3 КЛАСС
БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ
Урок 26
Тема. Рассказы и сказки о животных. Джеральд Даррел «Цикламеновые рощи»
Цель: ознакомить учащихся с рассказом английского писателя; пробуждать интерес к животному миру; учить находить в структуре текста художественные описания природы, самостоятельно определять главных и второстепенных персонажей, составлять план к тексту и уметь им пользоваться во время пересказа прочитанного; совершенствовать навыки выразительного и правильного чтения; расширять словарный запас учащихся; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: карта мира; маршрутный лист; таблицы к играм «Точно и быстро», «Необычная математика»; скороговорка, дипломы; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой на урок
- Рада снова вас приветствовать и наш урок начать,
Будем учиться красиво, быстро весело и ловко.
- Настроение?
- Супер!
- Погода?
- Класс!
- К работе! Все в порядке!
II. Сообщение темы и задач урока
- Дети, у нас сегодня необычный урок, урок-марафон. Он отличается от обычного тем, что мы будем работать, мысленно путешествуя, но в условиях классного помещения. Преодолевая остановку за остановкой, мы будем изучать новый материал. Итак, ознакомимся с нашим маршрутным листом.
№ п/п |
Название остановки |
Задачи, которые нужно выполнить |
Подпись начальника станции |
1 |
Посуди! |
Игра «Точно и быстро. Кто или что? » |
|
2 |
Посчитай! |
Игра «Необычная математика» |
|
3 |
Поспеши! |
Чтение скороговорки |
|
4 |
Узнай! |
Ознакомление с темой урока и биографией автора |
|
5 |
Читай! |
Чтение рассказа «Цикламеновые рощи» |
|
6 |
Отвечай! |
Анализ содержания произведения |
|
7 |
Склады и перескажи! |
Составление плана к тексту и переводу по плану |
|
8 |
Порадуйся! |
Получение дипломов за хорошие успехи на уроке |
|
III. Работа над новым материалом
- Отправляемся в путешествие! Будьте очень внимательны и активны, ведь в конце маршрута активные ученики будут награждены дипломами.
>> Остановка 1. Посуди!
Игра «Точно и быстро. Кто или что?»
Кует - ... (кукушка)
Лает - ... (собака)
Каркает - ... (ворона)
Мяукает - ...
жужжит - ...
шипит - ...
варит - ...
ревет - ...
>> Остановка 2. Обчисли!
Игра «Необычная математика»
- Выполните действия и прочитайте результат.
О - ро + так - к + хи = ... (птицы)
Заря - оря + вера - а + и = ... (звери)
Конь - нь - и + ом + ахи = ... (насекомые)
Рыбак - бак + бык - к = ... (рыбы)
- Каким одним обобщающим словом можно назвать все образованные слова?
>> Остановка 3. Поспеши!
Чтение скороговорки на одном выдохе
Летел воробей через безверхий хлев,
Нос четверик гороха без червотоку,
Без червоточины, без прачервоточини.
>> Остановка 4. Узнай!
Сообщение темы урока, биографии автора
- Сегодня мы продолжим читать произведения о животных и познакомимся с английским писателем Джеральдом Малколмом Дарреллом и его интересным рассказом «Цикламеновые рощи».
Джеральд Даррелл - известный английский зоолог и путешественник, автор литературных произведений, статей, кинофильмов, радио - и телепередач о природе.
Родился он в 1925 году в семье инженера в индийском городе Джамшедпур. Экзотическая природа Индии произвела чрезвычайно сильное впечатление на маленького Джерри, первым словом которого было «зоопарк».
Отец Джерри умер, когда мальчику исполнилось три года, оставив жену с четырьмя детьми. А через несколько лет Даррелл переехали в Грецию на остров Корфу. В течение шести лет Джерри мог наблюдать жизнь растений и животных на этом замечательном острове.
Увлечение мальчика природой проявилось в сборе змей, лягушек, птиц и других животных. Именно счастливой жизни на Корфу была посвящена одна из самых популярных книг Дж. Даррелла «Моя семья и другие звери».
в 1939 году семья переезжает в Англию. Здесь после окончания колледжа Джеральд Даррелл идет работать сначала в зоомагазин, а впоследствии - смотрителем животных в зоопарке. И от того времени Джеральд - участник экспедиций в Африку, Южной Америки, Новой Зеландии, Австралии - занимается відловом животных для зоопарков. Однако Даррелл мечтает создать собственный зоосад, в котором бы содержались животные, которые в естественных условиях находятся на грани вымирания.
в 1958 году Джеральд Даррелл основал небольшой зоопарк на острове Джерси, что имел целью сохранения и размножения диких животных, которые вымирали. Сейчас Джерсійський зоопарк известен на весь мир. В течение всей своей деятельности Даррелл пропагандировал идею сохранения природы, делился опытом по содержанию животных в неволе.
Литературной деятельностью Джеральд Даррелл занялся по совету своего брата, известного английского писателя, который предложил ему писать книгу о своей экспедиции. Произведения Джеральд а Даррелла отличают тонкий юмор, интересный сюжет. Деятельность Джеральда Даррелла как директора зоопарка, писателя-натуралиста, зоолога имела чрезвычайно большое значение в деле сохранения редких видов животных.
>> Остановка 5. Читай!
Проработка произведения «Цикламеновые рощи»
1) Слушание произведения учениками. Проверка первичного восприятия.
- Как уже с самого начала понятно, что события происходят не в нашей стране?
- Кто рассказывает эту историю?
2) Словарная работа.
3) Чтение рассказа учащимися молча.
>> Остановка 6. Отвечай!
Анализ содержания произведения с элементами выборочного чтения
- С какой целью мальчик взял сороченят из гнезда?
- Как он себя оправдывал? Хорошо ли так поступать? Как герой относится к птицам?
- Почему семья Джерри так по-раВНОму отнеслась к птицам?
- Оцените поведение мамы и детей?
- Назовите главных и второстепенных персонажей.
- Вы держите дома каких-нибудь животных? Как вы их присматриваете?
>> Остановка 7. Склады и передай!
Коллективное составление плана прочитанного и пересказ рассказа по плану
IV. Итог урока
>> Остановка 8. Порадуйся!
Итог путешествия. Вручение дипломов
- Правильно сделал мальчик, взяв себе двух птенцов?
- Что вы поняли, прочитав этот рассказ? Как нужно относиться ко всему живому?
- Назовите главную мысль произведения.
- А сейчас самые активные ученики получат дипломы за преодоление препятствий во время нашего путешествия.
Задача для эрудитов
- Прочитайте самостоятельно продолжение рассказа о проделках сорок, чтобы понять, что парень на самом деле любил своих подопечных.