ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

3 КЛАСС

 

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

 

Урок 25

Тема. Рассказы и сказки о животных. Ян Грабовский «Рекс»

 

Цель: ознакомить учащихся с рассказом польского писателя Яна Грабовского; учить называть основные признаки рассказа как жанра, находить в структуре текста художественные описания животных, объяснять их роль в произведении; пробуждать интерес учащихся к животному миру; развивать навыки выразительного чтения и краткого пересказа текста; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: таблица слогов; карта Европы; таблица к игре «Найди пенек»; картины с изображением волка; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

И. Эмоциональный настрой на урок

Сегодня у нас необычный урок,

Сегодня мы сделаем еще один шаг

В известную страну, в страну прекрасную,

Что нас ждет и обогащает язык.

Чтобы нам быстрее к ней попадет,

Нужно экзамен сообразительности сложить.

Поэтому сядьте ровненько, следите внимательно,

Чтобы догадаться было нам нетрудно.

- Чтобы догадаться, в какую страну мы сегодня попадем, нужно вспомнить, какие страны являются нашими соседями. В одной из этих стран и проживал автор очень интересного рассказа, с которым мы сегодня познакомимся. Но перед тем, как начать работать, підготуймося к работе.

 

II. Упражнения на совершенствование читательских навыков

1. Розчитування

По таблице учащиеся читают слоги.

 

1

к

ак

ок

ук

ик

ик

эк

ек

как

юк

2

л

ла

ло

лу

ли

ли

ле

ле

ля

лю

3

л

ал

ол

ул

ил

ил

эл

ел

ял

юл

4

м

ма

мо

м

мы

ми

ме

мє

мя

мю

5

м

ам

ом

ум

ым

им

эм

ем

ям

юм

6

н

на

но

ну

ны

нет

не

не

ня

ню

7

н

ан

он

ун

ын

др

йен

йен

ян

юн

 

2. Упражнение на развитие внимательности

>> Игра «Найди пенек»

В таблице указаны одинаковые слова, а среди них есть такое, что отличается лишь одной буквой. Слова показывают детям в течение нескольких секунд. За это время они должны найти и назвать это слово, то есть «пенек».

Нос

гнев

носили

нос

гнал

носили

рос

гнев

носили

нос

гнев

косили

 

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока

С незапамятных времен животные живут рядом с людьми. Об их дружбе написано множество произведений. «Язык» зверей, птиц, насекомых может понять только тот, кто доброжелательно наблюдает за ними, не вмешивается в их жизнь, но в нужный момент приходит на помощь.

Произведение, что мы опрацьовуватимемо сегодня, наверняка вызовет у вас теплые чувства и желание больше знать о братьях наших меньших и беречь их. Вы правильно сказали про наши соседние государства. И в одной из них - в Польше - жил и творил замечательный писатель Ян Грабовский. Покажите на карте, где находится эта страна.

- О ком мы сегодня будем читать, узнайте сами, отгадав загадку.

Серый зверь, острое зрение,

Он караулит возле нор,

Хищный или ленивый, -

Спит и видит добычу. (Волк)

- Сегодня мы прочитаем рассказ «Рекс». Будем учиться выразительно читать текст, объяснять роль животных в нашей жизни, высказывать свое мнение относительно прочитанного.

 

IV. Работа над новым материалом

1. Ознакомление с биографией писателя

- Иногда кажется: ну что можно сказать нового об обычных лошадей, собак, кошек, кур или овец? Оказывается, очень много.

Польский писатель Ян Грабовский рассказал о своих любимцах такие невыдуманные и необычные истории, что начнешь читать - и не одірвешся!

Его герои часто разговаривают друг с другом, шутят, спорят. И хоть мы прекрасно понимаем, что животные на самом деле разговаривать не умеют, у нас ни на секунду не возникает ощущения, что автор это придумал. В чем же здесь секрет? А в том, что Ян Грабовский очень любил животных. И не только любил. Он их считал друзьями, помощниками человека. А еще он очень любил детей, которые всю жизнь его окружали. Поэтому произведения писателя полны неиссякаемой доброты.

Ян Грабовский прожил долгую жизнь. Будущий писатель родился в маленьком городке Рава Мазовецкая. По образованию он был инженером-химиком, но увлекался и многими другими профессиями: изучал историю искусств, преподавал в гимназии, составлял математические задачки, писал путеводители по родному краю, который прекрасно знал и любил.

И настоящим призванием Яна Грабовского была литература. Поэтому его книги «Рекс», «Пуцек», «Крылатая братия», «Любимый зверинец» добрые, мудрые и светлые, их очень любят польские ребятишки, да и не только польские, потому что произведения писателя переведены на многие языки мира.

Теперь о нем знаете и вы.

2. Чтение текста учителем

3. Словарная работа

- Объясните, как вы понимаете значение слов: ляпнул (сказал, проговорился), шмотки (вещи, подарки, сумки), крик (крик, шум), опрометью (очень быстро).

4. Чтение сказки учениками (цепочкой)

5. Анализ содержания с элементами выборочного чтения

- Как волк попал к человеческому жилищу?

- За что люди полюбили его?

- Какие повадки хищного животного проявились в Рекса?

- Прочитайте, как хозяин проучил волка за то, что он ловил кур.

- Почему именно умение быть верным другом погубило Рекса? Зачитайте.

6. Минутка-изюминка

- Своей внешностью обыкновенный, или серый волк напоминает большого сильного собаку.

Однако его очень легко узнать по свойственным только волкам признакам. У него широколобая голова с массивной вытянутой мордой, мощные клыки. Хвост всегда держит опущенным. Острые уши или торчат вверх, или прижаты назад и никогда не сгибаются вниз, как у собак.

У многих, наверное, сложилось впечатление, что волк - могучий царь всего животного мира Украины и сильного зверя за него нет. Он на всех нападает (даже на медведя), все его боятся. Каждое животное, почуяв дух сіроманця, опрометью бежит куда глаза глядят.

Но ни. Есть в природе и тот, кого волк боится сильнее охотника. Это орел-беркут, крупнейший хищная птица.

- Посмотрите на доску, я покажу вам картины с изображением волка.

- Чем он отличается от обычной собаки?

7. Развитие свяВНОй речи

1-я группа

Рассказать, какой вы представляете девочку Крисю, которая у нее нрав, внешний вид

2-я группа

Рассказать, каким вы представляете двор, в котором жили хозяева и Рекс

8. Работа в тетради

 

V. Обобщение и систематизация знаний

- Согласны ли вы с мнением, что дом диких животных - лес? Обоснуйте свои соображения.

 

VI. Итог урока

- Что поучительного для вас в этом рассказе?

- Какие чувства вызывает у вас такая концовка произведения?

- Действительно ли такое может произойти в реальной жизни?

Задача для эрудитов

- Прочитайте самостоятельно другие произведения Яна Грабовского о детях и животных, полны неиссякаемой добротой. Это рассказ «Метка», «Черный петух».