XIX ВЕКА
Шарль Бодлер «Цветы зла»
Шарль Бодлер (1821-1867) -
французский поэт, литературный критик и переводчик, один из самых влиятельных
представителей французской литературы 19 века.
Родился 9 апреля 1821 года в Париже.
Рано потерял отца. Его воспитывал отчим - офицер французской армии Жак Ожог
(1789-1857), который впоследствии сделал блестящую военную (генерал), дипломатическую
(посол в Мадриде) и политическую (сенатор) карьеры. В 1832 семья переехала в Лион.
1833 года Бодлер вступил до лионского Королевского колледжа и жил в
пансионе.
После возвращения семьи в Париж в
1836 Бодлер продолжил образование в Лицее Людовика Великого; он снова жил в
пансионе, строгий режим которого отчим считал необходимым для воспитания
строптивого пасынка. В 1837 г. Бодлер написал свой первый стих «Несовместимость».
В 1839 г. его исключили из Лицея, но уже в августе он сдал экзамены на
бакалавра.
В 1839-1841 гг. Бодлер слушал лекции
с права в Сорбонне. Сближается с парижской богемой. В 1841 г. родители
отправили его в морское путешествие в Атланту, чтобы спасти его от этого
среды. Но в сентябре Бодлер прерывает плавания и несколько месяцев живет на о.
Маврикий. В 1842 г. - возвращается в Париж. После достижения совершеннолетия Бодлер
наследует родительские 75 тыс. франков.
В 1843 он стал работать в
литературных журналах, прежде всего как автор статей и рецензий о культурном
жизнь Парижа, знакомится с главными писателями и поэтами Франции: Оноре де
Бальзаком, Жераром де Нервалем, Теофілем Готье, Сент-Бевом, Виктором Гюго и
Пьером Дюпоном. Богемный образ жизни и страсть к коллекционированию живописи
втягивают его в огромные расходы. За два года он растратил треть
унаследованных денег. В 1844 по решению семейного совета над Бодлером
устанавливается опека. Он остро переживает унижение. В 1845 делает попытку
самоубийства. В конце 1845 года окончательно порывает с отчимом. Того же года
состоялся его литературный дебют: в журнале «Художник» публикуется сонет «Даме
креолці», составленный еще в период его пребывания на Маврикии, Тогда же он
заявляет о себе как об тонкого ценителя живописи, написав эссе о художественном
салон 1845 года («Салон 1845 года», 1845); с этого времени Бодлер стал одним из
главных литературных и художественных критиков своего времени.
В 1846 г. выходит брошюра «Салон
1846 года». Бодлер вступает в «Общество литераторов». А в 1847 г. публикует в
«Бюллетени», который выдает «Общество» свою первую поэму в прозе «Фанфарло». Значительно
расширяет круг своих знакомств: помимо поэтов и писателей в него входят
художники (Деакруа, Курбе, Домье, Мане), известный фотограф Надар и будущий
издатель поэтических сборников Пуле-Малассі.
В 1848 году во время Февральской
революции 1848 г. сражается на баррикадах против королевских войск. В 1851 - в
дни государственного переворота Наполеона III (декабрь 1851) участвует в уличных боях.
В 1850-е гг. активно пропагандирует во Франции творчество Эдгара По (переводы,
исследования).
25 июня 1857 г. Пуле-Малассі
выпускает поэтический сборник Бодлера «Цветы зла», которая вызвала громкий скандал. По
решением властей тираж был арестован. 21 августа 1857 г. - «за оскорбление общественной
морали» Бодлер приговорен трибуналом департамента Сена к штрафу в 300 франков и
до запрета лести наиболее «безнравственных» стихотворений.
В 1860 г. был опубликован сборник
коротких художественно-философских эссе «Искусственный рай». В этой сборке Бодлер исследует
проблему влияния на человека возбуждающих средств. Он осуждает использование
наркотических веществ. По его мнению, художник от природы одарен поэтическим
воображением и не имеет нужды в искусственном создании образов.
В 1861 году вышло второе издание
«Цветов Зла», последнее при жизни поэта, в состав которого включено тридцать пять
новых стихов. Попытка осуществить третье издание «Цветов зла» наталкивается на отказ
главных издательских домов Леви, Гарнье и Етцеля.
Вскоре Бодлер выдвигает свою
кандидатуру во Французскую академию, но затем снимает ее, считая свой поступок
недостойным поэта.
В 1864 журнал «Фигаро» опубликовал
шесть поэм в прозе под заглавием «Парижский сплин». В апреле 1864 г. Бодлер,
спасаясь от кредиторов, поехал в Брюссель, где надеялся заработать на жизнь
проводя лекции на литературно-художественные темы, но его лекции не имели успеха
в бельгийской аудитории.
В 1865 Бодлера появились симптомы
паралича языка. В 1866 после сердечного приступа мать отвозит Бодлера в Париж в
больницу доктора Дюваля. 31 августа 1867 г. после долгой агонии Бодлер умер на
руках матери. Похоронен 2 сентября на кладбище Монпарнас в Париже. В последнюю
путь его провожала лишь небольшая группа друзей (П. Верлен, Т. де Банвиля и
др.).
В 1868 году издательский дом Леви,
который приобрел в Пуле-Малассі права на публикацию произведений Бодлера, выпустило третье
издание «Цветов Зла», дополненное последними стихами Бодлера и сборник статей о
искусство «Эстетические редкости».
В 1869 вышли сборники литературных
эссе «Романтическое искусство» и «Маленькие поэмы в прозе», - экспериментальная
книга, которая содержала переводы на прозаическую язык стихотворных текстов, так и
оригинальные поэмы в прозе. Позже было издано выполнены Бодлером переводы
произведений Эдгара По.
В «Эстетических рідкостях» и
«Романтическом искусстве» представлены теоретические взгляды Бодлера. Исследуя
творчество близких ему по духу художников и писателей, в первую очередь Эжена
Делакруа и Эдгара По, он формулирует свое понимание романтизма как «искусства
современности», то есть «самого актуального выражение прекрасного», что характеризуется
«глубиной, духовностью и стремлением к бесконечному»; романтизм - не в выборе
сюжетов, не в правдоподобии, а в особой «манере чувствовать».
31 мая 1949 г. «Цветы Зла»
Бодлера было реабилитировано: Уголовная палата Кассационного суда отменяет приговор
трибунала департамента Сена от 21 августа 1857 г.
Шарль Бодлер прошел сложный
жизненный и литературный путь. С самого начала своего поэтического творчества
Бодлер принадлежал к французской парнаської школы, возглавляемой Шарлем Леконтом де
Лиллем. «Парнасцями» культивировалась красота содержания и формы (их любимым
жанром был сонет), их образы поэзии должны быть яркими и четкими,
преобладали эротические и мистические мотивы, от поэта требовалось объективное,
бесстрастное изображение вещей и явлений, характерным признаком стихов был их дидактизм
(назидательность). В своих ранних произведениях Бодлер соблюдал всех этих требований.
Однако впоследствии он выступил против
теории «искусства для искусства», которую отстаивала парнаська группа поэтов. Еще
в конце 1840-х годов в Ш. Бодлера возникло намерение создать книгу стихов под
названием «Круги ада», по аналогии с известной поэмой Данте Алигьери.
Часть произведений должна быть посвящена
«бунтарским» темам, направленным против тогдашней социальной действительности. Но
Бодлер вынужден был издать свою книгу только в 1857 году, причем в достаточно
измененном виде и под названием «Цветы зла», что в переводе с французского может
звучать также как «Цветы болезни». По признанию самого поэта, это была «жестокая
книга» всей его сознательной жизни, куда он «вложил все свое сердце, всю
нежность, всю веру (вывернутую наизнанку), всю свою ненависть». За эту сборку
автора было привлечено к суду, благодаря чему поэт стал скандально известным.
«Цветы зла» были запрещены за «антиморальність», и только в 1946 году этот
позорный приговор был отменен.
Название книги оказалась чрезвычайно
емкой и выразительной. Она сосредоточила в себе противоречия эпохи, в сжатой
формуле выразила восприятие поэтом современного мира как царства зла. Бодлерові
стихи в сборнике выступают как определенные аллегории, «предметные уроки» несчастья, отчаяния,
продажности цивилизации, раздвоение человека между добром и злом.
«Цветы зла» - целостное произведение, где все
части и отдельные стихи органично связаны. Книга имеет посвящение, вступление и
состоит из шести циклов - «Сплин и идеал», «Парижские картины», «Вино»,
«Цветы зла», «Бунт» и «Смерть». Все циклы объединены по проблемно-тематическому
принципу.
Бодлер выдвинул свою концепцию красоты,
не была воплощением Истины, Добра и Любви (в соответствии с устоявшимися взглядами), а
только совершенством любого предмета независимо от его этического содержания:
любой предмет может быть совершенным воплощением чистоты и независимости (как будто
ангел - «дитя небес»), но может быть столь же совершенным воплощением
распущенности, зла как дьявол - «порождение ада»); И «ангельское» только
оттеняет собой «сатанинское» в природе вещей. С этим и был связан сознательный
аморализм его стихов. Причем поэт с ужасом чувствовал зло как вокруг себя, так и
в самом себе, в глубинах собственного подсознания, где оно тесно переплетено с
добром и светом. В целом книга построена как блуждание мученической души на
территории жестокого жизнь в поисках спасительного убежища. Но действительность
оказывается слишком далекой от идеала.
Во всех стихах противопоставляются Добро
и Зло. Бодлерівське добро - это вовсе не христианская любовь, это всепоглощающая
жажда слияния с вечным и бесконечным миром - жажда, что может быть удовлетворена лишь
телесными средствами, которые имеют позаморальну природу. И именно в этом - истоки
двойственности Бодлера. Два противоположных полюса - Добро и Зло, дух и плоть, Бог и
Сатана - начинают превращаться одно в одно. Поэтому доминантами поэтики сборника
контраст и символика. В стихотворении «Гимн красоте» утверждается мысль, что Добро и
Зло в одинаковой степени могут быть источником прекрасного. Но сама красота, которого бы
происхождения она не была, делает мир ближе, а удары судьбы слабее. Ощущение
«ужасов жизни» толкало поэта к поискам новой невиданной красоты, что растет на
почве упадка и отчаяния, в мире, где царит зло. Не случайно в предисловии к
«Цветов зла» Бодлер сформулировал основной пункт своей эстетической программы как
«добыча красоты со зла».
Название сборника шокирует антитезой:
«цветы» и «зло». И этот парадокс не единственный. Чаяния и идеалы противопоставлено
отчаяния и безнадежности. Герой Бодлера - дисгармонична личность, которая потеряла
душевное равновесие и веру, которая, понимая природу зла, желает одолеть его,
надеясь и отчаиваясь одновременно.
Бодлера не удовлетворяли
зображально-выразительные возможности лирического слова, и он уделял особое
внимание его сугестивній (навіювально-гіпнотичній) силе. Слово Бодлера действует на
читателя не столько своим прямым предметным значением, сколько определенным смысловым
ореолом, словно навевает, «подсказывает» те или иные настроения, идеи, чувства, душевные
состояния. Именно это свидетельствует о том, что Шарль Бодлер был предшественником символистов.
Несмотря на то, что Бодлер выходил
в своем творчестве на принципиально новые эстетические позиции, он сознательно продолжал
культивировать «логику и анализ» в поэзии, демонстрируя продуманную, виртуозную
мастерство и создавая четкую, изысканную форму, что было присуще «парнасцям»
(недаром его любимым жанром оставался сонет).
В книге Бодлера «Цветы зла» рядом с
такими социальными циклами, как «Парижские картины» (где впервые в лирике было
воспроизведено «обыкновенное чудо» огромного города с его контрастами: красотой и уродством,
уличным многолюдностью и одиночеством в толпе, сочетанием вчерашнего и
завтрашнего) -а «Бунт» (куда в частности входила поэзия на библейскую тему «Авель и
Каин»), был помещен ряд программно-эстетических стихов (например, «Красота» и
«Соответствия»).
Прославленные бодлерівські
«Соответствия» является ярким примером формирования именно символистской поэтики в
творчеству этого художника, программные принципы которой были унаследованы сначала
французскими, а затем и российскими и украинскими символистами.
В этом стихе описана природу как
«живой храм», в котором все говорит, перекликается между собой, разговаривает на языке
символов-соответствий. Вследствие этого привычный устоявшийся мир медленно и
незаметно начинает превращаться, приобретать подвижности: звуки и запахи
окрашиваются, зато цвета приобретают музыкального звучания, а все они вместе
втягиваются в единое круг взаимопревращений. То есть звук, запах, форма, цвет
создают единство, и между ними существует соответствие. А душа поэта, родственная
«душой вещей», слышит и понимает их голос. Для Бодлера роль поэта - это роль привилегированного
посредника между природой и людьми. Именно поэт переводит непонятное для
большинства смертных звучание природы на ясную, отшлифованную язык искусства. И
поэтому его задача - не привлекать внимание оригинальностью собственного «я», а внимательно
вслушаться в голос мироздания, что «подскажет» нужные образы. Вообще
предметом изображения в поэзии Бодлера чаще всего являются переживания самого поэта,
его бедный, роз'ятрена одиночеством душа. Он размышляет над смыслом жизни, над
взаимосвязями человека и природы, человека и Вселенной, над предназначением художника и
др.
Перу Шарля Бодлера относятся также
новелла «Фанфарло» (1847), книга «Искусственный рай» (1860), где описывается влияние
наркотиков на человеческое сознание, «Стихотворения в прозе» (1869), переводы из Эдгара По
дневниковые записи. Но в истории литературы он остался автором одной книги
- «Цветы зла».