3 КЛАСС
БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ
Урок 25
Тема. Рассказы и сказки о животных. Ян Грабовский «Рекс»
Цель: ознакомить учащихся с рассказом польского писателя Яна Грабовского; учить называть основные признаки рассказа как жанра, находить в структуре текста художественные описания животных, объяснять их роль в произведении; пробуждать интерес учащихся к животному миру; развивать навыки выразительного чтения и краткого пересказа текста; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: таблица слогов; карта Европы; таблица к игре «Найди пенек»; картины с изображением волка; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
И. Эмоциональный настрой на урок
Сегодня у нас необычный урок,
Сегодня мы сделаем еще один шаг
В известную страну, в страну прекрасную,
Что нас ждет и обогащает язык.
Чтобы нам быстрее к ней попадет,
Нужно экзамен сообразительности сложить.
Поэтому сядьте ровненько, следите внимательно,
Чтобы догадаться было нам нетрудно.
- Чтобы догадаться, в какую страну мы сегодня попадем, нужно вспомнить, какие страны являются нашими соседями. В одной из этих стран и проживал автор очень интересного рассказа, с которым мы сегодня познакомимся. Но перед тем, как начать работать, підготуймося к работе.
II. Упражнения на совершенствование читательских навыков
1. Розчитування
По таблице учащиеся читают слоги.
1 |
к |
ак |
ок |
ук |
ик |
ик |
эк |
ек |
как |
юк |
2 |
л |
ла |
ло |
лу |
ли |
ли |
ле |
ле |
ля |
лю |
3 |
л |
ал |
ол |
ул |
ил |
ил |
эл |
ел |
ял |
юл |
4 |
м |
ма |
мо |
м |
мы |
ми |
ме |
мє |
мя |
мю |
5 |
м |
ам |
ом |
ум |
ым |
им |
эм |
ем |
ям |
юм |
6 |
н |
на |
но |
ну |
ны |
нет |
не |
не |
ня |
ню |
7 |
н |
ан |
он |
ун |
ын |
др |
йен |
йен |
ян |
юн |
2. Упражнение на развитие внимательности
>> Игра «Найди пенек»
В таблице указаны одинаковые слова, а среди них есть такое, что отличается лишь одной буквой. Слова показывают детям в течение нескольких секунд. За это время они должны найти и назвать это слово, то есть «пенек».
Нос |
гнев |
носили |
нос |
гнал |
носили |
рос |
гнев |
носили |
нос |
гнев |
косили |
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока
С незапамятных времен животные живут рядом с людьми. Об их дружбе написано множество произведений. «Язык» зверей, птиц, насекомых может понять только тот, кто доброжелательно наблюдает за ними, не вмешивается в их жизнь, но в нужный момент приходит на помощь.
Произведение, что мы опрацьовуватимемо сегодня, наверняка вызовет у вас теплые чувства и желание больше знать о братьях наших меньших и беречь их. Вы правильно сказали про наши соседние государства. И в одной из них - в Польше - жил и творил замечательный писатель Ян Грабовский. Покажите на карте, где находится эта страна.
- О ком мы сегодня будем читать, узнайте сами, отгадав загадку.
Серый зверь, острое зрение,
Он караулит возле нор,
Хищный или ленивый, -
Спит и видит добычу. (Волк)
- Сегодня мы прочитаем рассказ «Рекс». Будем учиться выразительно читать текст, объяснять роль животных в нашей жизни, высказывать свое мнение относительно прочитанного.
IV. Работа над новым материалом
1. Ознакомление с биографией писателя
- Иногда кажется: ну что можно сказать нового об обычных лошадей, собак, кошек, кур или овец? Оказывается, очень много.
Польский писатель Ян Грабовский рассказал о своих любимцах такие невыдуманные и необычные истории, что начнешь читать - и не одірвешся!
Его герои часто разговаривают друг с другом, шутят, спорят. И хоть мы прекрасно понимаем, что животные на самом деле разговаривать не умеют, у нас ни на секунду не возникает ощущения, что автор это придумал. В чем же здесь секрет? А в том, что Ян Грабовский очень любил животных. И не только любил. Он их считал друзьями, помощниками человека. А еще он очень любил детей, которые всю жизнь его окружали. Поэтому произведения писателя полны неиссякаемой доброты.
Ян Грабовский прожил долгую жизнь. Будущий писатель родился в маленьком городке Рава Мазовецкая. По образованию он был инженером-химиком, но увлекался и многими другими профессиями: изучал историю искусств, преподавал в гимназии, составлял математические задачки, писал путеводители по родному краю, который прекрасно знал и любил.
И настоящим призванием Яна Грабовского была литература. Поэтому его книги «Рекс», «Пуцек», «Крылатая братия», «Любимый зверинец» добрые, мудрые и светлые, их очень любят польские ребятишки, да и не только польские, потому что произведения писателя переведены на многие языки мира.
Теперь о нем знаете и вы.
2. Чтение текста учителем
3. Словарная работа
- Объясните, как вы понимаете значение слов: ляпнул (сказал, проговорился), шмотки (вещи, подарки, сумки), крик (крик, шум), опрометью (очень быстро).
4. Чтение сказки учениками (цепочкой)
5. Анализ содержания с элементами выборочного чтения
- Как волк попал к человеческому жилищу?
- За что люди полюбили его?
- Какие повадки хищного животного проявились в Рекса?
- Прочитайте, как хозяин проучил волка за то, что он ловил кур.
- Почему именно умение быть верным другом погубило Рекса? Зачитайте.
6. Минутка-изюминка
- Своей внешностью обыкновенный, или серый волк напоминает большого сильного собаку.
Однако его очень легко узнать по свойственным только волкам признакам. У него широколобая голова с массивной вытянутой мордой, мощные клыки. Хвост всегда держит опущенным. Острые уши или торчат вверх, или прижаты назад и никогда не сгибаются вниз, как у собак.
У многих, наверное, сложилось впечатление, что волк - могучий царь всего животного мира Украины и сильного зверя за него нет. Он на всех нападает (даже на медведя), все его боятся. Каждое животное, почуяв дух сіроманця, опрометью бежит куда глаза глядят.
Но ни. Есть в природе и тот, кого волк боится сильнее охотника. Это орел-беркут, крупнейший хищная птица.
- Посмотрите на доску, я покажу вам картины с изображением волка.
- Чем он отличается от обычной собаки?
7. Развитие свяВНОй речи
1-я группа
Рассказать, какой вы представляете девочку Крисю, которая у нее нрав, внешний вид
2-я группа
Рассказать, каким вы представляете двор, в котором жили хозяева и Рекс
8. Работа в тетради
V. Обобщение и систематизация знаний
- Согласны ли вы с мнением, что дом диких животных - лес? Обоснуйте свои соображения.
VI. Итог урока
- Что поучительного для вас в этом рассказе?
- Какие чувства вызывает у вас такая концовка произведения?
- Действительно ли такое может произойти в реальной жизни?
Задача для эрудитов
- Прочитайте самостоятельно другие произведения Яна Грабовского о детях и животных, полны неиссякаемой добротой. Это рассказ «Метка», «Черный петух».