысячи франков. Через год - он уже лейтенант авиации.

Из-за аварии Экзюпери демобілізують. А в 1926 г. он переходит к гражданской авиации, который перевозил почту из Тулузы через Касабланку в Даккар. О его жизни в это время рассказывают книги: «Почта на Юг» (1929), «Ночной полет» (1930), «Планета людей» (1939) и другие.

Во время Второй мировой войны Экзюпери, вопреки решению медицинской комиссии, которая признала его не годным к военной службы, оказывается на фронте. Он - офицер разведывательной авиагруппы.

В 1943 г. Экзюпери увольняют в запас. Но он добивается специального разрешения на несколько полетов. Он предчувствует смерть и готовится к ней. Антуан пишет письмо матери, последнего письма: «Дорогая мамочка, я так хотел бы, чтобы вы не волновались за меня и чтобы до вас дошел этот лист. Чувствую себя я очень хорошо. Я горюю, что так давно всех вас не видел. Я волнуюсь за вас, моя дорогая старенькая мамочка. Какой же все-таки несчастный ! Когда наконец станет возможным сказать тем, кого любишь, что ты их любишь! Мамочка, поцелуйте меня так, как я вас целую, от всего сердца. Антуан».

31 июля 1944 г. Экзюпери поднимается в девятый разрешен полет - он должен был стать последним. «Люди с тревогой и надеждой смотрят в даль, в ту сторону, где Франция, страстно желая увидеть в небе самолет, возвращается. И с каждой минутой надежда ослабевает, а затем исчезает совсем. Запас топлива в самолете уже кончился... И командир эскадрильи скажет одному из летчиков: “Вы выполните задание, порученное майору де Сент-Экзюпери”1.

Никто не сможет узнать, где погиб этот отважный Маленький принц. Местом его вечного пребывания станет планета Земля...

Выразительное чтение стихотворения русской поэтессы Юлии Друниной «Пилот Сент-Экс, поэт экзю пери». (Сент-Экс - так называли друзья Экзюпери.)

Влюбленный в землю,

Он любил и небо,

Да так, что без него

Прожить не мог.

Но этот гений,

Этот полубог,

По мненью многих,

Мудрым вовсе не был.

И то сказать -

Творил бы в тишине,

Своим лишь, кровным,

Занимаясь делом...

Пилот Сент-Экс

На грянувшей войне

Был горячо

И леденяще смелым.

Вон в небесах

Остался навсегда...

 

Горы в угрюмом космосе,

Горы,

Безумная и мудрая звезда -

Пилот Сент-Экс,

Поэт Экзю Пери.

-Как можно связать эпиграф к уроку «Прежде чем писать, нужно жить» с биографией писателя? Можно ли назвать его жизнь подвигом?

Почему в стихотворении Ю. Друниной звезда Экзюпери названа безумной и одновременно мудрой?

 

2. История создания сказки «маленький принц»

Сказка «Маленький принц» создается в тяжелейшее для писателя время, когда он находится в вынужденной эмиграции в США и оттуда рвется на фронт. В 1942 году издательство заказывает Экзюпери рождественскую историю для детей, и он работает по ночам, чтобы вовремя закончить сказку

Переводчик на русском языке сказки «Маленький принц» Нора Галь писала: «Печальная и насмішкувата сказка эта, конечно, больше для взрослых, чем для детей... Над нею и улыбнешься, и посумуєш, а главное - непременно задумаешься... Сказка эта - мудрая и человечная, и автор ее не только поэт, но и философ».

 

3. Теория литературы

Повторяем:

Сказка - это... (повествовательный произведение о вымышленных, фантастические события).

Аллегория - это... (художественное средство, с помощью которого обобщенное понятие раскрывается через конкретные образы).

Изучаем:

Притча - это небольшое произведение поучительного характера с четко выраженной моралью.

 

4. Чтение сказки. Беседа

1) Посвящение. Чтение

• Кому посвящает свою книгу автор? Почему? (Своему другу Леону Верту; он нуждается в утешение.)

• Какой вывод относительно мира взрослых и мира детей делает автор в посвящении? («Все взрослые когда-то были детьми, но мало кто из них об этом помнит».)

Работаем с «копилкой золотых высказываний». (Это может быть отдельный листок в тетради или лист бумаги в красиво оформленном конверте. В «Копилку» будут записываться афоризмы из сказки Экзюпери.)

Афоризм - краткое, оригинальный, меткое высказывание, обобщение, глубокая мысль, выраженная в лаконичной форме.

После чтения посвящения в «Копилку» можно записать фразу: «Все взрослые когда-то были детьми, но мало кто из них об этом помнит».

2) Чтение И раздела

• Что и почему потерял рассказчик в 6 лет? (Веру в себя; взрослые убедили мальчика, что он не имеет таланта к рисованию только потому, что не понимали его рисунков.)

• Стал рассказчик взрослым? (Взрослым он себя не чувствовал, лишь стремился приспособиться к их миру, понять их. «Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И через это, признаться, не стал думать о них лучше». Очень похоже на: «Я долго жил среди тигров».) Главное чувства героя - ... (печаль, ощущение одиночества человека, которую не понимают окружающие).

3) Чтение раздела II

Главное чувства рассказчика - ... (удивление).

 

 

• Почему мальчику больше всего понравился последний рисунок? (У детей хорошо развито воображение, фантазия, поэтому мальчик даже «увидел», что барашек «заснул».)

4) Чтение раздела III за лицами «Загадки маленького принца».

Как вы понимаете слова мальчика:

«Если идти все вперед и вперед, далеко не уйдешь...»?

Разгадываем загадки Маленького принца.

1. В прямом смысле это выражение означает, что планета мальчика очень маленькая, поэтому ни баранов никуда бежать, ни Маленькому принцу разгуляться негде.

2. В переносном значении (если бы действие происходило на Земле) эта фраза может означать, что если идти все вперед и вперед, не останавливаясь, то не будет времени, чтобы «обрасти» друзьями, собственным домом, тем, что такое важное для человека. Будет путь, но не будет счастья от теплых человеческих отношений.

Запись фразы в «Копилку золотых высказываний».

5) Чтение раздела IV

• Что нового мы узнали о мир взрослых и мир детей? («Взрослые очень любят цифры»; «Дети должны быть снисходительны к взрослым»; «Мы те, кто понимает, что такое жизнь,- мы, конечно, смеемся над номерами и цифрами!»)

• Зачем летчик купил краски и цветные карандаши? (Рисовать портрет Маленького принца, чтобы не забыть его.)

• Почему взрослый мужчина, который в последний раз рисовал в 6 лет, вдруг начал рисовать? (Он снова поверил в свои силы, а помог ему в этом Маленький принц.)

• А как складываются ваши отношения с взрослыми?

Шестиклассники могут ответить, что чувствуют любовь близких к себе, заботы взрослых, но понимают, что до полной гармонии отношений им далеко. Родители настаивают на высоких требованиях к детям, которым не всегда хочется делать то, чего хотят взрослые. Родителям и учителям трудно смириться с несовершенством детей, и они стремятся их «подправить», изменить. Дети же хотят всего в жизни дойти самостоятельно. (В этом возрасте дети еще не очень критично относятся к взрослым и зачастую воспринимают их такими, какие они есть. Наибольшие противоречия между детьми и взрослыми возникают позже, в 7-9 классах. Во время изучения сказки «Маленький принц» в 7 или 8 классе дети реагируют на такие вопросы, проблемы острее, более уязвимо, чем шестиклассники.)

• Актуальна ли проблема «отцов и детей» в наше время? (Да, эта проблема вечная.)

 

III. Выводы

• Миры взрослых и детей разные, поэтому дети и взрослые не всегда понимают друг друга;

• иногда взрослые разрушают веру ребенка в себя, свои силы, и это опасно;

• все взрослые когда-то были детьми, но не все об этом помнят.

 

IV. Домашнее задание

Подготовить устный ответ на вопрос:

«Кто из героев Экзюпери мог повторить его слова: “Откуда я родом? Я родом из детства, как из какой-нибудь страны”»; изучить определение притчи.

____________________________________________________________________

1 А. Моруа. Литературные портреты