ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XIX ВЕКА

Свободы Уитмен «Листья травы»

 

Уолт Уитмен (1819-1892) - американский поэт, эссеист, журналист и гуманист. Представитель переходного периода между трансцендентализм и реализмом, что объединил эти два направления в своих произведениях. Уитмен - один из самых влиятельных поэтов американского канона, которого часто называют отцом верлибра. Его произведения в то время были очень противоречивые, особенно его поэтический сборник «Листья травы», которую считали непристойным через неприкрытый сексуальный подтекст.

Уитмен родился на Лонг-Айленде. Работал журналистом, учителем, государственным служащим и медиком-добровольцем во время Гражданской войны в СЕЛА. В начале своей карьеры он опубликовал достаточно умеренную новеллу «Франклин Эванс» (1842). Свое главное произведение - «Листья травы» - Уитмен впервые опубликовал в 1855 г. за собственный счет. До самой смерти Уитмен продолжал его расширять и переделывать. В конце своей жизни Уитмен переехал в Кемдена, Нью-Джерси, где его здоровье резко ухудшилось. Он умер в 1892 г. в возрасте 72 лет, и его похороны стал общественным событием.

Всю жизнь Уитмен занимался политической и общественной деятельностью. Он поддерживал Условие Вілмота - проект поправки к Конституции, которая запрещала рабство, и вообще был против распространения рабства. В своей поэзии Уитмен исповедует равноправие всех рас, и в определенный период времени требует отмены рабства, однако позже усматривает в движении аболиционистов угрозу демократии.

Родился Уолт Уитмен в рабочей семьи, и поэтому в 11 лет уже работал «мальчиком на побегушках» у местного юриста бесплатно, только за то, что юрист давал ему книги из библиотеки. Дальше работал наборщиком в типографии, журналистом. В 1846 году он стал редактором в В «демократической газете», но уже в 1852 году расстался с журналистикой и начал заниматься литературной деятельностью.

Уитмен - реформатор американской поэзии. В сборнике стихов «Листья травы» (1855-1891) идеи близости к природе приняли космический характер; любой человек и любая вещь восприняты священными на фоне бесконечной во времени и пространстве эволюции Вселенной. Чувство родства со всеми людьми и всеми явлениями мира выражено посредством преображения лирического героя в других людей и неодушевленные предметы. Уитмен - певец «мировой демократии», всемирного братства людей труда, позитивных наук, любви и товарищества, не знающих социальных границ. Новатор свободного стиха.

Его главная книга «Листья травы» по жизни автора выходила шесть раз, при каждом переиздании, включая в себя новые циклы стихотворений, оставалась единым поэтическим произведением, в котором содержится многогранный и целостный образ Америки, где восторжествовала идея демократии. В XX веке «Листья травы» признаны одним из важнейших литературных событий, знаменовали собой революцию в поэзии, связанную с появлением свободного стиха (верлибра), новаторской стихотворной системы, пионером которой выступил Уитмен.

Извещая, что для него на земле не существует ничего чужого и что ему одинаково близки все люди, независимо от их социального статуса, расы, пола, конфессии и т.п., Уитмен предстает поборником социалистической идеи в наиболее обобщенном формулировке. Вместе с тем он осознает себя и мистиком, который предусматривал эпоху, когда все конфликты, противоречия и различия исчезнут, так что жизнь станет бесконечно сложным, изменчивым, но целостным организмом, «электрическим телом», как сказано в одном из его стихов. Телесность, вещественность, интерес к материальному, который никогда не ослабевает, физическая внешность явлений и упорное неприятие всего умозрительного составляют важную особенность поэтического мира «Листья травы».

Уитмен - один из первых поэтов, которые воссоздали реальность огромного современного города, воспринятого им как зримое олицетворение «общих связей в мироздании» и изобразили с репортерской точностью описания самых разных сторон его повседневной жизни. Чудеса техники, триумфы «индустрии» вызывали восхищение Уитмена, локомотив, «горластый красавец», что на огромной скорости мчится через дикие прерии, казался ему символом необратимого прогресса.

Доминирующее в поэзии Уитмена ощущение бесконечной широты и многоликости мироздания сочетается со столь же органическим ощущением вечной динамики, изменчивости, диалектической контрастности бытия. Оно не признает иерархии ценностей, потому что настоящая жизнь - постоянное движение в времени, бесконечные трансформации и метаморфозы:

«Все вращается вокруг меня, концентрируется во мне, исходит из меня самого. У меня есть только один центральный образ - общая человеческая личность».

Эта личность, намеренно лишена в «Листьях травы» уникальности, носит имена «Уолта Уитмена» или «сына Манхэттена». В действительности лирический герой книги представляет собой обобщенный портрет американца, для которого характерны предельная демократичность взглядов, неомрачимым оптимизм, способность устанавливать доверительные, родственные отношения с всеми людьми, которые встречаются на его пути, и сохранять восхищение перед жизнью во всех ее видах.

«Песня большой дороги», что входит в все авторские редакции «Листьев травы», наиболее последовательно воплощает философию радости, братства, полного слияния с миром и восхищение перед его завораживает динамичностью. Соединением этих мотивов создан лирический сюжет книги. Важное дополнение к нему - цикл «Барабанный бой», навеянный Гражданской войной 1861-1865, во время которой Уитмен был добровольцем-санитаром в армии жителей севера. Обожествляя Авраама Линкольна, Уитмен посвятил памяти президента, павшего от руки убийцы, проникновенную элегию «Когда во дворе перед домом цвел этой весною сирень».

Вера Уитмена в предназначение Америки, которая должна явить пример для всего человечества, став обществом победила социальной справедливости и триумфов духа, пошатнулась после окончания Гражданской войны, когда он убедился во всевластии «дракона наживы» и с тревогой писал об угрозе, создаваемой плоским меркантилизмом, которому подверглись соотечественники (книга публицистики «Демократические дали», 1871). Однако в целом оптимистическое мироощущение Уитмена не претерпело существенных изменений до конца его жизни.

Выраженное Вітменом новое мироощущение потребовало нетрадиционных художественных средств. Самым радикальным нововведением в «Листьях травы» был свободный стих, что в большой степени определило неуспех книги в современников, которые считали, что поэзия невозможна без правильных размеров и системы рим, обязательных в классической лирике. Верлибр Уитмена, в котором отсутствуют эти компоненты, представлял собой сложный синтез фольклорного и библейского стиха, синтаксического параллелизма, что отличает ораторскую прозу, ритмически однородных пассажей-перечислений («каталоги»), внутренних аллитераций и ассонансов, которые придают завершенность строках и всей строфе.

Считая, что его стих должен быть естественным, как дыхание, Уитмен решительно отмел канонические поэтические формы, на которых, как он считал, лежит следует неживой літературності, и заложил основы новой поэтики, которая получила исключительно интенсивное развитие в течение XX века, особенно в англоязычных странах. В честь Уитмена назван кратер на Меркурии.

Сборник Уитмена «Листья травы» увидела свет в 1855 году. До ее первого издания вошло двенадцать стихов и поэм без названий: отсутствие названий в произведениях имела подчеркнуть целостность и наскрізність поэтического замысла. Не менее весомой, чем сами стихи, была предисловие, в котором поэт выразил свои философские, эстетические, политические и литературные взгляды. Сборник «Листья травы», в дальнейшем постоянно дополняясь, начало качественно новый период в истории американской поэзии.

Новаторство Уолта Уитмена заключается в оригинальности тематики его поэзии, ее формы и образов. Творчество Уитмена определенным образом противостоит эстетике романтизма. Поэт отказывается от романтических идеалов и центром внимания своих произведений делает конкретную реальность, повседневная жизнь, обычного человека, даже физиологию: «Оспіваймо физиологию: ибо от макушки до мізинчика на ноге - все воспевание стоит» («воспеваю Себя»). В своих произведениях поэт откликается на политические события современной ему Америки, на проблемы своих соотечественников. Особенностью мироощущения поэта есть увлечение всеми проявлениями жизни, умение увидеть прекрасное в непоетичному, повседневной.

Воспевая жизнь, природу, каждую пересекаемую человека, его труд, Уитмен стремился создавать простые, доступные по своей форме стихи. В поисках новых приемов он отказывается от традиционных поэтических размеров и выразительных средств, которые, по мнению поэта, мешали четкому высказыванию мнений. Избегая рифмы, поэт придал особого значения ритма своих стихотворений.

Создавая широкую панораму жизни страны, обращаясь к большой аудитории, Уолт Уитмен часто использует приемы ораторского искусства. Однако поэт стремится простоты языка и четкости мыслей. Уитмен обогатил поэтический язык смелым использованием в произведениях разговорных слов и высказываний. В его произведениях часто встречаются вопросительные предложения, которые чередуются с ответами от лица автора, что придает поэзии разговорного характера. Уитмен также использует многократные повторы с целью подчеркнуть какое-то положение. Часто поэт начинает несколько строк анафорою:

...Для людей спрашиваю найщедрішої, самой тесной дружбы,

Спрашиваю, чтобы стебельки предстали словом, делом, живыми существами,

Людьми с осяяною солнцем душой открытой, новой, широкой, искренней,

Людьми, которые прокладывают первые пути, ступая уверенно, гордо и свободно,

Людьми отваги негасимой, людьми здоровых, красивых и чистых тел,

Людьми, беззаботно смотрят в лица президентов и губернаторов...

(«Идя травой степной», пер. М. Тупайло)

Вся дальнейшая творчество Уитмена была связана главным образом с переработкой и дополнением сборника «Листья травы». Менялась композиция книги, но название ее оставалась постоянной. Известно, что Уитмен набирал свою книгу в типографии собственноручно. Она вышла в зеленой переплете, на которой было відтиснуте листья травы. Имени автора нет на обложке, ни на титульной странице не указывалось. К книге прилагался портрет ее автора: это был мужчина с бородой, в шляпе набекрень, в расстегнутой на груди рубашке. Фамилия автора можно было обнаружить лишь где-то на двадцать девятой странице, одна из строк начинался таким образом:

Уолт Уитмен - один из грубых, простых людей космоса.

Композиция сборника «Листья травы» своеобразная. Она открывается стихами, которые Уитмен называет «Посвящениями». Но современный читатель, открывая сборник, знакомится со стихотворением «Себя я воспеваю»:

Себя я воспеваю - простую, отдельную Лицо...

Это - программное стихотворение. Уитмен видит себя певцом отдельной личности и множества людей, певцом тела и души. Именно личность поэта объединяет все стихотворения, придает целостности всей поэтическом наследии Уитмена.

Основной мыслью сборника «Листья травы» есть философская мысль о естественном равенстве всех людей. Поэт обращается к образа травы как символа всеобщего равенства.

Тематика стихов раВНОобразна. Цикл «Дети Адама» представляет интимную лирику. Сюда входит поэма «Я пою о тело электрическое», стихи «Из омута нуртівного океана», «Женщина ждет меня», «Я вас слышал, торжественно-мелодичные трубы органа» и т.д.

Во многих стихах настойчиво проводится мысль о равенстве, одинаковости всех людей. Слово «идентичность» - единообразие, тождество - любимое слово поэта. Эта мысль нашла свое яркое воплощение в строках, посвященных неграм. Поэт осуждает рабовладение. В поэме «Я пою о тело электрическое» он описывает базар, где торгуют рабами. Продается «тело» мужчины, а человек для Уитмена - это чудо. И поэтому нет в мире таких денег, что бы могли оплатить стоимость человека.

В «Песни о широкий путь» Уолт Уитмен говорит, что широкий путь мудро учит «никого не подносить, никого не приумножать». Таким образом поэт устанавливает величие равенства.

Уитмен воспевает также паровозы, фабричные трубы, домны, станки. Эта поэзия была поэзией города, поэзией будущего, новой индустриально-технической эры:

Свой поход зато начинай, индустрия!

Выводи свои бесстрашные армии, Технико!

Уитмен считается основателем урбанистической поэзии нашего времени, предшественником таких выдающихся поэтов-урбанистов, которым были Эмиль Верхарн, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский.

Тема природы также присуща лирике Уитмена; во многих стихах она является ведущей. Для поэта природа - это «чудо». «Чудо» - каждый уголок природы, каждый стебелек травы, каждый муравей, даже «обычная жаба» и мышь. В «Песни о себе» Уитмен поет гимн всему живому, что есть в природе: «Я верю: стебелек травы важна не менее, чем тяжелая работа звезд». Мысль, которую постоянно проводит поэт в своих стихах, - природа помогает раскрыть в человеке все лучшее.

Тема жизни и смерти является ведущей в стихи «От колыбели, что колеблется всегда неутомимо» (цикл «Морское течение»). Композиция стихотворения своеобразная. В нем поэт пытается воплотить свой старый замысел: создать поэтическое произведение по законам музыкального искусства подобно симфонии.

Поэма «Когда сирень расцвел в прошлом году в моем дворе» - это траурная песня, посвященная гибели президента. Создавая ее, поэт не пытается воспроизвести конкретный образ Линкольна, рассказать о свершения этого выдающегося деятеля или обрисовать обстоятельства его смерти. Корней Чуковский считал, что поэма - это «реквием» за человеком вообще, причитания каждого любящего за каждым любимым.

Не обошел Уитмен темы, которая волновала многих американских писателей (Лонгфелло и др.), - это судьба туземного населения Северной Америки, то есть индейцев. Она является главной в стихах «Дочь Инки» и «Оцеола».

Есть у Уитмена произведение, в котором имеются все главные темы его поэзии нашла выражение основная идея его творчества,- это поэма «Песня о себе». Именно в ней утверждается чувство собственного достоинства человека, человека с большой буквы; именно в ней ведущей является мысль о единстве всех людей на земли. Поэма состоит из 52 разделов и является триединой по композиционным строением.

Творчество Уитмена «впитала» в себя открытия и достижения романтизма первой половины XIX ст. .но авторский «метод выходит за пределы оправленных канонов, плодотворно овладевая отдельными принципами реализма, особенно в области поэтики...»

Уитмен стремился слиться с народом и стать его спикером. Поэт признавался в любви всему человечеству, стремясь исполнить душевным добром целую планету. Школа его - не только умение писать для всех, это и умение любить:

Кем бы ты ни был, я руку тебе на плечо возлагаю.

Чтобы ты стал моей песней, тебе шепчу к уху:

Скольких женщин и мужчин любил я, а тебя люблю я больше...

В названии книги «Листья травы» кроется центральная идея всего мироощущения Уолта Уитмена - чувство общности, единства всего, что существует во Вселенной. В ней совершается вечный круговорот, переход материи из одного состояния в другое, а раз так, то все связано цепочкой «бесконечной общности».

Скромное листья травы, что появляется из-под земли каждую весну, и становится символом этого коловорота, этого неисчерпаемого жизнь, ведь ничто не исчезает совсем - уничтожение нет, есть вечное обновление.

И себя, и свою поэзию Уитмен рассматривает прежде всего как часть этой огромной единства.

Бок о бок с этим ощущением всеобщего связи в поэзии Уитмена постоянно живет чувство безграничности мироздания, бесконечности пространства и времени, космической масштабности. Поэт оперирует категориями вечности, считает на миллионы, человек для него - звено в бесконечной цепи предков и потомков. В мире Уитмена не важны расовые, национальные или имущественные раВНОгласия, человек - прежде всего пассажир звездного корабля под названием Земля.

Отсюда вытекает второе ключевое понятие Уитмена - равенство всех людей.

И что приемлемо для меня, примете и вы,

Ибо каждый атом, принадлежащий мне, и вам предстоит.

Понятие демократии у Уитмена ни в коем случае не сводится к реалиям буржуаВНОй парламентской республики и практике буржуаВНОй демократии в США. Это мечта об идеальном общественном устройстве, в котором не будет места классовому неравенству, эксплуатации, бедности и голода, что перекликается с идеями утопического социализма.

В «Листьях травы» эта идея равенства воплощенная в раВНОобразии портретов людей Америки, калейдоскопически сменяют друг одного, - рабочих, фермеров, погонщиков, скотоводов, докеров и др. Их индивидуальные черты стерты, но все вместе они составляют обобщенный образ «простого человека» Америки, с которым поэт отождествляет себя и от имени которого говорит.

В основе этого человеческого братства у Уитмена лежат не социально-политические категории, а призыв к людям любить друг друга пылкой и восторженной любовью.

Без этой любви любой общественный устройство является безжизненным, а «тот, кто идет от без любви хоть минуту, на похороны свои он идет, завернутый в собственный саван». И в самом себе поэт превыше всего ценит именно способность к искренней, деятельной любви.

Такая любовь, как считает Уитмен, - общий закон жизни, и он не сводится к отношениям полов. Однако автор «Листья травы» обращается к извечной теме любви мужчины и женщины, причем делает это с удивительной для своего времени смелостью. Без тени аскетизма и кощунства Уитмен говорит в своих стихах о том, каким естественным и чистым является физическую сторону любви, каким прекрасным является человеческое тело, как сливаются в любви духовное и телесное начала в человеке (цикл «Дети Адама»).

Мечтая об идеальной демократии будущего, Уитмен видел ее зародыши в современной ему Америке простых тружеников. Эту Америку поэт нередко противопоставляет европейским странам, где сохранились реакционные режимы. В то же время он не закрывает глаза на пороки, которыми уязвленное американское общество.

Перед гражданской войной главной недостатком американского общества было рабство на Юге США. Жизненная философия Уитмена, проникнута гуманистическими идеями равенства, привела его в лагерь борцов против рабства - аболиционистов. Многочисленные стихи Уитмена проникнуты глубокой уважением к людям с черной кожей. Призывом к решительной схватки с рабовласництвом звучат стихи цикла «Барабанный бой».

В послевоенные годы особую тревогу Уитмена вызывает духовный и моральный упадок в его родной стране, сосредоточенность американцев на «купли-продажи», их погоня за наживой. Хотя социальный критицизм Уитмена является глубоким и порой горьким, все же вера автора «Листья травы» в конечное торжество добра и демократии остается незыблемой. Недостатки и уродство окружающей его жизни он оценивает как нечто внешнее и чуждое здоровой сущности демократического строя и человеческой природе. Уитмен горячо верит, что высшим законом жизни является добро.

Поэт, американец в третьем поколении, имеет право говорить от имени всех потому, что чувствует себя неотъемлемой частью родной земли: «Мой язык, каждый атом моей крови созданы из этой земли, этого воздух...». Будучи патриотом своей страны, часто говоря от имени «среднего американца», Уитмен же время абсолютно далек от национального шовинизма в любых его формах. Уитмен выходит за рамки чисто американской тематики и горячо поддерживает в своих стихах революционную борьбу европейских народов. К ним он обращается в стихах «Испания. 1873-1874», «Европа», «О Францию заря» и др.

Устойчивая вера в неотвратимость торжества демократии рождает в душе и творчестве Уитмена радостный, мажорный настроение. Решающее значение для Уитмена имеет подъем освободительного аболиционистского движения в стране, который объединил ее лучшие силы, победа над очагом реакции - рабовладельческим лагерем, территориальное расширение и материальный прогресс США, достигнутый трудом простых граждан страны. Все это отзывается в душе поэта бурным восторгом, ощущением радости жизни. Оптимизм Уитмена, отбрасывая сумм и бездействие, с большой поэтической силой утверждает ценность человеческого бытия.

Поэт демократии, Уитмен одновременно нередко подчеркивает, что он - «певец индивидуальности». На первый взгляд, здесь кроется противоречие: как совместить идеал всеобщего равенства, даже «тождества», и восхваление «Я». Однако, по мнению поэта, это является возможным и даже необходимым.

Эта особенность мировоззрения Уитмена обусловлена спецификой исторического развития США и национальной психологии, в которой идеи свободы и равенства идут рядом с индивидуализмом как характерной чертой американцев. В вітменівському индивидуализме нет никакого реакционного содержания. Наоборот, он призван убедить каждого в том, что человек является прекрасной, достойной уважения и любви, так же как и все люди вокруг. Все это ярко оказалось в программном для Уитмена произведении, который занимает центральное место в «Листьях травы», - поэме «Песня о себе». Поэма построена на перевоплощениях автора в многочисленных встречных. Причем в первую очередь Уитмен чувствует свою близость к людям труда, тех, на ком держится земля. Десятки «моментальных снимков» людей Америки разных профессий, объединенных методом монтажа, складываются в яркий и живой «коллективный портрет» народа и эпохи.